ОБОБЩЕНИЕ это что такое ОБОБЩЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
ОБОБЩАТЬ, ГЕНЕРАЛИЗОВАТЬ Обобщения  и обобщенные ожидания

ОБОБЩЕНИЕ

Найдено 21 определение термина ОБОБЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Обобщение

некритичный, не содержащий оценки процесс выработки альтернативы.

Оцените определение:

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

ОБОБЩЕНИЕ

познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ОБОБЩЕНИЕ

выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция).

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ОБОБЩЕНИЕ

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ОБОБЩЕНИЕ

англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют "индуктивными". - Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Обобщение (генерализация)

процесс, при котором одно, конкретное событие становится представителем целого класса событий.

Источник: Т.Б. Фадеева. Психические и нервные болезни: справочник врача. Мн.: Современный литератор, 2002 г.107

Обобщение

результат исследования, который считается верным для группы людей, более крупной, чем те, которые были фактически представлены в исследовании или исследованиях, принесших этот результат.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Обобщение

Категория. Познавательный процесс.

Специфика. Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.

Источник: Психологический словарь

ОБОБЩЕНИЕ

1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации. 2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области. Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа. 3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3.

Так как эти значения очень "общие", термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. Некоторые общие примеры см. в следующих статьях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Обобщение

процесс, посредством которого один специфический опыт становится репрезентацией целого класса опытов.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП

Обобщение

Использование результатов, полученных на выборке, для заключения о том, что если бы был обследован весь контингент, то были бы получены аналогичные результаты. (При использовании в контексте решения задач обобщение означает стратегию, в которой проблема рассматривается как пример более широкого класса задач.)

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Обобщение

Стратегия решения задачи, при которой задача рассматривается как частный случай обширного класса задач.

Источник: Психология критического мышления. Термины по книге

Обобщение

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

ОБОБЩЕНИЕ

generalization ) — главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,,—это общее заключение на, основании ограниченного числа опытов,, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатах связана с репрезентативностью эксперимента и его валидностью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полноты представленности) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на; изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

Источник: Основы психологического эксперимента (термины)

Обобщение

мысленное выделение наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий.

Источник: Зоопсихология и сравнительная психология. Словарь основных понятий

Обобщение

Generalization). Процесс, посредством которого одно конкретное переживание начинает отражать целый класс пе¬реживаний; один из трех процессов моделирования в НЛП.

Источник: 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия

обобщение

форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности в сознании человека. Простейшие о. заключаются в обьединении, группировании обьектов на основе случайного признака. Более сложным является комплексное о., при котором группа обьектов обьединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое о., где четко дифференцируются видовые и родовые признаки и обьект включается в систему понятий.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ОБОБЩЕНИЕ

краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Обобщение

1. процесс формирования суждения или принятия решения, которые применимы ко всему классу или категории объектов, событий, явлений и ситуаций. Заслуживают упоминания два момента. Первый состоит в том, что обобщение всегда подразумевает логический процесс индукции, то есть перенос значения суждения об ограниченном числе наблюдений на остальные элементы данного класса явлений. Принимаемые во внимание черты сходства между последними могут быть весьма поверхностными, если страдает операция абстрагирования, отчего обобщение становится неадекватным. Второй момент заключается в том, что при обобщении игнорируются значительные различия, существующие между элементами класса (если страдает операция сравнения), тем самым также возникает возможность логической ошибки. Когда говорят о снижении или сниженном уровне обобщения, обычно имеют в виду оба указанных обстоятельства. В психопатологии известно, что операция обобщения в разной степени страдает при психоорганическом синдроме; 2. процесс распространения принципа или концепции на новые объекты или события, если обнаруживается, что они поддаются объяснению с уже известной позиции; 3. любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Обобщение

есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. (1.2.1, 17) не означает ничего иного, кроме образования высшего понятия , в систему обобщения которого включено данное понятие как частный случай. (1.2.1, 221) Каждой структуре обобщения (синкрет, комплекс, предпонятие, понятие) соответствует своя специфическая система общности и отношений общности общих и частных понятий, своя мера единства, абстрактного и конкретного, мера, определяющая конкретную форму данного движения понятий, данной операции мышления на той или иной ступени развития значений слов. (1.2.1, 271) всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая структура обобщения возникает не из заново проделанного мыслью непосредственного обобщения предметов, а из обобщения обобщенных в прежней структуре предметов. (1.2.1, 277) См. Значение, Мышление, Понятие

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Обобщение

мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.

