НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Синдромы нейропсихологические
симптомы психологической дисфункции, вызванные локальными повреждениями головного мозга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СИНДРОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
устойчивые сочетания нарушений функций психических высших при локальных поражениях мозга головного. Выявляются посредством специальных методик, в том числе разработанных А. Р. Лурией.
При поражении первичных полей возникают элементарные расстройства функций сенсорных и двигательных. В зависимости от локализации поражения могут возникать как нарушения первичные, связанные с нарушением физиологических функций данного участка мозга, так и нарушения вторичные, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функциональной.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
симптомокомплексы нарушений высших психических функций вследствие локальных поражений головного мозга; включают в себя первичные, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные, обусловленные выпадением обусловленного локализацией поражения звена функциональной системы, нарушения (напр., при поражении височных отделов коры доминантного полушария страдает речевой слух, обеспечивающий анализ и синтез речи (первичный дефект) и в связи с этим нарушается понимание устной речи, расстраиваются процессы чтения и письма и т.д. (вторичный дефект); комплексы первичных и вторичных симптомов составляют С. н.; систематика С. н. и методы их диагностики разработаны А.Р. Лурия и его сотрудниками

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Нейропсихологические синдромы
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + psyche - душа + logos - учение и syndrome - сочетание.
Категория. Устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Специфика. При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования
Виды:
- при поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух;
- при поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие, возникают расстройства праксиса;
- при поражении третичных корковых полей зоны перекрытия височный, теменной и затылочной коры проявляются нарушения непосредственной ориентировки в пространстве, дефекты пространственной организации движений, расстройства понимания семантических конструкций, отражающих пространственные отношения;
- при поражении вторичных корковых полей височных отделов мозга в качестве первичных дефектов выступают нарушения слуха, а в качестве вторичных - расстройства речевых процессов, связанных со слухом;
- при поражении вторичных корковых полей теменной постцентральной области оказываются выражены нарушения кинестезической основы двигательных актов, расстройства координации и управления различными движениями и речью;
- при поражении премоторных областей коры больших полушарий развиваются нарушения сукцессивной организации движений, переключения от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации;
- при поражении префронтальных третичных областей коры наблюдается нарушение программирования различных произвольных форм психической деятельности и контроля за ними;
- при поражении медио-базальных отделов лобных долей коры мозга возникают нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что проявляется в аспонтанности, акинезии, снижении уровня бодрствования, в нарушениях селективности психических процессов, появлении контаминации, арушениях памяти на семантическом уровне, в возникновении эйфории, эмоциональной неадекватности и некритичности;
- при поражении медио-базальных отделов височных долей мозга возникают изменения аффективных процессов, модально-неспецифические расстройства памяти, нарушения состояний бодрствования и сознания;
- при поражении подкорковых структур, расположенных по средней линии мозга, происходят расстройства цикла "сон - бодрствование", изменения состояния сознания, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания.
Диагностика. Выявление нейропсихологических синдромов осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методов А.Р.Лурия.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
нарушение-аберрации высших псих. функций, кот. возникает в результате локально-топических поражений кортекса головного мозга в форме-матрице кровоизлияний, опухолей, различных травм, а исследования-интерпретации, связанные с С.н. составляют базально-кардинальную задачу клинической нейропсихологии, с учетом специфическо-оригинальных методик, разработанных А.Лурия; укажем, что С.н. инкарнируются-возникают при поражении вторичных, третичных корковых полей, тогда как поражение первичных полей приводит к элементарным расстройствам-аберрациям сенсорно-двигательных функций; синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга инкарнируются-выражаются в виде дифференциальных нарушений оптико-визуального восприятия — объект-предметного, цветового, континуумо-пространственного; синдромы поражения третичных корковых полей зоны инкарнируются-проявляются в дефектах-нарушениях непосредственной ориентировки субъекта в экстеросреде-пространстве, в аномалиях пространственной конститутивности-тектонизации самих движений. а также в деформациях-расстройствах осмысления-понимания дискурсивно - грамматических и семантическо-верификационных конструкций-моделей, кот. отражают континуумо-пространственные или же квазиконтинуумо-пространственные корреляции-когеренции; синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при кот. субстанциональными аберрациями выступают дефекты речевого или же неречевого слуха, а вторичными явл. расстройства-деструкции дифференциально-речевых