НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА это что такое НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: определение — Психология.НЭС
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ Национальная лаборатория тренинга

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение:

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Н.к. охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы Н.к., воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом Н.к. своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами Н. к. между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна Н.к. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем Н.к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая "создается" ими, только до определенного времени "непонятна" народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика. История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская идея", о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Современная кумандинская семья: к вопросу о сохранении и воспроизводстве национальной культуры (по м

Беспалов Александр Михайлович, Кочергина Надежда Александровна, Прудникова
Анализируется состояние кумандинской культуры через призму ее сохранения и воспроизводства в современной кумандинской семье. Анализ данных социально-психологического исследования кумандинских семей Алтайского края показывает, что ситуация с сохранением и воспроизводством кумандинской культуры в начале XXI столетия является критической.
Скачать PDF

Проявления агрессии у представителей различных национальных культур

Иванова Олимпиада Федоровна
В ходе небольшого пилотного опроса русских, бурят и осетин, обучающихся в Московском университете, была предпринята попытка с помощью известного опросника Басса Дарки проверить широко распространенное представление о том, что уровень агрессивности и склонность к конкретным видам агрессии в значительной мере предопределены принадлежностью индивида к той или иной этнической культуре. Для этого полученные результаты соотносились автором со стереотипными представлениями о русских, бурятах, осетинах и вообще «кавказцах» (чей обобщенный стереотип фактически стирает в массовом сознании культурную индивидуальность осетин). Сами стереотипы были выделены из научных, публицистических и художественных текстов, созданных в начальный период интенсивных межэтнических контактов и относящихся к XVIII XIX векам. Сопоставление, с одной стороны, как будто подтверждает некоторые стереотипы (например, более низкий уровень агрессивности у бурят, более высокий у осетин), с другой, пожалуй, более ярко свидетельствует о зависимости степени и видов агрессии от социального положения респондентов и от гендерных различий. Иногда результаты сделанных замеров вообще идут вразрез со стереотипными представлениями о национальном характере. Все это приводит автора к мысли о необходимости дальнейших, более широких опросов с обязательным учетом влияния таких факторов, как социальный статус, уровень образования и т. д.
Скачать PDF

Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологически

Скорова Лариса Владимировна
Обосновывается необходимость развития психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы психолога, направленные на развитие психологической культуры.
Скачать PDF

Национально-культурные особенности мировосприятия студентов различных национальностей

Фомина Н.А., Гришенина Ю.А.
Статья посвящена проблеме изучения национально-культурных особенностей картины и образа мира русских и индийских студентов.
Скачать PDF

Национально-культурные константы и их лингвистическая репрезентация

Водясова Любовь Петровна, Мартынова Елена Анатольевна
В статье рассматриваются способы лингвистической репрезентации национальной культурной картины мира, отмечается, что существование человека в национальной культуре неразрывно связано с конкретной языковой системой (как механизмом сохранения и трансляции культурных символов, так и средством и целью культурного диалога). Язык становится способом познания чужой национальной культуры и способом сохранения своей собственной.
Скачать PDF

Влияние уровня национальной культуры на значимость образования для юношей Республики Йемен

Абдулла Мухаммед Ибрагим
The influence of national culture level on the magnitude of education of yemen republic youths. In this paper we show that religious component strengthening at youth's education leads to increasing of magnitude of family and national traditions based on Islam religion and also to decreasing of magnitude of common education.
Скачать PDF

Роль национального самосознания в формировании культурной самоидентичности

Пекарская Ирина Юрьевна
Статья посвящена рассмотрению роли национального самосознания в становлении культурной самоидентичности. Описание указанных концептов опирается на структурный и динамический аспекты, в совокупности формирующие комплексный научный подход к определению источников и факторов взаимного влияния национального и культурного в самоидентификации
Скачать PDF

Национально-культурные ценности и реклама

Каримова Л.
Сегодня в Узбекистане набирают темпы своего развития многие отрасли производства. Они прочно завоевывают внутренний рынок и все увереннее выходят за пределы страны. Логика социально-экономических реформ требует, чтобы отечественные товаропроизводители были способны конкурировать с зарубежными. Общеизвестно, что для популяризации товаров, нужна хорошая, действенная реклама. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов, «главной задачей для нас является обеспечение выхода на производство продукции, которая пользовалась бы спросом не только внутри республики, а, прежде всего, на мировом рынке»1, то есть решение данной задачи связано, в том числе, и с развитием производства конкурентоспособной рекламной продукции.
Скачать PDF

Культурно-психологическое исследование некоторых черт национального характера молодых представителей

Крысько Владимир Гаврилович, Туаева К.Г.
В своем исследовании мы исходим из общепринятого определения национального характера, согласно которому, это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, другим народам, к своей культуре. В национальном характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Наше исследование оценки национального характера подрастающими представителями осетинского этноса, а именно подростками и юношами дало представление о различиях в ориентированности на родную культуру у разных поколений. Современные подростки, проживающие на территории Владикавказа более ориентированы на родную культуру, на знание и соблюдение национальных традиций, обычаев, развитие родного языка, чем осетинское юношество, также, достоверно значимые различия были выявлены у подростков и старшеклассников в их оценках личностных черт осетин: у старшеклассников осетины более открыты, чем доброжелательны. У подростков наоборот. Старшеклассники характеризуют осетин, прежде всего, как патриотов, смелых, мужественных, добрых людей, воспитанных и уважающих старших. Подростки же к доброте и смелости прибавляют в своих характеристиках осетин еще и ум, и честность. Эти качества упоминаются чаще всего. Также в среде старшеклассников назывались такие качества осетин, как: гордость, трудолюбие, принципиальность, целеустремленность, благородство, гостеприимство, настойчивость. В среде подростков осетин видят помогающими друг другу, скромными, сильными.При этом из качеств, присущих осетинам, но социально неприемлемых в настоящее время, старшеклассники называют высокомерие, вспыльчивость и агрессивность. Подростки леность, раздражительность, хвастовство.Таким образом, оказалось, что в целом мнения подрастающего поколения в оценке национального характера типичного представителя осетинского этноса схожи, но имеются и достоверные различия.
Скачать PDF

Удовлетворенность потребителей как критерий качества подготовки специалиста по физической культуре

Жабаков Владислав Ермекбаевич
В статье рассматриваются уровни, содержание и психологические особенности удовлетворенности потребителей. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что в процессе подготовки специалиста по физической культуре в образовательном пространстве педагогического вуза произошли статистически значимые изменения в структуре и уровне удовлетворенности потребителей.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF