НАВЫК ПЕРЦЕПТИВНЫЙ НАВЫКИ АРТИКУЛЯТОРНЫЕ

НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

Найдено 1 определение:

НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

В ходе формирования навыка выделяется много частных фаз, объединяемых в более общие периоды.

1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Обучение движению начинается с выявления его двигательного состава - набора элементов движения и их последовательности и сочетаний. Это знакомство идет путем показа, рассказа, разъяснения и наблюдения. Идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Здесь существует "ловушка" видимой легкости движения. Потому следующая фаза первого периода, самая трудоемкая, уходит на бесконечные повторения для выяснения внутренней картины движения. Одновременно происходит обучение перешифровке афферентных сигналов в эффекторные команды. Накопление "словаря перешифровок" - одно из важнейших событий этого периода. Большое число повторений необходимо, поскольку перешифровки должны быть найдены для любых вариантов движений и отклонений. Последнее чрезвычайно важное событие, завершающее этот период, состоит в первоначальной "росписи" коррекций по нижележащим уровням.

Совместно работающие уровни можно представить как иерархическую систему колец (-> принцип кольца рефлекторного). На самом деле схема должна быть сложнее: содержать не два, а больше этажей и на каждом уровне - не одно, а много колец. Но на примере двух соподчиненных колец можно рассмотреть отношения ведущего и любого из нижележащих уровней. Кольцу ведущего уровня принадлежит общая программа движения, все остальные блоки дублируются в кольце фонового уровня. В частности, у него есть свой "рецептор", через него поступают сигналы об аспектах движения, соответственных данному уровню, и часто это - сигналы иной модальности, чем сигналы ведущего уровня. Эффектор у обоих колец общий. 2. Второй период - период автоматизации движения. Здесь происходит полная передача отдельных компонент движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы о нем. Здесь же происходят еще два очень важных процесса:

1) увязка деятельности всех низовых уровней;

2) "рекрутирование" готовых двигательных блоков, выработанных по другим поводам - именно им объясняются качественные скачки, иногда наблюдаемые при овладении новым движением. По мере автоматизации движения оно уходит из-под контроля сознания, и этому "уходу" можно и должно помочь - перестать обращать внимание на движение. При этом помогает ускорение темпа движения, непрерывное многократное повторение, а самое действенное - включить движение в более сложную двигательную задачу. 3. В третий, последний период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации. При стабилизации навык обретает такую прочность и помехоустойчивость, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. А стандартизация - это обретение навыков стереотипности; при многократном повторении движения получается серия одинаковых копий. Стереотипность появляется еще благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы: это достигается за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Такая траектория - особая, уникальная линия, при движении по коей развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении. Благодаря им обретаются легкость, непринужденность и стереотипность.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет

Безруких М.М., Крещенко О.Ю.
Проведено комплексное исследование психофизиологической структуры и особенностей нарушений письма и чтения на начальном и завершающем этапах формирования навыка. Выявлена высокая значимость сформированности произвольной организации и контроля деятельности, организации внимания, сформированности зрительного восприятия в реализации письма на начальном этапе формирования навыка (в 6-7 лет). Совершенствование (формирование) познавательных функций в ходе возрастного развития (к 9-10 годам) существенно меняет психофизиологическую структуру процесса письма, не оказывая при этом значительного влияния на качество и количество нарушений этой деятельности.
Скачать PDF

Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде

Гришко И.В
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Скачать PDF

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка. Поскольку одни и те же термины используются в методике и в психологии для обозначения различных понятий, у студентов возникает смешение (интерференция) понятий. При различении методического и психологического содержания терминов, обозначающих действия, следует опираться на время формирования действий, обозначаемых этими терминами, на способы и этапы формирования, а также на возможность или невозможность их автоматизации. Автор предлагает систему упражнений по формированию соответствующих понятий у студентов педагогических вузов.
Скачать PDF

К вопросу о психологическом механизме формирования «бренда»

Володина А. Н.
Бренд это сформированная предрасположенность реагировать определенным образом на те или иные товары, возникшая в результате отражения в сознании человека в ответ на различное маркетинговое и социальное воздействие. Формирование в сознании потребителя торговой марки в бренд происходит по механизму формирования социальной установки, также обнаруживается сходство структурного состава и функциональной принадлежности «бренда» с понятием «социальная установка».Brand is a formed predisposition to react in a particular way to certain goods, having emerged as a result of reflection in one's consciousness, in return to various marketing and social influences. Transformation from trade mark to brand in the consumer's consciousness takes place through the process of forming a social attitude, and there also comes to light the resemblance of brand in its structure and functional belonging to the concept of attitude.
Скачать PDF

Психологические механизмы формирования дезадаптивности личности молодежи в условиях семейной микроср

Морозова Елена Анатольевна
Статья посвящена проблеме формирования дезадаптивности личности молодежи в условиях семейной микросреды. Семья рассматривается как ведущий фактор, играющий важную роль в возникновении различных форм дезадаптаций. Дезадаптации личности анализируются в междисциплинарном ключе, в первую очередь как этап в развитии общего девиантного синдрома. Акцент в работе делается на исследовании девиаций поведения как одной из наиболее распространенных форм дезадаптивности в молодежной среде. В статье представлены данные эмпирического исследования молодежной выборки (235 юношей и девушек с признаками девиаций поведения и 235 юношей и девушек группы «норма»), которые подтверждают гипотезу о существовании некоторых психологических механизмов, способствующих возникновению дезадаптивности, ведущим из которых является расхождение между идеальными и реальными компонентами моделей семьи (гибкость, сплоченность, главенство и эмоциональная близость).
Скачать PDF

Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска

Пономарев Н.Л.
Скачать PDF

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском доме.
Скачать PDF

Психологический механизм формирования наркотической зависимости

Кора Наталия Алексеевна
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования стратегий адаптивного поведения у студентов с разным уро

Хохлова Лариса Александровна
В статье представлены результаты исследования, анализирующего взаимосвязь психофизиологических и психологических механизмов адаптации и типа поведенческого реагирования студентов в стационарных и изменяющихся условиях внешней среды. Раскрываются особенности механизмов принятия решений и их влияние на успешность адаптационного процесса, проявляющегося в показателях академической успеваемости по иностранному языку.
Скачать PDF

Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психо

Рыжов Василий Васильевич, Телепова Надежда Николаевна
Целью статьи является изложение продуктивных идей о психологическом механизме деструктивных изменений личности под влиянием аддиктивных факторов, а так же об основных аспектах формирования устойчивости личности к этим факторам. Эти идеи являются результатом анализа отечественной и зарубежной научной литературы и многочисленных исследований по теме психологического и духовного развития личности и влияния ценностных и нравственных ориентиров на ее формирование. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе с подростками и молодежью по психологическим аспектам гражданского становления и осмысления своего предназначения, а так же в преподавании курсов по возрастной и социальной психологии и педагогики для специалистов образовательных учреждений и студентов.
Скачать PDF

Психологические особенности формирования навыков и умений у пианиста (психологические эксперименты в

Куликова Елена Евгеньевна
Подвергаются пересмотру некоторые распространенные педагогические представления о методах формирования пианистических навыков и умений. Привлечение знаний в области современной психологии позволяет по-новому взглянуть на некоторые вопросы формирования исполнительских навыков и умений, и интенсифицировать процесс их выработки.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!