симптомы психологической дисфункции, вызванные локальными повреждениями головного мозга.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
Синдромы нейропсихологические
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СИНДРОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
устойчивые сочетания нарушений функций психических высших при локальных поражениях мозга головного. Выявляются посредством специальных методик, в том числе разработанных А. Р. Лурией.
При поражении первичных полей возникают элементарные расстройства функций сенсорных и двигательных. В зависимости от локализации поражения могут возникать как нарушения первичные, связанные с нарушением физиологических функций данного участка мозга, так и нарушения вторичные, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функциональной.
При поражении первичных полей возникают элементарные расстройства функций сенсорных и двигательных. В зависимости от локализации поражения могут возникать как нарушения первичные, связанные с нарушением физиологических функций данного участка мозга, так и нарушения вторичные, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функциональной.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
симптомокомплексы нарушений высших психических функций вследствие локальных поражений головного мозга; включают в себя первичные, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные, обусловленные выпадением обусловленного локализацией поражения звена функциональной системы, нарушения (напр., при поражении височных отделов коры доминантного полушария страдает речевой слух, обеспечивающий анализ и синтез речи (первичный дефект) и в связи с этим нарушается понимание устной речи, расстраиваются процессы чтения и письма и т.д. (вторичный дефект); комплексы первичных и вторичных симптомов составляют С. н.; систематика С. н. и методы их диагностики разработаны А.Р. Лурия и его сотрудниками
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Нейропсихологические синдромы
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + psyche - душа + logos - учение и syndrome - сочетание.
Категория. Устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Специфика. При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования
Виды:
- при поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух;
- при поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие, возникают расстройства праксиса;
- при поражении третичных корковых полей зоны перекрытия височный, теменной и затылочной коры проявляются нарушения непосредственной ориентировки в пространстве, дефекты пространственной организации движений, расстройства понимания семантических конструкций, отражающих пространственные отношения;
- при поражении вторичных корковых полей височных отделов мозга в качестве первичных дефектов выступают нарушения слуха, а в качестве вторичных - расстройства речевых процессов, связанных со слухом;
- при поражении вторичных корковых полей теменной постцентральной области оказываются выражены нарушения кинестезической основы двигательных актов, расстройства координации и управления различными движениями и речью;
- при поражении премоторных областей коры больших полушарий развиваются нарушения сукцессивной организации движений, переключения от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации;
- при поражении префронтальных третичных областей коры наблюдается нарушение программирования различных произвольных форм психической деятельности и контроля за ними;
- при поражении медио-базальных отделов лобных долей коры мозга возникают нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что проявляется в аспонтанности, акинезии, снижении уровня бодрствования, в нарушениях селективности психических процессов, появлении контаминации, арушениях памяти на семантическом уровне, в возникновении эйфории, эмоциональной неадекватности и некритичности;
- при поражении медио-базальных отделов височных долей мозга возникают изменения аффективных процессов, модально-неспецифические расстройства памяти, нарушения состояний бодрствования и сознания;
- при поражении подкорковых структур, расположенных по средней линии мозга, происходят расстройства цикла "сон - бодрствование", изменения состояния сознания, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания.
Диагностика. Выявление нейропсихологических синдромов осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методов А.Р.Лурия.
Категория. Устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Специфика. При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования
Виды:
- при поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух;
- при поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие, возникают расстройства праксиса;
- при поражении третичных корковых полей зоны перекрытия височный, теменной и затылочной коры проявляются нарушения непосредственной ориентировки в пространстве, дефекты пространственной организации движений, расстройства понимания семантических конструкций, отражающих пространственные отношения;
- при поражении вторичных корковых полей височных отделов мозга в качестве первичных дефектов выступают нарушения слуха, а в качестве вторичных - расстройства речевых процессов, связанных со слухом;
- при поражении вторичных корковых полей теменной постцентральной области оказываются выражены нарушения кинестезической основы двигательных актов, расстройства координации и управления различными движениями и речью;
- при поражении премоторных областей коры больших полушарий развиваются нарушения сукцессивной организации движений, переключения от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации;
- при поражении префронтальных третичных областей коры наблюдается нарушение программирования различных произвольных форм психической деятельности и контроля за ними;
- при поражении медио-базальных отделов лобных долей коры мозга возникают нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что проявляется в аспонтанности, акинезии, снижении уровня бодрствования, в нарушениях селективности психических процессов, появлении контаминации, арушениях памяти на семантическом уровне, в возникновении эйфории, эмоциональной неадекватности и некритичности;
- при поражении медио-базальных отделов височных долей мозга возникают изменения аффективных процессов, модально-неспецифические расстройства памяти, нарушения состояний бодрствования и сознания;
- при поражении подкорковых структур, расположенных по средней линии мозга, происходят расстройства цикла "сон - бодрствование", изменения состояния сознания, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания.
Диагностика. Выявление нейропсихологических синдромов осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методов А.Р.Лурия.
СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
нарушение-аберрации высших псих. функций, кот. возникает в результате локально-топических поражений кортекса головного мозга в форме-матрице кровоизлияний, опухолей, различных травм, а исследования-интерпретации, связанные с С.н. составляют базально-кардинальную задачу клинической нейропсихологии, с учетом специфическо-оригинальных методик, разработанных А.Лурия; укажем, что С.н. инкарнируются-возникают при поражении вторичных, третичных корковых полей, тогда как поражение первичных полей приводит к элементарным расстройствам-аберрациям сенсорно-двигательных функций; синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга инкарнируются-выражаются в виде дифференциальных нарушений оптико-визуального восприятия — объект-предметного, цветового, континуумо-пространственного; синдромы поражения третичных корковых полей зоны инкарнируются-проявляются в дефектах-нарушениях непосредственной ориентировки субъекта в экстеросреде-пространстве, в аномалиях пространственной конститутивности-тектонизации самих движений. а также в деформациях-расстройствах осмысления-понимания дискурсивно - грамматических и семантическо-верификационных конструкций-моделей, кот. отражают континуумо-пространственные или же квазиконтинуумо-пространственные корреляции-когеренции; синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при кот. субстанциональными аберрациями выступают дефекты речевого или же неречевого слуха, а вторичными явл. расстройства-деструкции дифференциально-речевых процессов, коррелируемых с речевым слухом или же с музыкальным слухом, неречевым слухом; синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, кот. инкарнируются-выражаются в дефектах кинестезического базиса моторно-двигательных актов, например, кинетик рук, движений туловища, динамике речевого аппарата, кот. представляют собой первичнобазальный дефект; синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, кот. модальноизируются аберрациями последовательной конституции-тектонизации дифференциальных кинетик-движений руки, речевого аппарата; синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, кот. инкарнируются-репродуцируются в дефектах-аномалиях программирования дифференциально-произвольных форм психоактивности-психодеятельности субъекта и невозможностью осуществления контроля-регуляции за их протеканием, причем дефекты, связанные с целепрограммированием фиксируются-дефиницируются в креативно-гностических процессах, кинетических актах и в суммационных феноменах поведения субъекта; синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга, модальноизируются отсутствием перводефектов гнозиса, праксиса и речи, а квинтэссенциональным симптомом при данной аберрации явл. аномалии-дефекты в системе регуляции процессов, связанных с неспецифической активацией, что и приводит к декинезии, деактивации, снижению уровня сублимации-бодрствования-подъема, аберрациям селективности в психических процессах, аномалиям-дефектам памяти на семасиологических уровнях; синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, кот. модальноизируются трансформациями дифференциально-аффективных процессов, неспецифически-аберрационными расстройствами памяти, аномалиями состояний психосублимации, бодрствования, психоподьема или же сознания; аберрация-дефекты подкорковых моделей структур, кот. расположены по средней линии приводит к инкарнации-репродукции С.н. симптоматика коих зависит от самого уровня поражения этих структур-субструктур, а данные синдромы модальноизируются-критериеизируются аберрациями фаз-этапов; сон — бодрствование — сон — бодрствование, дифференциальными метаболизациями сознания + подсознания, различными неспецифически-корреляционными аберрациями механизмов внимания и механизмов памяти, а новые изучение-интерпретации-исследования данных дифференциальных синдромов и составляют генерально-научную цель-задачу новационного направления-течения в нейропсихологии — нейропсихологии детского возраста.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
англ. neuropsychological syndromes) - закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизли- , яний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия (см. Методы Лурия). С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей (см. Кора головного мозга). Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н.
Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
I. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.
Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия - предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. (см. Агнозия) - и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта (см. Апраксия); при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения (см. Алексия).
Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (т. е. зоны перекрытия temporalis - височной, parietalis - теменной и occipitalis - затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или "квазипространственные" отношения (см. Афазия), в нарушении образных наглядных интеллектуальных операций, счета (см. Акалькулия) и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.
Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными - расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом (см. Афазия) или с неречевым и музыкальным слухом (см. Амузия). В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухорече-вой памяти, проявляющееся в виде слабости слухо-речевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия.
Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, которые выражаются в нарушении кинестезической (проприоцептивной) основы двигательных актов (движений руки, туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями (см. Апраксин) и афферентно-моторные нарушения речи (см. Афазия), а также расстройства осязания (см. Астпереогноз).
Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений (руки, речевого аппарата и др.). При данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций нарушено бывает переключение от одного движения к др., возникают двигательные или речевые персеверации. Подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в др. случаях.
Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием (см. Расстройства памяти как мнестической деятельности). Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
П. Поражение медиобазальных отделов коры мозга приводит к появлению след. синдромов.
Синдромы поражения медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще - при поражении медиальных или медиобазальных отделов лобных долей правого полушария).
Синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания (см. Психические состояния).
Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылоч-но-теменных отделов мозга.
III. Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла "сон-бодрствование", изменениями состояния сознания, модально-неспецифическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения др. подкорковых структур.
IV. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии - нейропсихологии детского возраста. (Е. Д. Хомская.)
Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
I. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.
Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия - предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. (см. Агнозия) - и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта (см. Апраксия); при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения (см. Алексия).
Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (т. е. зоны перекрытия temporalis - височной, parietalis - теменной и occipitalis - затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или "квазипространственные" отношения (см. Афазия), в нарушении образных наглядных интеллектуальных операций, счета (см. Акалькулия) и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.
Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными - расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом (см. Афазия) или с неречевым и музыкальным слухом (см. Амузия). В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухорече-вой памяти, проявляющееся в виде слабости слухо-речевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия.
Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, которые выражаются в нарушении кинестезической (проприоцептивной) основы двигательных актов (движений руки, туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями (см. Апраксин) и афферентно-моторные нарушения речи (см. Афазия), а также расстройства осязания (см. Астпереогноз).
Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений (руки, речевого аппарата и др.). При данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций нарушено бывает переключение от одного движения к др., возникают двигательные или речевые персеверации. Подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в др. случаях.
Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием (см. Расстройства памяти как мнестической деятельности). Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
П. Поражение медиобазальных отделов коры мозга приводит к появлению след. синдромов.
Синдромы поражения медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще - при поражении медиальных или медиобазальных отделов лобных долей правого полушария).
Синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания (см. Психические состояния).
Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылоч-но-теменных отделов мозга.
III. Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла "сон-бодрствование", изменениями состояния сознания, модально-неспецифическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения др. подкорковых структур.
IV. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии - нейропсихологии детского возраста. (Е. Д. Хомская.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004