Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман Модели СМК: модели фрейминга

Модели СМК: модели конструирования социальной реальности

Найдено 1 определение:

Модели СМК: модели конструирования социальной реальности

Коммуникативная модель М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич (S. J. Ball-Rokeach, M. L. De Fleur) предполагает структурную взаимозависимость между СМК, их аудиторией и социальной структурой. В совр. обществе СМК является таким же активным и полноправным элементом социальной ситуации, как и социальные группы и индивиды, причем индивиды попадают во все увеличивающуюся зависимость от информации СМК, используя ее для ориентации в своем собственном социальном окружении. Степень этой зависимости варьирует в соответствии с 2 условиями: 1) уровнем нестабильности общества и 2) положением СМК среди др. источников информации. Чем нестабильнее общество, тем выше его потребность в информации, ориентировании, определении, установлении приоритетов и ценностей, что стимулирует процесс коммуникации. СМК, с др. стор., могут находиться на разл. ступенях развития и соответственно иметь разные возможности в удовлетворении потребностей социальной системы и аудитории. Чем выше уровень развития СМК, тем более центральное место они занимают в обществе и тем больше зависимость от них аудитории. Авторы также разработали процессуальную модель того, как эта зависимость работает для отдельных членов аудитории. Модель основывается на когнитивно-рациональном подходе, к-рый подразумевает логическую связь между открытым содержанием СМК и мотивами удержания внимания. Активный пользователь СМК выбирает конкретное содержание, основываясь на собственных потребностях. У «невыбирающих» членов аудитории эти потребности могут быть активизированы, но также есть вероятность, что они прервут процесс. Чем сильнее переживается потребность или зависимость, тем больше когнитивная и аффективная активация, глубже вовлеченность в процесс просмотра и больше шансов получить заданный эффект. Важная черта процессуальной модели - акцент на динамической и кумулятивной природе отношений зависимости, возникающих между аудиторией и СМК. Коммуникативная модель И. Ито (Y. Ito), разработанная в Японии и сходная по содержанию с моделью М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич, - модель «доминирующего мнения». Специфика японского социального уклада в тот период времени заключалась в том, что люди были склонны доверять политикам, считая, что те гораздо лучше разбираются в сложных вопросах, чем простые японцы. Существует специальный институт «оками» («люди над нами»). Если премьер-министр выступит в СМК, содержание его выступления окажет большее влияние на общество, чем критические комментарии. В 1990-х гг. эту идею расширил И. Ито, к-рый предположил: если 2 из 3 компонентов обществ. жизни - правительство, СМК, массы - согласны между собой, то они оказывают давление на третий компонент. Исследования, проведенные в Японии, подтвердили, что представление о доминирующей и манипулирующей роли одного из этих компонентов является слишком упрощенным. СМК оказывают значительный эффект только тогда, когда они занимают позицию большинства в триаде. Лит.: Ball-Rokeach S. J., De Fleur M. L. A dependency model of mass media effects // Communication Res. 1976. № 3; DeFleur M. L., BallRokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989; Ito Y. Mass communication theories from a Japanese perspective // Media, culture and society. 1990. V. 12 (4). Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование субъективных (виртуальных) моделей физической и социальной реальности сознанием человек

Луценко Евгений Вениаминович
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой - личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиант

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В.
Проанализировано состояние интегрированного образования на современном этапе, описаны внешние и внутренние условия, необходимые для успешной интеграции детей с девиантным поведением. Предложена модель социальнообразовательной интеграции с описанием ее структуры и содержания работы специалистов различного профиля.
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Социально-экономический контекст как детерминанта предпочитаемых моделей кадровых решений

Кучеренко Н.В., Кучеренко В.П.
Скачать PDF

Модель социальнопсихологической готовности специалиста в сфере государственного управления

Науменко Евгений Александрович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич
Рассматриваются социально-психологические компоненты профессиональной готовности специалиста в сфере государственного управления. Такие компоненты определены в контексте конкретного материала исследования. Результаты свидетельствуют об определяющем влиянии выявленного социально-психологического комплекса личности государственных служащих на качества профессионализма.
Скачать PDF

Модель оптимальной отличительности социального «Я

Ставропольский Юлий Владимирович
Теория оптимальной отличительности представляет собой развитие теории «я»-категоризации, разработанной для объяснения причин, по которым индивиды стремятся к идентификациям с социальными группами, и для объяснения роли социальных идентичностей в достижении и сохранении устойчивой и стабильной «я»-концепции
Скачать PDF

Теоретические и методные аспекты социологического моделирования социального поведения индивида и гру

Шилкина Наталья Егоровна
Цель работы состоит в раскрытии возможностей и ограничений социологического моделирования социального поведения индивида и группы. Модель социального поведения рассматривается как упрощенное представление реальности, к которой не предъявляются требования отражения реальности в полной степени. В статье представлен новый подход к оценке приемлемости поведенческой модели с точки зрение цели ее построения и задач, для решения которых она предназначена. Обозначены основополагающие задачи, для решения которых предназначены поведенческие модели: описание, прогнозирование, объяснение и формирование предписаний. Для решения описательной задачи предлагается моделирование социальных процессов на основе методики незаконченных предложений. Для решения задачи прогнозирования предлагается моделирование социальных процессов на основе эксперимента. Задача объяснения решается на основе методики семантического дифференциала. Для решения задачи формирования предписаний предлагается построение нормативной модели поведения на основе метода репертуарных решеток Дж. Келли. Предлагаются практические решения по конструированию и использованию названных приемов в различных исследовательских условиях. Рассматриваются возможности и ограничения каждого подхода. Рассматриваются две модели ожидаемого поведения одна в ситуации определенности, другая в ситуации риска. Определяются пути решения логических проблем интерпретации эмпирических данных с точки зрения структурного и мотивационного подходов. Автор приходит к выводу, что в результате корректного определения теоретических и методных аспектов социологического моделирования поведения можно получить информацию о содержании, изменчивости и различиях социального поведения индивидов и групп.
Скачать PDF

Построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего

Мариза Алексей Сергеевич
В статье описывается построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего (СПМЛВ), которое выполнено путем выделения социально-психологических качеств, соответствующих профессиональной и социальной деятельности военнослужащего, из существующих моделей личности. СПМЛВ применяется для практического социальнопсихологического диагностирования военнослужащих, в ходе которого определяется уровень их соответствия этой модели. В ходе эмпирической части данного исследования было определено допустимое отклонение личности от модели, при котором военнослужащий является «успешным».
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза

Кононенко Ирина Михайловна, Ильязова Марьям Даниловна
Первоочередной задачей высшей школы является создание модели выпускника вуза, который смог бы успешно функционировать на рынке труда. Одно из главных мест в этой модели должна занять социально-психологическая компетентность, которую авторы определяют как динамичное интегративное личностное образование, включенное в Я-концепцию индивида, состоящее из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей: перцептивной, коммуникативной и интерактивной и позволяющее индивиду успешно функционировать как в профессиональной, так и социальной сферах деятельности. Выделены основные блоки компетентности выпускника современного вуза: профессиональная и социально-психологическая компетентность. Библиогр. 21. Ил. 1.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16