ОБЪЕМ ПАМЯТИ

Найдено 7 определений термина ОБЪЕМ ПАМЯТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБЪЕМ ПАМЯТИ

см. Памяти объем.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПАМЯТИ ОБЪЕМ

англ. memory span) - количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала (см. Память).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Объем памяти

memory span) О. п. относится к максимальному числу несвязанных между собой объектов, к-рые можно удержать в памяти и повторить или осознать за один раз. О. п. относится не к продолжительности сохранения в памяти, но лишь к количеству материала, к-рое можно удерживать одновременно в сознании. Измерение объема памяти. Метод оценки О. п. описан более века назад, и с тех пор использовались различные подходы к его измерению. Общепринятым методом определения О. п. яв-ся зачитывание вслух перечня пунктов чел., проходящему тестирование. Перечень может состоять из несвязанных между собой цифр, букв или слов. После завершения ряда чел. просят его повторить. Серии постепенно удлиняются до тех пор, пока тестируемый не терпит неудачу в этом задании. Клиническая оценка. В ряде психометр. тестов меры О. п. используются для помощи в оценке и постановке диагноза. О. п. яв-ся одной из широкого множества взаимодействующих способностей, к-рые вносят свой вклад в общий уровень функционирования, измеряемый некоторыми тестами интеллекта. Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине первоначально использовалась при оценке IQ у детей. На различных уровнях этого теста ребенка просили повторять цифры по порядку; предполагают, что с увеличением возраста дети способны повторять возрастающее число цифр. В 2,5 года от ребенка ожидают, что он сможет повторить две цифры, три цифры - в 3 года, четыре цифры - в 4,5 года, пять цифр - в 7 лет, и шесть цифр - в 10 лет. Нормальный О. п. взрослого составляет около семи цифр. Тест "Повторение цифр" - это один из нескольких субтестов Векслеровских шкал интеллекта, к-рые могут способствовать оценке не только интеллектуального функционирования, но также некоторых характеристик личности. Тест "Повторение цифр" можно сочетать с др. мерами для оценивания степени отвлекаемости. Легко отвлекаемые люди испытывают затруднения с точным восприятием и кодированием. Кроме того, тест "Повторение цифр" требует не только точного припоминания и соблюдения последовательности цифр, но и их озвучивания. На выполнение этого теста, особенно когда обследуемого просят повторить цифры в обратном порядке, существенно влияют тревога или напряжение. Тесты О. п. также используются в клинической оценке взрослых, страдающих от различных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера. Хотя, по-видимому, и в процессе нормального старения возникают минимальные изменения объема памяти, люди, страдающие болезнью Альцгеймера, обнаруживают подобное ухудшение в значительной степени. Тест "Повторение цифр" яв-ся полезным инструментом в общей оценке недостаточной обучаемости, мозговых нарушений и задержки психич. развития. О. п. в лаборатории. Лабораторное исслед. О. п. стало частью изучения моделей памяти как обработки информ. О. п. называют также кратковременной памятью, к-рая яв-ся этапом обработки информ. в направлении из сенсорной памяти через кратковременную память в долговременную память. Размер О. п. был основным вопросом важной статьи Миллера, озаглавленной "Магическое число семь: некоторые пределы нашей способности перерабатывать информацию". Т. зр., выраженная в этой статье, предзнаменовала появление когнитивной перспективы в психологии. О. п. в повседневной жизни. О. п. играет главную роль в любой деятельности, для к-рой необходимо извлекать информ. из долговременной памяти. Когда это происходит, то в любой данный момент времени возможно воспроизвести примерно лишь такое количество единиц информ., к-рое можно удержать в кратковременной памяти. Более того, О. п. весьма важен для способности понимать речь (необходимо помнить начало предложения столь долго, чтобы понять смысл его окончания), делать записи, а также выполнять множество задач, начиная от набора телефонного номера до запоминания того, что ты ищешь на кухне. Следует помнить, что ограничения, накладываемые кратковременной памятью, выполняют весьма полезную функцию. Представим себе на минуту, что можно помнить каждый телефонный номер, к-рый когда-либо был набран. Сумма информ. в конце концов станет просто подавляющей. Ограничивая информ., к-рая со временем находит себе пристанище в долговременной памяти, О. п. в действительности помогает уменьшить когнитивный беспорядок. См. также Магическое число семь, Память, Повторение Ф. М. Кодл

