АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ это что такое АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ: определение — Психология.НЭС
АРХАИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Я АРХАИЧНЫЕ БОЛЕЗНИ Я

АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Найдено 1 определение:

АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

усвоенные при рождении человека содержания, имеющие не индивидуально-личностную, а филогенетическую природу.

   Термин «архаическое наследие» был использован З. Фрейдом для характеристики наклонности человека следовать определенным направлениям развития и его способности особенным образом реагировать на присущие ему возбуждения, впечатления и раздражения. Первоначально содержательные импликации этого наследия описывались им в иных терминах и только в работах более позднего периода стало фигурировать понятие «архаическое наследие».

   Так, в работе «Тотем и табу» (1913) З. Фрейд сослался на швейцарского психотерапевта К.Г. Юнга (1875–1961), обнаружившего, что фантазии некоторых душевнобольных совпадают с мифологическими космогониями древних народов. При этом он подчеркнул, что тем самым выявляется значение параллелизма онтогенетического и филогенетического развития в душевной жизни человека и что невротик сближается, таким образом, с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени. Более того, по его мнению, мы знаем о доисторическом человеке не только по дошедшим до нас мифам и преданиям, археологическим находкам предметов и утвари, но и по «сохранившимся остаткам образа его мыслей в наших собственных обычаях и нравах».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд обратился к прафантазиям, являющимся своеобразным «филогенетическим достоянием». Специфика этих прафантазий состоит, по его мнению, в том, что человек выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени. Психология неврозов дает обширный материал, свидетельствующий об остаточной памяти, связанной с древним периодом человеческого развития, и способности человека к фантазированию, нередко воспроизводящему исторические события прошлого.

   Термин «архаическое наследие» встречается в таких работах З. Фрейда, как «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) и «Массовая психология и анализ человевеского Я» (1921) В первой работе он критически отнесся к концепции «мужского протеста» А. Адлера (1870–1937) и подчеркнул, что мотивы вытеснения не могут сексуализироваться, а «ядро душевного бессознательного образует архаическое наследие человека». Во второй – в контексте обсуждения проблемы гипноза он отметил, что гипнотизер «будит у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям». Позднее, в своей «Автобиографии» (1924) основатель психоанализа подчеркнул, что для объяснения подверженности гипнозу он как раз и использовал «архаическое наследие времен первобытного существования человеческой орды».

   В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) З. Фрейд не только использовал понятие «архаическое наследие», но и предпринял попытку ответить на такие вопросы, как: что представляет собой это наследие, что в нем содержится и что свидетельствует о его существовании. Отвечая на эти вопросы, он высказал предположения, в соответствии с которыми: архаическое наследие заключается в неких «предрасположениях, как они свойственны всем живым существам»; оно включает в себя то, что является конституционным моментом внутри индивида; архаическое наследие свидетельствует о каком-то изначальном знании, которое является привычным для детей, но забывается взрослым; это знание относится к всеобщности языковой символики, пронизывающей различные языки; в архаическом наследии сохраняются сформировавшиеся в ходе исторического развития языка мысленные отношения между представлениями, находящими отражение в унаследовании определенной умственной предрасположенности и предрасположенности влечений; архаическое наследие человека охватывает не только предрасположенности, но и «содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений»; это наследие не пассивно, оно может оказаться столь действенным в душевной жизни индивида, что его собственные переживания способны соотноситься не с реальными происшествиями, а с прообразами неких филогенетических событий.

Исходя из предположений, связанных с архаическим наследием, З. Фрейд пришел к следующим выводам. Во-первых, с признанием архаического наследия уменьшается пропасть между человеком и животным, поскольку и тот и другой сохраняют в себе память о пережитом их прародителей. Во-вторых, отношение невротического ребенка к своим родителям при комплексе Эдипа и кастрационном комплексе изобилует реакциями, которые «кажутся неоправданными индивидуально и становятся понятными лишь филогенетически, через связь с переживаниями прошлых поколений». В-третьих, допущение остаточной памяти в архаическом наследии позволяет перекинуть мостик между индивидуальной и массовой психологией, в результате чего появляется возможность «рассматривать народы как отдельных невротиков».

   Если в «Толковании сновидений» (1900) и других ранних исследованиях З. Фрейд писал о присущей сновидениям символике, то в посмертно опубликованной работе «Очерк психоанализа» (1940) он подчеркивал, что сновидения представляют нам богатый источник человеческой предыстории. Они выявляют такой материал, который не относится ни к взрослой жизни спящего, ни к его забытому детству.

   Этот материал следует рассматривать «как часть архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». Фрейдовское понимание архаического наследия в определенной степени перекликается с общим представлением К.Г. Юнга об архетипах. Оно находит свое частичное отражение в размышлениях современных психоаналитиков об архаическом состоянии Я, обнаруживающих у взрослых пациентов такие чувства и переживания, которые свойственны для инфантильных стадий развития человека и ранних этапов развития человечества.    

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ — 0

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Наследие Л. С. Выготского

Зинченко Владимир Петрович, Моргунов Евгений Борисович
Скачать PDF

Историко-психологическому наследию М. В. Соколова

Клыпа Ольга Викторовна
Анализируются основные положения творческого наследия М.В. Соколова, акцентируется внимание на особенностях психологической мысли в древнерусский период, дается краткий обзор произведений XI-XIII вв., содержащих психологические воззрения, очерчены перспективные направления исследования развития психологических идей в Древней Руси.
Скачать PDF

О научном наследии М. С. Роговина

Залевский Г.В.
Описываются некоторые вехи научной биографии доктора психологических наук, профессора М.С. Роговина. Отмечается его вклад в развитие психологической науки, прежде всего в общую психологию, патопсихологию и психопатологию. Освещается суть развиваемой им в последние годы жизни общепсихологической структурно-уровневой теории психики человека и возможности её внедрения в клинико-психологические исследования и практику.
Скачать PDF

Вопросы полового воспитания в педагогическом наследии В. В. Зеньковского

Кирдяшова Е. В.
В статье анализируются характер постановки проблем полового воспитания юношества и предлагаемые пути их решения в научно-педагогическом наследии крупнейшего педагога и психолога русского зарубежья, выдающегося религиозного мыслителя и активного участника общественно-педагогического движения эмиграции протоиерея Василия Зеньковского.
Скачать PDF

Наследие Святых Отцов и психология о духовном кризисе

Миронова Марина Николаевна
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса. В выдвигается предположение о том, что можно говорить о его структуре, в которой имеются «особые точки» или «развилки»; в них решающее значение для исхода кризиса имеет свободная воля человека: тот или иной выбор может прекратить кризис, исказить его, либо, наоборот, может привести к нормальному исходу. Опираясь на богословские тексты и писания Святых Отцов, сформулированы некоторые рекомендации для практической работы психолога с людьми, переживающими духовный кризис. На основе произведенного анализа и небольшого собственного опыта практической работы по сопровождению первых этапов кризиса описаны его особенности у современников.
Скачать PDF

Нейропсихологический фактор: наследие А. Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии

Корсакова Наталия Константиновна
На основании анализа работ А.Р. Лурия, относящихся к различным периодам становления и развития нейропсихологии, выделяются основные направления дальнейшей разработки проблемы нейропсихологического фактора. Предлагаются возможные аспекты дифференцированного изучения структурных составляющих пространственного фактора в соответствии с его функциональной многозначностью в системном строении высших психических функций.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Отзыв на статью Н.К. Корсаковой «Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития

Рыжов А.Л.
Скачать PDF

Творческое наследие С. Я. Рубинштейн в пространстве современной специальной и патологической психоло

Сорокин Виктор Михайлович
В статье, посвященной С. Я. Рубинштейн, анализируются этапы ее творческого пути и научного наследия, прежде всего в сфере теоретических основ современной специальной патологической психологии и ее методического аппарата. Раскрывается роль С. Я. Рубинштейн в развитии психологических представлений об умственной отсталости у детей. Показана связь развития взглядов С. Я. Рубинштейн с идеями школы Л. С. Выготского. В непростых исторических условиях С. Я. Рубинштейн удалось создать собственную теорию роли психического фактора в возникновении психопатологической симптоматики, разработать многочисленные методики для экспериментально-психологического обследования больных в условиях психиатрической клиники. Она принимала активное участие в подготовке патопсихологов в СССР. Особо подчеркивается роль С. Я. Рубинштейн в развитии отечественной специальной психологии, в частности такого ее раздела, как олигофренопсихология. Она рассматривала олигофренопсихологию одновременно как раздел специальной психологии и детской патологической психологии, у истоков развития которой она стояла. С. Я. Рубинштейн сформулировала новый подход в понимании умственной отсталости, показала роль социально-психологического фактора в развитии детей с недостатками интеллекта. Написанный ею учебник «Психология умственно отсталого школьника» открыл новый этап в развитии советской дефектологии.
Скачать PDF

Исследование проблемы человека в наследии Б. Г. Ананьева

Горшкова B. В.
Скачать PDF

Деятельность губернских органов власти по охране культурного наследия Тамбовской губернии с 1920 по

Горскова Елена Александровна
Статья посвящена деятельности губернских органов власти по охране памятников истории и культуры города Тамбова 1920-1926 гг. Сотрудникам созданных органов пришлось спасать бесценное культурное наследие от разорения и погромов, налаживать учет, систематизировать собранный материал, организовывать музейную сеть в губернии. Несмотря на частые реорганизации, кадровые и финансовые трудности, сотрудниками органов охраны памятников искусства и старины Тамбовской губернии проделан большой труд по сохранению культурных ценностей для будущих поколений.
Скачать PDF

Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н. Е. Румя

Грицай Людмила Александровна
Изучаются проблемы полового воспитания детей в семье в трудах известного педагога конца XIX начала XX в. Н.Е. Румянцева. Раскрывается социокультурный и этический контекст возникновения проблемы полового воспитания детей в русской педагогике. Определяются ключевые приоритеты концепции полового воспитания в трудах ученых, соотносящиеся с сутью этико-гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.
Скачать PDF