Нерефлексивное слушание

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нерефлексивное слушание
в диалоге) – явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно-молчаливое участие в общении, заключающееся в том, чтобы не мешать, дать полнее высказаться увлеченному или возбужденному человеку и в результате лучше его понять. При этом знаками аудитивного внимания и доброжелательной поддержки партнера, которому надо «излить душу», будут краткие поощрительные реплики слушателя {Да? И что же? Понимаю, Продолжайте, Это любопытно и т. п.), а также адекватная этому невербалика. Слушатель, однако, при этом не проникается эмоциями собеседника, а лишь полнее вникает в поступающую от него информацию.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

Слушание нерефлексивное
лат. reflexio - отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе терапевтической сессии с клиентом. Прием широко используется в контексте психотерапии гуманистического направления. Предназначение С. н. - создание условий для того, чтобы клиент полностью выговорился особенно в ситуациях, когда ему необходимо обсудить свои наболевшие вопросы (напр., семейный конфликт). Правила С. н.: (а) минимум ответов (невмешательство) со стороны психолога; (б) быть своеобразной «губкой», впитывающей все, что говорит клиент, без какого-либо отбора и сортировки; (в) постоянно подавать клиенту сигналы, что тот услышан. Для этого психолог используются короткие реплики: «Да…», «Да-да…», «Понимаю…» и пр. Эти реплики нейтральны, помогают клиенту говорить (приглашая продолжать), показывают ему, что им интересуются, хотят знать его мнение и чувства. Сигналом внимания для клиента может быть и кивок головы психолога, легкое изменения выражения его лица и пр. Недостатки использования С. н. проявляются в след. ситуациях: (1) у клиента желание говорить слабое или совсем отсутствует; (2) есть опасность, что внимание психолога клиент истолкует как полное согласие с содержанием его рассказа; (3) в течение длительного времени иногда приходится слушать пустую болтовню. Лит.: Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970; Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011