Источник: Дошкольная психология

Найдено рефератов по теме ОБОБЩЕНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии

Лупенко Елена Анатольевна
Скачать PDF

Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов

Вашунина И.В.
В статье представлены результаты экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов. Визуальные параметры (такие как реалистичность, сложность, тривиальность, яркость и контрастность иллюстрации, геометрические формы и цветовая гамма изображенных объектов) могут влиять на восприятие вербального текста. Были выявлены гендерные отличия в восприятии информации.
Скачать PDF

Вершина развития индивида: обобщение в рамках новой модели

В статье рассматриваются темы, связанные с высшим уровнем развития индивида, реализующего свой внутренний потенциал. Описание данного процесса проводится с помощью систем и уровней «Личностно ориентированной концепции счастья» (ЛОКС), разработанной автором. Если двухсистемное построение ЛОКС дает возможность «объемного» рассмотрения научных теорий с разных точек зрения, то ее многоуровневый характер позволяет установить, а затем сравнить «глубину» и «высоту» сопоставляемых концепций. Теоретическая и экспериментальная работа, проделанная в последние годы, дает возможность содержательного анализа и обобщений относительно группы терминов, ассоциирующихся с акме вершиной человеческого развития. Высший уровень развития обеих систем концепции связан с понятиями «индивидуальность», «любовь», «смысл», «мудрость», «духовность», что открывает новые перспективы исследований в гуманистической и позитивной психологии. Выявленные закономерности создают возможности для оптимизации образовательного процесса, направленного на выявление и всемерное развитие учащимся своего индивидуального потенциала с его последующей продуктивной реализацией. Признание наделенности каждого учащегося уникальным врожденным потенциалом и перестройка процесса образования в данном направлении привели бы к впечатляющему росту примеров продуктивной самореализации и ускорению прогресса всего общества.
Скачать PDF

Обобщение закона факторизации семантического пространства применительно к любым оценочным шкалам

Розин М.Д., Мощенко И.Н., Свечкарев В.П., Иванова М.И.
Приводятся некоторые экспериментальные закономерности, полученные на базе мониторинга и моделирования эмоционального восприятия социальных процессов, проводимых с 2009 года по настоящий момент методом семантического дифференциала. Всего за этот период было опрошено несколько тысяч респондентов, в основном студентов городов Ростова-на -Дону, Грозного, Владикавказа и Карачаевска. А также политически активной части населения Ростова-на-Дону. Целью проводимых опросов было выявление эмоционального восприятия местного и центрального политических порядков, собственного уровня относительной депривации, культурной инфраструктуры и культурной жизни города в целом, собственного эмоционального состояния. Получено частичное подтверждение закона факторизации первичного пространства Ч.Осгуда. Для всех этих объектов и любой аудитории первичные семантические признаки сводятся к трем-четырем факторам. Однако нами показано, что такая закономерность наблюдается только для классического метода факторизации, при котором факторы выявляются на основе минимизации специфического случайного остатка. Для других методов факторизации число выявленных латентных показателей возрастает. Отметим, что этот результат ранее в литературе не отмечался. Вторая часть закона Осгуда о природе латентных показателей как факторов оценки, силы и активности не обладает такой общностью. Для наших объектов разбиения первичных признаков на пучки не происходит, все признаки перемешаны в каждом факторе. Проведенный факторный анализ результатов, полученным по когнитивной части анкеты показал, что и для этих параметров выполняется та же, что и для семантической части, закономерность. Вся совокупность первичных признаков сводится к четырем-пяти латентным факторам. Когнитивная часть анкеты никакого отношения к методике семантического дифференциала не имеет. Общим для обеих частей анкеты является то, что в них используются оценочные шкалы. И полученный результат заставляет предположить, что обнаруженная Осгудом закономерность факторизации связана не со спецификой семантического пространства и эмоционального восприятия, а является частным случаем общей факторизации любой оценочной шкалы. Для проверки этого предположения было проведено исследование результатов опроса студентов ЮФУ с целью выявления удовлетворенности учебным процессом, проведенным в 2015 г. Анкетирование носило чисто когнитивный характер, было использовано 20 первичных когнитивных признаков, характеризующих образовательный процесс с различных сторон. Всего было опрошено около 4000 студентов. Факторизация классическим методом показала, что три показателя описывают 95% вариации первичных признаков, а четыре 97%. Что убедительно показывает общую природу факторизации как семантических, так и когнитивных оценочных шкал. Нами предположено, что природа такой закономерности кроется в психофизиологических особенностях формирования оценок респондентами. В среднем человек оценивает любой объект не более чем по трем четырем факторам. При попытке увеличить число оцениваемых параметров между ними начинает наблюдаться корреляция. Этот результат заставляет по новому взглянуть на разработку анкет и на адекватность многих проведенных ранееопросов. Получается, что использовать крупные шкалы (с числом оцениваемых параметров гораздо больше четырех) не имеет смысла, они все равно свернутся до четырех факторов. При этом адекватность результатов естественно будет снижаться. Выявленная ограниченность восприятия оценочных параметров служит дополнительным источником погрешностей результатов измерений. И в полной мере это относится ко всем ранее полученным результатам по большим оценочным шкалам.
Скачать PDF

