движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Невербальная коммуникация
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная).
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Невербальная коммуникация
лат. verbum - слово, сommunicare – делать общим, связывать; общаться) – общий термин, охватывающий все аспекты межличностного общения за исключением содержанательных аспектов речи: интонации и громкость голоса, взгляд, мимика, жесты, позы, походка, вегетативные реакции, факторы контекста, предвосхищение.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые выражаются без использования внешнего, произносимого языка. Жесты, положения тела, выражения лица, факторы контекста, предвосхищение и т.п., все это попадает в сферу компонентов коммуникационной системы, которая передает информацию без использования того, что является специфически лингвистическим. См. кинезиология, паралингвистика, проксемика.
Коммуникация невербальная
система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. К. н. имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения. В.А. Лабунская
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Ваш друг Марк пришел из клиники, куда ходил на осмотр. Как только он вошел в комнату и вы бросили на него взгляд, вы без всяких слов поняли, что с ним что-то не так. Как вам это удалось? С помощью невербальной коммуникации.
Люди общаются друг с другом не только с помощью речи и письма, но и используя невербальные (неязыковые) средства. В данном случае Марк выразил свои чувства именно с их помощью. В число средств невербального общения входят выражение лица, движения глаз, язык жестов и прикосновение. Согласно одному предположению, человеческое лицо может выразить шесть основных эмоций: гнев, страх, счастье, печаль, удивление и отвращение. Однако это не значит, что люди могут выражать вообще только шесть эмоций. На самом деле основные эмоции сочетаются между собой; так, мы можем выразить одновременно удивление и отвращение или страх и гнев. На основе шести главных эмоций можно выразить любые сложные чувства.
Взгляд играет важную роль в процессе общения, затрудняя или облегчая разговор между людьми. Говорящий старается избежать прямого взгляда, пока не закончит высказывание; ближе к концу он переводит взгляд на лицо собеседника. Таким образом, он как бы сообщает о том, что заканчивает высказывание и ждет ответа. С другой стороны, слушатель почти всегда глядит прямо на говорящего. Направление взгляда используется и в других случаях. Например, если в течение долгого времени смотреть человеку прямо в глаза, то это воспринимается как признак гнева и враждебности. Большое количество информации может передать язык тела — различные жесты, позы1 и движения. Например, если человек сидит, скрестив ноги и руки, то такая поза воспринимается как защитная позиция. Прикосновение — одно из наиболее интимных средств коммуникации; считается оно допустимым или нет, зависит во многом от конкретной ситуации.
См. также статьи «Развитие речи», «Социальная психология», «Установки», «Формирование впечатлений».
Люди общаются друг с другом не только с помощью речи и письма, но и используя невербальные (неязыковые) средства. В данном случае Марк выразил свои чувства именно с их помощью. В число средств невербального общения входят выражение лица, движения глаз, язык жестов и прикосновение. Согласно одному предположению, человеческое лицо может выразить шесть основных эмоций: гнев, страх, счастье, печаль, удивление и отвращение. Однако это не значит, что люди могут выражать вообще только шесть эмоций. На самом деле основные эмоции сочетаются между собой; так, мы можем выразить одновременно удивление и отвращение или страх и гнев. На основе шести главных эмоций можно выразить любые сложные чувства.
Взгляд играет важную роль в процессе общения, затрудняя или облегчая разговор между людьми. Говорящий старается избежать прямого взгляда, пока не закончит высказывание; ближе к концу он переводит взгляд на лицо собеседника. Таким образом, он как бы сообщает о том, что заканчивает высказывание и ждет ответа. С другой стороны, слушатель почти всегда глядит прямо на говорящего. Направление взгляда используется и в других случаях. Например, если в течение долгого времени смотреть человеку прямо в глаза, то это воспринимается как признак гнева и враждебности. Большое количество информации может передать язык тела — различные жесты, позы1 и движения. Например, если человек сидит, скрестив ноги и руки, то такая поза воспринимается как защитная позиция. Прикосновение — одно из наиболее интимных средств коммуникации; считается оно допустимым или нет, зависит во многом от конкретной ситуации.
См. также статьи «Развитие речи», «Социальная психология», «Установки», «Формирование впечатлений».
Источник: 101 ключевая идея психологии
Невербальная коммуникация
англ. nonverbal communication) - система несловесных форм О. и взаимопонимания людей. Реализуется как интонационно-тембровыми особенностями голоса (просодическими характеристиками речи), так и выразительными движениями (жест, поза, мимика). Известна под терминами: экстралингвистическая и паралингвистическая коммуникация. В историческом плане Н. к. - сравнительно молодая наука, ее интенсивное развитие относится ко 2-й пол. ХХ в. В процессе речевого О. Н. к. осуществляется параллельно со словом (как бы «между слов») и составляет второй по отношению к слову информационный канал О., существенно дополняющий и видоизменяющий смысловое содержание речи. Этим определяется важная психол. роль Н. к. и ее сильное влияние на межличностные отношения (напр., в ситуации: радушные слова, произнесенные холодным, насмешливым или раздраженным тоном и т. п.). Н. к. отличается от вербальной речи целым рядом существенных психоакустических и психофизиол. особенностей: 1) эволюционной древностью происхождения, что доказывается, в частности более ранним формированием Н. к. в онтогенезе человека (согласно закону ГеккеляМюллера - онтогенез повторяет филогенез); 2) полисенсорной природой реализации при участии как голосовых средств (слуховой канал восприятия), так и выразительных движений (визуальный канал восприятия), а также путем кожно-тактильной рецепции, тепловой и хеморецепции (обоняние); 3) функц. независимостью от вербального канала, что проявляется в возможности воспроизведения и восприятия любых видов Н. к. независимо от семантики слова и дивергенции невербальной информации по отношению к вербальной (как, напр., в упоминаемой ситуации восприятия радушных слов, произнесенных холодным или раздраженным тоном). Физиол. основой независимости Н. к. по отношению к вербальной речи является функц. асимметрия латеральной локализации в мозгу центров речи и Н. к.: речевые центры (Брока и Вернике) расположены в левом полушарии мозга, а Н. к. осуществляется в осн. при участии функций правого полушария; 4) Н. к. характеризуется значительной непроизвольностью и подсознательностью проявления; 5) независимостью от языковых барьеров; 6) особенностями акустических средств кодирования и 7) физиол. механизмов декодирования мозгом (посегментный аналитический принцип восприятия речи и симультанный интегральный принцип оценки невербальной информации). В рамках канала Н. к. реципиенту передается до 9 осн. видов невербальной информации и сотни возможных их разновидностей о психол. и психофизич. свойствах и состояниях говорящего. Лит.: Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998; Он же. Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы // Психология XXI века: учебник для вузов. М., 2003. В. П. Морозов
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011