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ

характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОБЪЕМ ПАМЯТИ

одна из индивидуальных характеристик памяти, определяемая количеством запоминаемого материала. Величина О. п. зависит от вида памяти: кратковременной или долговременной. Под объемом кратковременной памяти (она зачастую одновременно является и оперативной) понимают число стимулов, которое может быть запомнено в течение однократного, достаточно быстрого предъявления. Это — наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу воспроизведено при одном повторении. Объем кратковременной памяти весьма ограничен (7+/-2 единицы), он более близок к инварианту, если измерять его числом символов, длиной последовательности символов, а не длиной алфавита или количеством информации. Эту закономерность следует учитывать при организации деятельности оператора. Информацию, которая поступает к оператору и которая должна фиксироваться в его кратковременной памяти, необходимо кодировать (см. Кодирование) самыми емкими символами, содержащими большое количество информации и отобранными на больших по длине алфавитов. Объем кратковременной памяти зависит от способа предъявления стимулов (последовательно и параллельно) и их модальности. Считается, что О. п. выше при параллельном предъявлении зрительных стимулов. Объем долговременной памяти более близок к инварианту, если измерять его количеством информации, усвоенным при одном повторении запоминаемого материала и каждом считывании той же информации. Он составляет от 5 до 20 дв. ед. Это означает, что повторное восприятие, каждое новое повторение, считывание того же самого материала в среднем могут добавить к той же информации, которая уже хранится в памяти, не более 20 дв. ед. в среднем и лишь в случае, когда информация закодирована самыми емкими символами. О. п. наиболее высок при первом повторении и с каждым последующим повторением уменьшается. Отмеченное различие в инвариантах О. п. при кратковременном и долговременном запоминании нужно учитывать при работе оператора в разных режимах обслуживания: немедленного и отставленного, когда основная нагрузка падает соответственно на кратковременную или долговременную память, когда может иметь место одноразовое запоминание или многократное накопление запоминаемой информации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Памяти объем

1. число единиц информации, которые индивид воспроизводит сразу же после представления серии разрозненных стимулов. Характеризует кратковременную память на тот или иной вид стимулов (буквы, слоги, короткие слова, цифры и т.д.). В среднем это 7 +/- 2 единиц информации (под единицей информации в данном случае понимается любое ее количество, «упакованное» в один блок: фонема, слово, фраза и т.д.); 2. вообще – объем разных видов памяти индивида или вообще человека. Приводятся сведения о том, что общий объем человеческой памяти является фантастическим и составляет приблизительно 10 в 33-й степени единиц информации (если впечатления при этом организованы определенным образом), то память человека потенциально является безграничной).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Объем памяти

количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. (Академия, 2001, 336с)

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Объем памяти как фактор креативности дошкольников

Дудорова Екатерина Валерьевна
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка. Обнаружены корреляции показателей объема кратковременной памяти и параметров креативности (беглости и гибкости), по данным эксплораторного факторного анализа определена их совместная структура. По итогам применения дисперсионного анализа выявлены значимые эффекты кратковременной памяти на беглость и гибкость.
Скачать PDF

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Воспитание подростка: объем проблемы

Кондратюк О.Е., Куликова Н.Г.
Рассмотрены проблемы психических новообразований подросткового возраста. Поставлена проблема анализа причин неустойчивости психики подростка вследствие эмоциональных изменений в его подсознании, вступающих в конфликт с сознательными установками, желаниями и мотивами. Показана связь духовного кризиса общества с актуальностью проблемы социализации подростка.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудн

Пигарев А. Ю.
Предлагается методика развития рабочей памяти для студентов, испытывающих объективные трудности в изучении математических дисциплин по причине недостатка рабочей памяти. Методика основана на компьютерных тренажерах, созданных автором (http://mathtutor.narod.ru). Теоретической основой работы является теория рабочей памяти Алана Бэддли, а также данные эмпирических исследований о высокой корреляции между параметрами рабочей памяти и способностями к изучению математики.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии. Зрелость данных структур обуславливает избирательность, прочность, объем сохранения химической информации в памяти. Показано различие структурной организации памяти студентов с разным уровнем специальных химических способностей. В группе более успешных химиков, помимо структур долговременной памяти на химическую информацию и структур, обеспечивающих возможность запоминания информации в разных форматах, выявлены структуры «общих химических закономерностей».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!