Возрастные особенности восприятия смерти: опыт психолого-философских обобщений

Мордовцева Т.В.
Скачать PDF

Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы

Морозова И.С., Бугакова Е.О.
Статья посвящена исследованию динамических аспектов развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено обучения. В работе выявлены возрастные особенности развития обобщения детей младшего и среднего школьного возраста.
Скачать PDF

Влияние формирования обобщения на общий уровень умственного развития старших дошкольников

Магомедханова Умагани Шамхаловна
Статья посвящена исследованию взаимосвязи мыслительной операции обобщения и общего уровня умственного развития старших дошкольников. Проблема развития детских обобщений рассматривается в рамках диалектического подхода. Экспериментально проверено и доказано, что формирование операции обобщения обусловливает значительное повышение общего уровня умственного развития. Выделены гендерные различия в первичной ориентировке детей на обобщающий признак.
Скачать PDF

Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении

Драндров Герольд Леонидович, Краснов Юрий Иванович, Фаттахов Рафаэль Вагизович
В работе рассматриваются психологические особенности решения тактических задач в спортивных играх, в частности в футболе. Обосновывается положение о том, что решение тактических задач может осуществляться как на уровне «практического интеллекта» с ориентацией на внешние видимые отношения между элементами игровой ситуации, так и на уровне теоретического мышления с учетом имеющихся между ними внутренних, существенных связей. Выделяются педагогические условия формирования у юных футболистов обобщенной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий.
Скачать PDF

Роль механизма художественного обобщения в развитии образного мышления читателя-школьника

Сосновская Ирина Витальевна
В настоящей статье автор раскрывает возможности и роль механизма художественного обобщения в развитии образного мышления ребёнка. Опираясь на уровневую природу сознания и на структуру образа, автор подробно описывает процесс преображения слов в образы, значений в смыслы в процессе восприятия художественных произведений. Активизация всех полюсов художественного образа в процессе восприятия, несомненно, придаёт этому восприятию глубину и целостность, развивая тем самым способность видеть за образом не значение, а смысл.
Скачать PDF

“гендерные страсти” у Notre-Dame de Paris: опыт социально-философского обобщения

Богатова Лариса Михайловна
В статье представлен опыт социально-философского обобщения наиболее актуальных проблем, охвативших современные гендерные отношения. На основе событий, произошедших в последнее время во Франции, анализируются причины, особенности и противоречия, связанные с легализацией нетрадиционной сексуальности. Выявлено, что среди социокультурных последствий тех перемен, которые активно развернулись в настоящее время в сфере семейно-брачных отношений, особую озабоченность вызывает разрушение традиционных гендерных диспозиций.
Скачать PDF

Адаптация и удовлетворенность трудом: эмпирические исследования, обобщения и результаты

Макеева Оксана Владимировна
Исследования по проблемам адаптации и удовлетворенности трудом социологи и психологи активно ведут в нашей стране с 1960-х гг., за рубежом с начала XX в. Удовлетворенность трудом чаще всего рассматривают как результат адаптации, измеряемый в объективных и субъективных показателях. Наиболее признано влияние на нее факторов: пола, возраста, стажа, характера и содержания труда, престижа профессии в обществе, личных ценностно-смысловых ориентаций работников. В библиотековедении эта тема разработана слабо, глубоких теоретических исследований почти нет. В 2014 г. ГПНТБ СО РАН провела изучение адаптации и удовлетворенности трудом в трех крупных библиотеках Сибирского федерального округа. Были получены общие (характерные для всех библиотек) и частные результаты.
Скачать PDF