процессов, коррелируемых с речевым слухом или же с музыкальным слухом, неречевым слухом; синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, кот. инкарнируются-выражаются в дефектах кинестезического базиса моторно-двигательных актов, например, кинетик рук, движений туловища, динамике речевого аппарата, кот. представляют собой первичнобазальный дефект; синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, кот. модальноизируются аберрациями последовательной конституции-тектонизации дифференциальных кинетик-движений руки, речевого аппарата; синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, кот. инкарнируются-репродуцируются в дефектах-аномалиях программирования дифференциально-произвольных форм психоактивности-психодеятельности субъекта и невозможностью осуществления контроля-регуляции за их протеканием, причем дефекты, связанные с целепрограммированием фиксируются-дефиницируются в креативно-гностических процессах, кинетических актах и в суммационных феноменах поведения субъекта; синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга, модальноизируются отсутствием перводефектов гнозиса, праксиса и речи, а квинтэссенциональным симптомом при данной аберрации явл. аномалии-дефекты в системе регуляции процессов, связанных с неспецифической активацией, что и приводит к декинезии, деактивации, снижению уровня сублимации-бодрствования-подъема, аберрациям селективности в психических процессах, аномалиям-дефектам памяти на семасиологических уровнях; синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, кот. модальноизируются трансформациями дифференциально-аффективных процессов, неспецифически-аберрационными расстройствами памяти, аномалиями состояний психосублимации, бодрствования, психоподьема или же сознания; аберрация-дефекты подкорковых моделей структур, кот. расположены по средней линии приводит к инкарнации-репродукции С.н. симптоматика коих зависит от самого уровня поражения этих структур-субструктур, а данные синдромы модальноизируются-критериеизируются аберрациями фаз-этапов; сон — бодрствование — сон — бодрствование, дифференциальными метаболизациями сознания + подсознания, различными неспецифически-корреляционными аберрациями механизмов внимания и механизмов памяти, а новые изучение-интерпретации-исследования данных дифференциальных синдромов и составляют генерально-научную цель-задачу новационного направления-течения в нейропсихологии — нейропсихологии детского возраста.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
англ. neuropsychological syndromes) - закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизли- , яний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия (см. Методы Лурия). С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей (см. Кора головного мозга). Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н.
Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
I. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.
Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия - предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. (см. Агнозия) - и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта (см. Апраксия); при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения (см. Алексия).
Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (т. е. зоны перекрытия temporalis - височной, parietalis - теменной и occipitalis - затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или "квазипространственные" отношения (см. Афазия), в нарушении образных наглядных интеллектуальных операций, счета (см. Акалькулия) и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.
Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными - расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом (см. Афазия) или с неречевым и музыкальным слухом (см. Амузия). В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухорече-вой памяти, проявляющееся в виде слабости слухо-речевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия.
Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, которые выражаются в нарушении кинестезической (проприоцептивной) основы двигательных актов (движений руки, туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями (см. Апраксин) и афферентно-моторные нарушения речи (см. Афазия), а также расстройства осязания (см. Астпереогноз).
Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений (руки, речевого аппарата и др.). При данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций нарушено бывает переключение от одного движения к др., возникают двигательные или речевые персеверации. Подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в др. случаях.
Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием (см. Расстройства памяти как мнестической деятельности). Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
П. Поражение медиобазальных отделов коры мозга приводит к появлению след. синдромов.
Синдромы поражения медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще - при поражении медиальных или медиобазальных отделов лобных долей правого полушария).
Синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания (см. Психические состояния).
Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылоч-но-теменных отделов мозга.
III. Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла "сон-бодрствование", изменениями состояния сознания, модально-неспецифическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения др. подкорковых структур.
IV. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии - нейропсихологии детского возраста. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
340.92 кб

