НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Наблюдательность
способноть замечать свущественные, но малозаметные свойства неких объектов.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на мало нужном «фоне».
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
наблюдательность
качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином обьекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Наблюдательность
способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Н. предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Развитие Н. — важная задача формирования познавательной установки и адекватного восприятия действительности. Н. входит также в комплекс творческих способностей. (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
– способность индивида обращать внимание на малозаметные особенности предметов и явлений, но существенные для достижения поставленной им цели. Н. является важной характеритикой личности для тех, чья профессиональная деятельность требует на основе восприятия каких-либо объектов строить логическую цепочку собственных действий, особенно если они осуществляются в опасных для здоровья и/или жизни условиях.
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
индивидуально-психологическая характеристика человека, способность быть внимательным, замечать и оценивать наличие или появление таких признаков в наблюдаемом объекте, явлении, которые другие люди могут и не увидеть. Н. в процессе взаимодействия с людьми помогает заблаговременно обнаружить признаки назревающего конфликта и предупреждать его. Н. в конфликте способствует гораздо более точному, глубокому и разностороннему представлению о нем.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
умение быстро и правильно подмечать особенности предметов и явлений, в т.ч. и такие детали, к-рые мало заметны внешне и кажутся на первый взгляд несущественными, а также замечать самые незначительные различия и изменения в предметах и явлениях. В большей мере Н. зависит от любознательности человека, обеспечивая быстроту и точность ориентировки. У детей Н. воспитывается, главным образом, в процессе общения со взрослыми и интеллектуальных игр, во время к–рых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать предметы, находить черты сходства и различия.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом материале малоизвестные, но существенные детали. Н. приобретается в процессе систематических занятий интересным для человека делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и Н. отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Н., ставшая свойством личности, перестраивает и структуру, и содержание всех психических процессов. Н. является профессионально важным качеством для многих типов операторской деятельности, напр., для операторов-наблюдателей, операторов-микроскопистов и т. п.
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
способность человека подмечать существенные для его профессии, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Н. является важным условием формирования и проявления боевого мастерства военнослужащего. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами. Н. – это закрепившийся в общении и деятельности способ организации и проявления познавательных психических процессов. Ее интенсивное развитие у воинов возможно благодаря приспособлению и совершенствованию их восприятия, внимания, воображения, мышления и речи. Для развития Н. как качества личности необходима определенная направленность упражнений и тренировок.
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
НАЗІРАЛЬНАСЦЬ / POWERS OF OBSERVATION– 1. Способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами. 2. Черта личности, сформировавшаяся в ходе жизнедеятельности под воздействием условий природной и социокультурной среды и/или профессиональной деятельности. В данном качестве Н. проявляется постоянно, в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности, при этом зафиксированные факты могут не иметь прямой связи с текущими целями и мотивами субъекта. Н. предполагает постоянную готовность восприятия. Н. не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности. Н. является неотъемлимой частью социального познания, межличностного познания, включающую анализ связей с окружающим миром, своей деятельности в нем– понимала Г. М. Андреева. Н.– это закрепившийся в общении и деятельности способ организации и проявления познавательных психических процессов. Профессиональная Н.– это комплексное качество (связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), сформировавшееся в процессе освоения профессиональной деятельности и приобретения мастерства, понимаемое как развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи, а также направленность человека, которая проявляется в желании заниматься интересующим объектом, деятельностью. В своих исследованиях Л. А. Регуш экспериментальным путем доказала важность тренировки Н. Ее интенсивное развитие у обучаемых возможно благодаря приспособлению и совершенствованию их восприятия, внимания, воображения, мышления и речи в соответствии с учебными требованиями. Т. В. Разина
Наблюдательность
психическое свойство, которое характеризуется способностью видеть малозаметное, дифференцировать слабо различимые изменения, видеть многие стороны объекта за короткие временные интервалы. Базовыми для его развития служат процессы ощущения и восприятия, поэтому Н. обусловлена особенностями строения сенсорных систем, уровнем развития относительных и абсолютных порогов чувствительности, а также сформированностью свойств восприятия. Благодаря Н. человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные расхождения, видит при сходстве отличия, опознает таковые при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Н. имеет избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния людей и их взаимоотношения или не замечающих отличия в работе того или иного технического устройства.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, зачем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у индивида представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредствован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.
Профессиональные знания и мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого зависят от особенностей памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.
Итак, Н., как и любое психическое явление, — элемент сложной системы и именно поэтому имеет многоуровневые разнообразные связи с различными сторонами психической жизни человека. Например, она обусловлена строением и чувствительностью зрительной системы и вместе с тем — особенностями памяти и мышления, будучи также включенной в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.
Первая специфическая особенность Н. в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что во внешнем поведении или в самой внешности человека нужно увидеть его внутренние, психические состояния или свойства. Вторая особенность Н. в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать, различать признаки, посредством которых человек выражает себя вовне. Необходимо развивать как абсолютную, так и относительную чувствительность к ним, потому что эти признаки раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни — с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена физиогномической маской, осанкой, походкой; психические явления, протекающие во времени, которое может быть названо настоящим, выражаются через мимику, жесты, позы.
Третья особенность Н., проявляющейся в сфере «человек — человек», связана с интересом к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро накапливается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Четвертая особенность Н., специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. Следовательно, наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, которые вступают в общение, во взаимоотношения друг с другом. Н. в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные (см. Эмпатия).
С одной стороны, развитие Н. связано с овладением техникой наблюдения, с другой — с развитием каждого из выделенных компонентов Н. (перцептивного, понятийного, эмпатийного, прогностического). Взаимосвязь перцептивного, понятийного и эмпатийного компонентов способствует совершенствованию Н., формированию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Литература
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.
Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М., 1988.
Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.
Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
Н. имеет избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния людей и их взаимоотношения или не замечающих отличия в работе того или иного технического устройства.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, зачем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у индивида представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредствован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.
Профессиональные знания и мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого зависят от особенностей памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.
Итак, Н., как и любое психическое явление, — элемент сложной системы и именно поэтому имеет многоуровневые разнообразные связи с различными сторонами психической жизни человека. Например, она обусловлена строением и чувствительностью зрительной системы и вместе с тем — особенностями памяти и мышления, будучи также включенной в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.
Первая специфическая особенность Н. в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что во внешнем поведении или в самой внешности человека нужно увидеть его внутренние, психические состояния или свойства. Вторая особенность Н. в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать, различать признаки, посредством которых человек выражает себя вовне. Необходимо развивать как абсолютную, так и относительную чувствительность к ним, потому что эти признаки раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни — с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена физиогномической маской, осанкой, походкой; психические явления, протекающие во времени, которое может быть названо настоящим, выражаются через мимику, жесты, позы.
Третья особенность Н., проявляющейся в сфере «человек — человек», связана с интересом к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро накапливается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Четвертая особенность Н., специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. Следовательно, наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, которые вступают в общение, во взаимоотношения друг с другом. Н. в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные (см. Эмпатия).
С одной стороны, развитие Н. связано с овладением техникой наблюдения, с другой — с развитием каждого из выделенных компонентов Н. (перцептивного, понятийного, эмпатийного, прогностического). Взаимосвязь перцептивного, понятийного и эмпатийного компонентов способствует совершенствованию Н., формированию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Литература
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.
Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М., 1988.
Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.
Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.