НАСЛЕДИЕ

Предыдущий термин:
НАСЛАЖДЕНИЕ: ПРЕДДВЕРИЕ

Следующий термин:
НАСЛЕДОВАТЬ

Содержание:

Найдено 2 определения термина НАСЛЕДИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

НАСЛЕДИЕ

Общий термин для обозначения передачи от поколения к поколению. Может относиться или к биологической наследственности или к социальной передаче обычаев и традиций.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Наследие

общий термин, обозначает передачу ценностей от одного поколения другому и сами эти ценности, в первую очередь накопленную информацию. Может относиться как к биологической наследственности, так и к социальной передаче традиций, обычаев, культуры, материальных благ.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Наследие Л. С. Выготского

Зинченко Владимир Петрович, Моргунов Евгений Борисович
Скачать PDF

Наследие Святых Отцов и психология о духовном кризисе

Миронова Марина Николаевна
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса. В выдвигается предположение о том, что можно говорить о его структуре, в которой имеются «особые точки» или «развилки»; в них решающее значение для исхода кризиса имеет свободная воля человека: тот или иной выбор может прекратить кризис, исказить его, либо, наоборот, может привести к нормальному исходу. Опираясь на богословские тексты и писания Святых Отцов, сформулированы некоторые рекомендации для практической работы психолога с людьми, переживающими духовный кризис. На основе произведенного анализа и небольшого собственного опыта практической работы по сопровождению первых этапов кризиса описаны его особенности у современников.
Скачать PDF

Нейропсихологический фактор: наследие А. Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии

Корсакова Наталия Константиновна
На основании анализа работ А.Р. Лурия, относящихся к различным периодам становления и развития нейропсихологии, выделяются основные направления дальнейшей разработки проблемы нейропсихологического фактора. Предлагаются возможные аспекты дифференцированного изучения структурных составляющих пространственного фактора в соответствии с его функциональной многозначностью в системном строении высших психических функций.
Скачать PDF

Отзыв на статью Н.К. Корсаковой «Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития

Рыжов А.Л.
Скачать PDF

Творческое наследие С. Я. Рубинштейн в пространстве современной специальной и патологической психоло

Сорокин Виктор Михайлович
В статье, посвященной С. Я. Рубинштейн, анализируются этапы ее творческого пути и научного наследия, прежде всего в сфере теоретических основ современной специальной патологической психологии и ее методического аппарата. Раскрывается роль С. Я. Рубинштейн в развитии психологических представлений об умственной отсталости у детей. Показана связь развития взглядов С. Я. Рубинштейн с идеями школы Л. С. Выготского. В непростых исторических условиях С. Я. Рубинштейн удалось создать собственную теорию роли психического фактора в возникновении психопатологической симптоматики, разработать многочисленные методики для экспериментально-психологического обследования больных в условиях психиатрической клиники. Она принимала активное участие в подготовке патопсихологов в СССР. Особо подчеркивается роль С. Я. Рубинштейн в развитии отечественной специальной психологии, в частности такого ее раздела, как олигофренопсихология. Она рассматривала олигофренопсихологию одновременно как раздел специальной психологии и детской патологической психологии, у истоков развития которой она стояла. С. Я. Рубинштейн сформулировала новый подход в понимании умственной отсталости, показала роль социально-психологического фактора в развитии детей с недостатками интеллекта. Написанный ею учебник «Психология умственно отсталого школьника» открыл новый этап в развитии советской дефектологии.
Скачать PDF

Культурное наследие как ресурс совладения (на примере русских пословиц)

Даниленко Ольга Ивановна
Скачать PDF

Наследие фашизма: западный психологический дискурс XX в

Ситнова Ирина Валерьевна
В статье анализируются послевоенные взгляды К. Юнга, З. Фрейда, В. Райха, Э. Фромма, С. Милгрэма на фашизм как на психологический феномен. Психологи характеризуют фашизм как «вспышку коллективного бессознательного», как результат «коллективного безумия», в основе которого лежат экономические, социальные и геополитические причины.
Скачать PDF

Рязань - Крым: путь в нау- КБ и психологическое наследие профессора В. К. Калина (1938-2010)

Колесников Е.П., Лазуто К.О.
Статья посвящена личности и научной деятельности основоположника крымской психологической школы профессора В.К. Калина.
Скачать PDF

Научное наследие А. Р. Лурии и современная отечественная клиническая психология развития