Социокультурные факторы формирования нейропсихологического синдрома

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович, Минаков Сергей Александрович
Несмотря на то, что роль социальных (возраст, образование, принадлежность к некоторой группе) и культурных (этнических) факторов всегда подчеркивалась основателями российской нейропсихологии, эмпирических исследований соотношения
Читать PDF
337.52 кб

Нейропсихологические критерии оценки невропатического болевого синдрома

Сапон Н. А.
Изучены нейропсихологические характеристики хронического нейропатического болевого синдрома.
Читать PDF
684.92 кб

Нейропсихологический статус детей с последствиями синдрома Веста: анализ случаев

Цветков Андрей Владимирович
Выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с последствиями синдрома Веста основные симптомы лежат в области среднего мозга, что не соответствует ни актуальному возрасту, ни возрасту действия «вредности».
Читать PDF
3.38 мб

Нейропсихологические особенности больных с миофасциальным болевым синдромом при паркинсонизме

Байрамова Л. Н.
Читать PDF
2.33 мб

Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Рысина Наталья Николаевна, Емельянова Татьяна Валерьевна
В статье представлено краткое описание методологической основы нейропсихологического подхода в коррекции когнитивных и поведенческих трудностей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Читать PDF
168.73 кб

Нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций у детей и подростков с парциальны

Микадзе Юрий Владимирович, Гогберашвили Т. Ю.
Статья посвящена исследованию сочетаний нейропсихологических синдромов, характеризующих нарушения высших психических функций (ВПФ) при разных по локализации эпилептического очага парциальных (фокальных) формах эпилепсии в детском
Читать PDF
107.61 кб

Нейропсихологические синдромы у пациентов с болезнью Паркинсона после глубокой электростимуляции стр

Микадзе Ю. В., Титкова Ирина Игоревна, Гуща А. О., Тюрников В. М.
Представлены результаты нейропсихологического обследования 10 пациентов с болезнью Паркинсона, которым проводилась глубокая электростимуляция структур паллидарного комплекса.
Читать PDF
2.57 мб

Нейропсихологические методы диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей: в поис

Емельянцева Т.А.
Представлен обзор научной литературы, посвященной выбору нейропсихологического метода диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, позволяющего надежно оценить характер и степень тяжести когнитивного дефицита
Читать PDF
362.89 кб

Нейропсихологические расстройства при синдроме начальных проявлений недостаточности кровоснабжения г

Статинова Е.А., Омельченко Р.Я.
Изучались нейропсихологические расстройства при синдроме начальных проявлений недостаточности кровоснабжения головного мозга (НПНКМ), обусловленном атеросклерозом брахиоцефальных артерий.
Читать PDF
217.07 кб

Особенности нейропсихологического статуса и структуры ночного сна у детей с синдромом обструктивных

Калашникова Татьяна Павловна, Ястребова Анна Викторовна, Анисимов Григорий Владимирович
Цель. Изучить клинические особенности сна и его структуры по данным ночного полисомнографического исследования и особенности развития высших корковых функций у детей с синдромом обструктивных апноэ/гипопноэ сна (СОАГС).
Читать PDF
476.80 кб

Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с о

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье анализируются данные нейропсихологического обследования детей 7-10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального развития ребенка.
Читать PDF
488.86 кб

Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследо

Ахутина Татьяна Васильевна, Матвеева Екатерина Юрьевна, Романова Антонина Александровна
Актуальной проблемой современной нейропсихологии является создание единой батареи тестов для оценки высших психических функций (ВПФ), совмещающей достоинства качественного и количественного подходов.
Читать PDF
105.55 кб

Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивност

Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Шевченко И.А.
Доклад излагает результаты экспериментального исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с целью решения следующих задач: • сравнить потенциал некоторых Луриевских и западных тестов нарушений функций программ

Похожие термины: