МИМИКА

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИМИКА
См. Выразительные движения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

МИМИКА
движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Мимика
См. невербалика. Мысли наши написаны у нас на лбу и бросаются в глаза другим (О. Бальзак, Евгения Гранде).

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

Мимика
(от греч. mimikos — «подражательный») — сокращения мышц лица, отражающих ту или иную эмоциональную реакцию человека (см. Выражение эмоций).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Мимика
Изменение выражения лица, возникающее в связи с лабильностью тонуса мышц лица, отражающей прежде всего особенности эмоционального состояния человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

МИМИКА
экспрессивно-выразительные движения частей лица человека: глаз, губ, бровей, выполняющие роль внешнего представления психологического состояния человека для окружающих людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

МИМИКА
совокупность экспрессивно-выразительных движений частей лица человека, по которым можно судить о психологическом состоянии данного человека и о его отношении к происходящему.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

МИМИКА
совокупность движений частей лица, выражающих состояние субъекта или его отношение к воспринимаемому (=> движение выразительное).
Своеобразная мимика свойственна также высшим животным (=> пантомимика).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МИМИКА
(от греч. mimikos – подражательный) – искусство выражать эмоции различными сокращениями мышц лица; выражение лица и особенно глаз в результате сокращения мышц, сосудистой реакции и слез как непроизвольной объективации эмоций.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

мимика

(от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МИМИКА
греч. mimikos - подражательный). Выразительные движения мышц лица, сопровождающих эмоции. Является своеобразным "языком", кодом, свидетельствующим об аффективном состоянии человека. Изучение М. имеет важное диагностическое значение в психиатрии.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Мимика
(от греч. mimikos - подражательный). Совокупность движений мышц лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением; мимика существенно меняется при разных психических заболеваниях (шизофрении, мании, депрессии, истерии и др.). См. Парамимия, Ср. Пантомимика,

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

МИМИКА
от греч. mimikos - подражательный] - совокупность движений мышц лица, сопровождающих эмоциональные состояния человека и являющихся их внешним выражением. Условно различают М. непроизвольную, наблюдаемую в повседневной жизни, и произвольную - как элемент актерского искусства (см. Выразительные движения)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

МИМИКА
(греч. mimikos — подражательный) — термин, имеющий два значения:
- идущее от Древней Греции искусство выражать эмоции различными сокращениями мышц лица;
- выражение лица и особенно глаз в результате сокращения мышц, сосудистой реакции и слез как непроизвольная объективизация эмоций.
Умение «читать» М.— существенный компонент эмпатии и навык, нужный педагогу и руководителю.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

МИМИКА
экспрессивно-выразительные движения различных частей лица человека, в частности его глаз и губ, выражающие психологическое состояние человека в данный момент времени. По М. можно судить об отношении человека к тому, что говорит он сам или кто-либо другой, а также к тому, что человек воспринимает с помощью органов чувств, представляет, припоминает, обдумывает в настоящий момент времени. См. движения экспрессивно-выразительные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МИМИКА
совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
MMPI - известный личностный психологический тест, расшифровываемый как Миннесотский многофакторный личностный опросник (широко применяется в клинической психодиагностике для оценки степени отклонения от медицинской нормы уровня развития целого ряда личностных свойств человека).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Мимика
самопроизвольные кратковременные движения лицевых мышц, отражающие различные виды эмоционального состояния, таких как испуг, гнев, ярость, чувство вины, стыд, отвращение. Мы не рекомендуем при анализе поведения собеседника опираться на замеченные изменения мимики, потому что не существует такого движения или движений лицевых мышц, которые бы достаточно точно указывали на преднамеренный обман. Кроме того, распознавание лжи путем анализа едва заметных изменений выражения лица – весьма непрактичный способ разоблачения обманщиков. Для того чтобы ясно различать множество движений в лицевых мышцах, которые мелькают за доли секунды, нужно быть предельно тренированным и сверхвнимательным.

Источник: Я знаю когда ты лжешь! Глоссарий. 2017 г.

Мимика
сокращение лицевых мышц. Большинство людей в процессе О. чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Выражение лица является важнейшей характеристикой внеш. облика человека, поэтому лицо называют зеркалом души. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют М. лица или экспрессией лица. М. анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиол. параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика; 3) в социальном и социально-психол. плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие опр. культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к опр. этнич. группе. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс М. включает признаки, одновр. универсальные, специфические для выражения одних состояний и неспецифические для выражения других. Напр., такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний. Признак «уголки губ опущены» является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак «глаза прищурены» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Такие признаки, как «рот открыт», «рот закрыт» являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет индикатором состояний удивления, страха. В каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, к-рые придают ему осн. значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх, но не распознается удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). С целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, к-рые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования М. важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психол. смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности - дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к др. людям. М. лица сопряжена с др. компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз взглядом человека. К. С. Станиславский писал, что взгляд - «это прямое, непосредственное О. в чистом виде, из души - в душу…». Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: «стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом». Движения глаз, направленность взгляда связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 % до 60 % времени от продолжительности О. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются, нарушается формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования (ВИД), к-рый соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение 2 людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как «уход» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В кач. критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривать временные параметры «смотрения» друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смотреть в сторону», «смотреть вверхвниз», «вправо-влево»), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»), психофизиол. особенности взгляда (блесктусклость). По сравнению со взглядом и др. элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции ранжированы разл. части тела на основе критерия «способность к передаче информации». Данная «способность» элементов экспрессивного поведения определяется на основе 3 параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, к-рые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, «видимость, представленность другому». С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на др. составляющие их экспрессивного репертуара. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, к-рые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем осн. состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищенный), его отношений (дружеский-враждебный, агрессивный; доверчивый-недоверчивый; уверенный-неуверенный; принимающий-неприязненный; покорный-доминантный; понимающий-непонимающий; отчужденный-включенный; отталкивающий-притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности, и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд исподлобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к др. людям, об опасении попасть впросак и т. д. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004; Изард К. Эмоции человека. М., 1980 ; Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001; Экман П. Психология лжи. 2003. В. А. Лабунская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Мимика
греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть свое душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведем описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов. Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь. Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях. Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обостренное чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чем научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определенного. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определенные и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений. Далее приводится описание основных экспрессивных комплексов:
1. Внимание к собеседнику:
- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;
- голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращенную от собеседника;
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;
- неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;
- шумное дыхание;
- сжатые кулаки;
- обнажение клыков;
- гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);
- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;
3. Досада:
- злобное выражение лица;
- выражение напряженной мысли;
- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией);
4. Жеманство:
- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;
- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане;
5. Зависть (по описанию Овидия):
- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
- бледное лицо (выдает скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);
- отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей;
6. Закрытость:
- скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);
- сидение на стуле, повернутом спинкой вперед (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
- скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены еще и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступть в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.
7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):
- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;
- поперечные складки на переносье;
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);
- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);
- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);
9. Недоумение (растерянность):
- застывание на одном месте и в одной позе;
- признаки остановки мысли;
- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
- плотное сжатие губ;
- напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений;
11. Отвращение:
- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него свое лицо, взгляд;
- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);
12. Открытость:
- развернутые, раскрытые навстречу партнеру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
- частое поднятие плеч (означает: “всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);
- расстегнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
- наклон в сторону партнера (знак симпатии, расположения);
13. Печаль:
- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
- в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);
- глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (“потухший взор”);
- уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);
- темп движений и речи замедлен;
14. Подобострастие:
- преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперед, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое ее желание);
- отсутствие признаков напряжения ума;
- отсутствие признаков напряжения воли;
15. Подозрительность:
- неподвижный взор, устремленный на объект подозрения;
- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть свое настороженное к нему отношение);
- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);
- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
- признаки злобы;
16. Радость:
- брови и лоб спокойны;
- нижние веки и щеки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
- “гусиные лапки” - легкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;
17. Раскаяние:
- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);
- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
- плач с закрытыми руками глазами;
- отдаление от других людей;
18. Расположение к кому-либо:
- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
- рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);
- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
- закрытая позиция партнеров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;
19. Самоуверенность:
- отсутствие оживленной мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
- гордая, прямая поза;
- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединенные пальцы своих рук;
- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создает впечатление их многозначительности, а также убежденности в своей непогрешимости;
- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);
- вгляд, исходящий над очками;
20. Скука:
- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на все это, надоело все);
- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решеток, фигурок;
- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;
21. Смущение:
- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
- дотрагивание рукой до лица;
22. Сомнение:
- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
- опущенная голова;
- опущенный взор;
- руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
- приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);
23 Страх:
- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
- рот открыт (“отпала челюсть”);
- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съеживания, сворачивания в клубок);
- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
- напряженный и настороженный взгляд, устремленный в сторону источника опасности;
- дрожь в руках, ногах, во всем теле;
24. Стыд:
- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьем-либо присутствии, даже воображаемом;
- взор обращен в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);
- умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);
- тело сжимается, съеживается, индивид как бы прячется, хочет остаься незаметным, чтобы его не видели;
- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);
- заикание, спотыкания в речи;
- краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;
25. Тревога:
- беспокойный, бегающий взгляд;
- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);
- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);
- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);
- крики, плач;
- бледность кожи;
26. Удивление:
- высокое поднятие бровей;
- открытие рта;
- разведение рук в стороны;
- сильное напряжение внимания;
- сильное напряжение мысли;
27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):
- признаки радости;
- признаки печали;
- слезы;
28. Умственное напряжение:
- две вертикальные складки на переносице;
- нависание бровей над глазами;
- брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
62.70 кб

Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное

Кириллова Оксана Владимировна
In the process of communication men and women use the same non-verbal means. Among them there are movements of shoulders, hands and head, and also they have the same skin reaction, mimics, smile, etc.
Читать PDF
307.58 кб

Мимика как компонент дирижерского аппарата и хоровой коммуникации

Кревсун Маргарита Владимировна
В статье рассматривается феномен «мимика дирижера» сквозь призму современной анатомии и психологии, с целью выяснения механизмов ее возникновения и действия, способов выражения для передачи эмоций и управленческих команд, то есть
Читать PDF
511.40 кб

Диагностика психического состояния человека по мимике лица

Лемешевская З. П., Михальчик С. В., Водоевич В. П.
В статье подробно анализируются особенности мимической мускулатуры лица, ее непосредственная связь с психическим состоянием человека.
Читать PDF
199.10 кб

Исследование атрибуции агрессии по мимике с помощью компьютернойметодики РЭМ

Ениколопов Сергей Николаевич, Кузнецова Юлия Михайловна, Чудова Наталья Владимировна
Читать PDF
503.88 кб

Измерение мимики педагога с применением информационных технологий

Уткина О. Н.
Одним из важнейших инструментов педагогического воздействия является мимика учителя.
Читать PDF
1,022.97 кб

Феномен молекулярной (эпитопной) мимикрии при лайм-артрите

Ананьева Л. П.
Читать PDF
155.87 кб

Молекулярные детерминанты васкулогенной мимикрии при злокачественных новообразованиях

Вартанян А. А.
Читать PDF
432.88 кб

Воздействие мимики педагога на учащихся в процессе учебно-воспитательной работы

Фоменко Наталья Васильевна
В работе рассматривается вопрос воздействия мимики педагога на учащихся в процессе учебно-воспитательной работы.
Читать PDF
616.63 кб

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ В ОТВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ (ВКЛЮЧАЯ ФОТОПОРТРЕТЫ С РАЗЛИЧНОЙ МИМИКОЙ) В ХОДЕ ФМР

Мельников Михаил Евгеньевич, Безматерных Дмитрий Дмитриевич, Петровский Евгений Дмитриевич, Козлова Людмила Игоревна, Штарк М.Б., Савелов Александр Александрович, Шубина Ольга Сергеевна, Натарова Кира Александровна
Цель исследования оценить время и содержание реакций на эмоциональные стимулы в процессе фМРТ-исследования у лиц с легким или умеренным депрессивным эпизодом или дистимией. Материалы и методы.
Читать PDF
427.50 кб

Стимуляция гемангиогенеза, лимфангиогенеза и васкулогенной мимикрии при различных нарушениях функции

Хромова Н. В., Копнин П. Б., Копнин Б. П.
Вступление. Мутации гена TP53, кодирующего опухолевый супрессор р53, играют важную роль в возникновении и/или прогрессии рака ободочной кишки у человека.
Читать PDF
254.50 кб

Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии

Розов Михаил Александрович
Читать PDF
84.95 кб

Вовлечение аутофагии в васкулогенную мимикрию при меланоме

Вартанян А.А., Бурова О.С., Барышникова М.А.
Читать PDF
357.02 кб

Мутации и мимикрия экономических институтов

Балацкий Е. В.
Читать PDF
739.48 кб

Способность клеточных линий метастатической меланомы кожи к васкулогенной мимикрии

Григорьева Ирина Николаевна, Бурова О. С., Степанова Е. В., Харатишвили Т. К., Барышников А. Ю.
Целью данной работы являлось изучение способности клеточных линий метастатической меланомы кожи к васкулогенной мимикрии (ВМ) in vitro и in vivo.
Читать PDF
0.00 байт

Блокатор васкулогенной мимикрии восстанавливает чувствительность резистентных клеток меланомы к ДНК-

Вартанян А.А., Барышникова М.А., Бурова О.С., Эктова Л.В., Шпрах З.С.

Похожие термины:

  • Экспрессивная мимика

    facial expressions) Э. м. служит для сообщения базовых эмоций: радости, гнева, отвращения, печали и страха в сочетании с удивлением. Все люди, включ. представителей дописьменных культур, без труда ориентирую
  • Бедная мимика

    Мимикой обозначаются движения мышц лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. «Бедная» мимика характеризуется снижением скорости и объема мимических реакций. При этом движе
  • Парадоксальная мимика (гримасничанье)

    Характеризуется тем, что мимические движения не соответствуют переживаниям и эмоциям. При психопатологических состояниях называется парамимией. Может встречаться при шизофрении. Гримасничанье
  • Выразительная (живая) мимика

    Характеризуется тем, что движения мышц лица носят выразительный характер, отличаются быстрой сменой. В норме отражает живость эмоционального реагирования. Нередко проявляется в крайней степени
  • Речь мимико- жестикуляционная

    невербальная» речь, коммуникации, основанные на использовании жестов, мимики, поз, интонаций голоса, контекста. Используется, в основном, глухонемыми людьми.
  • МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯРНАЯ РЕЧЬ

    см. мимика] - форма общения глухих, не владеющих словесной речью
  • МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ

    – термин, традиционно принятый в отечественной сурдопедагогике для обозначения формы общения глухих посредством жестов. Данный термин введен в обиход в первой половине XIX в., когда понятие «мими
  • Мимикрия

    Некоторые авторы используют этот термин как синоним более общего термина имитация, но в настоящее время чаще всего он предназначается для обозначения эволюционного процесса, посредством которог
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИМИКРИЯ

    подражательство; сложный комплекс защитных мер и приспособлений социально-политического характера, позволяющих выжить и сохраниться тем социальным группам, силам и слоям, для которых в обществе