Рощина Ирина Федоровна, Зверева Наталья Владимировна
А.Р. Лурия (1902-1977) выдающийся советский психолог с мировым именем, один из основателей нового направления в психологической науке, а именно нейропсихологии. Наряду с краткой биографической справкой, описанием научных и педагогических достижений, в статье рассматриваются основные этапы научной деятельности А.Р. Лурии и современные проблемы отечественной клинической психологии развития в контексте его научного наследия. Авторы опираются на базовые идеи А.Р. Лурии, разработанные им в течение жизни: качественный системный подход в анализе психики, синдромный анализ нарушений психической деятельности, нейропсихологический синдром и нейропсихологический фактор. Выстраиваются связи идей А.Р. Лурии с различными проблемами нарушения психического развития человека на разных этапах онтогенеза (детство и подростничество, зрелый, пожилой и старческий возраст). Представлена преемственность идей А.Р. Лурии в современных разделах клинической психологии развития. Анализируется связь научного наследия А.Р. Лурии с различными направлениями клинической психологии патопсихологией (традиции школы Зейгарник Полякова), нейрогеронтопсихологией (направление Н.К. Корсаковой и учеников), психологией дизонтогенеза и клинической психологией развития. Реферативно изложены соответствующие исследования и теоретические построения ученых отечественной клинико-психологической школы Выготского Лурии Зейгарник. Проанализировано влияние идей А.Р. Лурии на исследования Ю.Ф. Полякова и его коллег В.П. Критской и Т.К. Мелешко, в чьих работах описаны варианты патопсихологического синдрома при шизофрении с выделением факторов, характеризующих структуру дефекта. Психология дизонтогенеза имеет тесную связь с клинической и возрастной психологией и в этом смысле опирается на научное наследие А.Р. Лурии. Изложены представления авторов статьи, позволяющие по-новому взглянуть на типологию и виды психического, прежде всего, когнитивного дизонтогенеза, динамику развития познавательной деятельности при эндогенной патологии у детей. Возрастной аспект обсуждается в двух крайних границах: детство и подростничество, с одной стороны, а с другой стороны, пожилой и старческий возраст. Идеи А.Р. Лурии лежат в основе современной нейрогеронтопсихологии и служат для описания вариантов нормального и патологического старения.
Скачать PDF

От «Башни молчания» к «Движению по форме предметов»: идейное наследие Э. В. Ильенкова в современной

Федорович Е.Ю., Соколова Е.Е.
В статье обсуждается значимость идей Э.В. Ильенкова для современной зоопсихологии и общей психологии. Определяя, как и Э.В. Ильенков, психику животных как их «движение по форме предметов», авторы анализируют релевантные данному определению работы отечественных психологов и антропологов и представляют результаты своих теоретических и эмпирических исследований в контексте идей психологической школы А.Н. Леонтьева, доказывая методологическую несостоятельность весьма распространенного в современной науке «реактивного» понимания психики по схеме«стимул реакция». Особое внимание авторы обращают на то, что формулу Э.В. Ильенкова «движение по форме предметов» не следует трактовать только«абстрактно-геометрически», поскольку в процессе решения текущих задач жизнедеятельности животные «уподобляются» не столько собственно физическим свойствам объектов как таковым, сколько «представленным» в этих объектах возможным способам действий с ними. Опираясь на приведенные в статье данные эмпирических исследований, авторы статьи развенчивают существующий в психологии миф о«самостоятельности» поисково-ориентировочной (исследовательской) активности животных (которая якобы осуществляется сама по себе и ради самой себя). Напротив, особенности поведения животных в незнакомом для них предметом поле, а именно то, какие предметы (точнее, их свойства) будут «втянуты» в их деятельность, определяются задачами, которые животные решают в ходе своей жизнедеятельности в единстве ее«исполнительной» и «ориентировочной» составляющих. Данный вывод также сопрягается с соответствующими взглядами Э.В. Ильенкова и способствует развитию ключевой идеи школы А.Н. Леонтьева о психике как «функциональном органе» деятельности.
Скачать PDF

Наследие И. С. Кона: дифференциация и многообразие гендерных отношений

Вержибок Г.В.
Рассматривается значимость идей И.С. Кона в современном мире изменчивости гендерных отношений.
Скачать PDF

Научное наследие Б. В. Зейгарник в отечественной медицинской (клинической) психологии

Золотова Наталия Владимировна, Мазилов Владимир Александрович, Базиков Михаил Васильевич
В статье анализируется творческий путь видного отечественного ученого, представителя московской школы медицинской (клинической) психологии Блюмы Вульфовны Зейгарник (1901-1986). Показана роль личности и вклад ученого в оформление патопсихологии в качестве самостоятельной отрасли психологического знания. Предпринята попытка реконструкции этапов становления научного мировоззрения ученой, на которых осуществлялся творческий синтез передовых психологических идей первой половины XX столетия, определивших методологические основания разработанного Б. В. Зейгарник подхода к изучению психологических механизмов нарушения психической деятельности. Освещены некоторые идеи самого раннего, берлинского, периода деятельности, творчески разработанные и воплощенные в оригинальной патопсихологической концепции Б. В. Зейгарник. Привлекается внимание к основным факторам, обеспечивающим высокое качество и глубину научного познания: непрерывность научных и культурных традиций, тесная связь обучения и исследовательской работы, единство теоретических и практических изысканий, открытость новому, верность научным идеалам. Показано особое значение научного наследия Б. В. Зейгарник для решения ряда дискуссионных вопросов современной медицинской психологии в России, в первую очередь связанных с сохранением ее предметной специфики и укреплением статусных границ.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: