НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

Найдено 1 определение:

НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

В ходе формирования навыка выделяется много частных фаз, объединяемых в более общие периоды.

1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Обучение движению начинается с выявления его двигательного состава - набора элементов движения и их последовательности и сочетаний. Это знакомство идет путем показа, рассказа, разъяснения и наблюдения. Идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Здесь существует "ловушка" видимой легкости движения. Потому следующая фаза первого периода, самая трудоемкая, уходит на бесконечные повторения для выяснения внутренней картины движения. Одновременно происходит обучение перешифровке афферентных сигналов в эффекторные команды. Накопление "словаря перешифровок" - одно из важнейших событий этого периода. Большое число повторений необходимо, поскольку перешифровки должны быть найдены для любых вариантов движений и отклонений. Последнее чрезвычайно важное событие, завершающее этот период, состоит в первоначальной "росписи" коррекций по нижележащим уровням.

Совместно работающие уровни можно представить как иерархическую систему колец (-> принцип кольца рефлекторного). На самом деле схема должна быть сложнее: содержать не два, а больше этажей и на каждом уровне - не одно, а много колец. Но на примере двух соподчиненных колец можно рассмотреть отношения ведущего и любого из нижележащих уровней. Кольцу ведущего уровня принадлежит общая программа движения, все остальные блоки дублируются в кольце фонового уровня. В частности, у него есть свой "рецептор", через него поступают сигналы об аспектах движения, соответственных данному уровню, и часто это - сигналы иной модальности, чем сигналы ведущего уровня. Эффектор у обоих колец общий. 2. Второй период - период автоматизации движения. Здесь происходит полная передача отдельных компонент движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы о нем. Здесь же происходят еще два очень важных процесса:

1) увязка деятельности всех низовых уровней;

2) "рекрутирование" готовых двигательных блоков, выработанных по другим поводам - именно им объясняются качественные скачки, иногда наблюдаемые при овладении новым движением. По мере автоматизации движения оно уходит из-под контроля сознания, и этому "уходу" можно и должно помочь - перестать обращать внимание на движение. При этом помогает ускорение темпа движения, непрерывное многократное повторение, а самое действенное - включить движение в более сложную двигательную задачу. 3. В третий, последний период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации. При стабилизации навык обретает такую прочность и помехоустойчивость, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. А стандартизация - это обретение навыков стереотипности; при многократном повторении движения получается серия одинаковых копий. Стереотипность появляется еще благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы: это достигается за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Такая траектория - особая, уникальная линия, при движении по коей развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении. Благодаря им обретаются легкость, непринужденность и стереотипность.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет

Безруких М.М., Крещенко О.Ю.
Проведено комплексное исследование психофизиологической структуры и особенностей нарушений письма и чтения на начальном и завершающем этапах формирования навыка.
Читать PDF

Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде

Гришко И.В
Читать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Читать PDF

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка.
Читать PDF

К вопросу о психологическом механизме формирования «бренда»

Володина А. Н.
Бренд это сформированная предрасположенность реагировать определенным образом на те или иные товары, возникшая в результате отражения в сознании человека в ответ на различное маркетинговое и социально
Читать PDF

Психологические механизмы формирования дезадаптивности личности молодежи в условиях семейной микроср

Морозова Елена Анатольевна
Статья посвящена проблеме формирования дезадаптивности личности молодежи в условиях семейной микросреды.
Читать PDF

Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска

Пономарев Н.Л.
Читать PDF

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личн
Читать PDF

Психологический механизм формирования наркотической зависимости

Кора Наталия Алексеевна
Читать PDF

Психофизиологические механизмы формирования стратегий адаптивного поведения у студентов с разным уро

Хохлова Лариса Александровна
В статье представлены результаты исследования, анализирующего взаимосвязь психофизиологических и психологических механизмов адаптации и типа поведенческого реагирования студентов в стационарных и изме
Читать PDF

Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психо

Рыжов Василий Васильевич, Телепова Надежда Николаевна
Целью статьи является изложение продуктивных идей о психологическом механизме деструктивных изменений личности под влиянием аддиктивных факторов, а так же об основных аспектах формирования устойчивост
Читать PDF

Психологические особенности формирования навыков и умений у пианиста (психологические эксперименты в

Куликова Елена Евгеньевна
Подвергаются пересмотру некоторые распространенные педагогические представления о методах формирования пианистических навыков и умений.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!