ОБЪЕМ ПАМЯТИ
Объем памяти
количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени.
ПАМЯТИ ОБЪЕМ
англ. memory span) - количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала (см. Память).
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ
характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПАМЯТИ ОБЪЕМ
количество информации, которое может сохраняться в долговременной памяти человека. Это количество до сих пор точно никем не было установлено, однако считается, что П.о. человека является огромным, так как никому еще не удалось определить его пределы. В психологии чаще, чем понятие П.о., используются словосочетания объем кратковременной памяти и объем оперативной памяти. См. памяти кратковременной объем, память, память долговременная, память кратковременная, память оперативная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Памяти объем
1. число единиц информации, которые индивид воспроизводит сразу же после представления серии разрозненных стимулов. Характеризует кратковременную память на тот или иной вид стимулов (буквы, слоги, короткие слова, цифры и т.д.). В среднем это 7 +/- 2 единиц информации (под единицей информации в данном случае понимается любое ее количество, «упакованное» в один блок: фонема, слово, фраза и т.д.); 2. вообще – объем разных видов памяти индивида или вообще человека. Приводятся сведения о том, что общий объем человеческой памяти является фантастическим и составляет приблизительно 10 в 33-й степени единиц информации (если впечатления при этом организованы определенным образом), то память человека потенциально является безграничной).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОБЪЕМ ПАМЯТИ
одна из индивидуальных характеристик памяти, определяемая количеством запоминаемого материала. Величина О. п. зависит от вида памяти: кратковременной или долговременной. Под объемом кратковременной памяти (она зачастую одновременно является и оперативной) понимают число стимулов, которое может быть запомнено в течение однократного, достаточно быстрого предъявления. Это — наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу воспроизведено при одном повторении. Объем кратковременной памяти весьма ограничен (7+/-2 единицы), он более близок к инварианту, если измерять его числом символов, длиной последовательности символов, а не длиной алфавита или количеством информации. Эту закономерность следует учитывать при организации деятельности оператора. Информацию, которая поступает к оператору и которая должна фиксироваться в его кратковременной памяти, необходимо кодировать (см. Кодирование) самыми емкими символами, содержащими большое количество информации и отобранными на больших по длине алфавитов. Объем кратковременной памяти зависит от способа предъявления стимулов (последовательно и параллельно) и их модальности. Считается, что О. п. выше при параллельном предъявлении зрительных стимулов. Объем долговременной памяти более близок к инварианту, если измерять его количеством информации, усвоенным при одном повторении запоминаемого материала и каждом считывании той же информации. Он составляет от 5 до 20 дв. ед. Это означает, что повторное восприятие, каждое новое повторение, считывание того же самого материала в среднем могут добавить к той же информации, которая уже хранится в памяти, не более 20 дв. ед. в среднем и лишь в случае, когда информация закодирована самыми емкими символами. О. п. наиболее высок при первом повторении и с каждым последующим повторением уменьшается. Отмеченное различие в инвариантах О. п. при кратковременном и долговременном запоминании нужно учитывать при работе оператора в разных режимах обслуживания: немедленного и отставленного, когда основная нагрузка падает соответственно на кратковременную или долговременную память, когда может иметь место одноразовое запоминание или многократное накопление запоминаемой информации.
Объем памяти
memory span) О. п. относится к максимальному числу несвязанных между собой объектов, к-рые можно удержать в памяти и повторить или осознать за один раз. О. п. относится не к продолжительности сохранения в памяти, но лишь к количеству материала, к-рое можно удерживать одновременно в сознании. Измерение объема памяти. Метод оценки О. п. описан более века назад, и с тех пор использовались различные подходы к его измерению. Общепринятым методом определения О. п. яв-ся зачитывание вслух перечня пунктов чел., проходящему тестирование. Перечень может состоять из несвязанных между собой цифр, букв или слов. После завершения ряда чел. просят его повторить. Серии постепенно удлиняются до тех пор, пока тестируемый не терпит неудачу в этом задании. Клиническая оценка. В ряде психометр. тестов меры О. п. используются для помощи в оценке и постановке диагноза. О. п. яв-ся одной из широкого множества взаимодействующих способностей, к-рые вносят свой вклад в общий уровень функционирования, измеряемый некоторыми тестами интеллекта. Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине первоначально использовалась при оценке IQ у детей. На различных уровнях этого теста ребенка просили повторять цифры по порядку; предполагают, что с увеличением возраста дети способны повторять возрастающее число цифр. В 2,5 года от ребенка ожидают, что он сможет повторить две цифры, три цифры - в 3 года, четыре цифры - в 4,5 года, пять цифр - в 7 лет, и шесть цифр - в 10 лет. Нормальный О. п. взрослого составляет около семи цифр. Тест "Повторение цифр" - это один из нескольких субтестов Векслеровских шкал интеллекта, к-рые могут способствовать оценке не только интеллектуального функционирования, но также некоторых характеристик личности. Тест "Повторение цифр" можно сочетать с др. мерами для оценивания степени отвлекаемости. Легко отвлекаемые люди испытывают затруднения с точным восприятием и кодированием. Кроме того, тест "Повторение цифр" требует не только точного припоминания и соблюдения последовательности цифр, но и их озвучивания. На выполнение этого теста, особенно когда обследуемого просят повторить цифры в обратном порядке, существенно влияют тревога или напряжение. Тесты О. п. также используются в клинической оценке взрослых, страдающих от различных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера. Хотя, по-видимому, и в процессе нормального старения возникают минимальные изменения объема памяти, люди, страдающие болезнью Альцгеймера, обнаруживают подобное ухудшение в значительной степени. Тест "Повторение цифр" яв-ся полезным инструментом в общей оценке недостаточной обучаемости, мозговых нарушений и задержки психич. развития. О. п. в лаборатории. Лабораторное исслед. О. п. стало частью изучения моделей памяти как обработки информ. О. п. называют также кратковременной памятью, к-рая яв-ся этапом обработки информ. в направлении из сенсорной памяти через кратковременную память в долговременную память. Размер О. п. был основным вопросом важной статьи Миллера, озаглавленной "Магическое число семь: некоторые пределы нашей способности перерабатывать информацию". Т. зр., выраженная в этой статье, предзнаменовала появление когнитивной перспективы в психологии. О. п. в повседневной жизни. О. п. играет главную роль в любой деятельности, для к-рой необходимо извлекать информ. из долговременной памяти. Когда это происходит, то в любой данный момент времени возможно воспроизвести примерно лишь такое количество единиц информ., к-рое можно удержать в кратковременной памяти. Более того, О. п. весьма важен для способности понимать речь (необходимо помнить начало предложения столь долго, чтобы понять смысл его окончания), делать записи, а также выполнять множество задач, начиная от набора телефонного номера до запоминания того, что ты ищешь на кухне. Следует помнить, что ограничения, накладываемые кратковременной памятью, выполняют весьма полезную функцию. Представим себе на минуту, что можно помнить каждый телефонный номер, к-рый когда-либо был набран. Сумма информ. в конце концов станет просто подавляющей. Ограничивая информ., к-рая со временем находит себе пристанище в долговременной памяти, О. п. в действительности помогает уменьшить когнитивный беспорядок. См. также Магическое число семь, Память, Повторение Ф. М. Кодл
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006