Методики психотерапии это что такое Методики психотерапии: определение — Психология.НЭС
МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ Методики релаксации

Методики психотерапии

Найдено 2 определения термина Методики психотерапии

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Методики психотерапии

psychotherapy techniques) Ниже приводятся конкретные примеры методик, используемых психотерапевтами для изменения поведения, когниций и эмоционального состояния клиентов. Разговор - фокусирование на интеллекте Свободные ассоциации. Психотерапевт в свободной от оценочных суждений атмосфере выслушивает сообщения клиента о его психич. образах в том порядке, в каком он предпочитает высказываться. Интерпретации используются позднее. Клиенту предлагается отреагировать словами на слова, подобранные и предъявляемые в определенной последовательности психотерапевтом; реакции варьируют от отдельных слов до кратких предложений. Интерпретируется как содержание ответа, так и возможные задержки при ответе. Анализ сновидений. Оставшийся в памяти сюжет сновидения представляет собой его явное содержание; интерпретация осн. на скрытом содержании, выражающем желание. Поскольку желания часто связаны с психотравмирующими событиями прошлого, индивидуум пытается маскировать истинное значение сна и тем самым минимизировать душевную боль. Скрытое значение сновидений м. б. рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Мн. сновидения завершаются решением актуальной проблемы. Недирективное интервью. Клиенту предлагается высказываться при минимальном направлении в беседе со стороны психотерапевта. Психотерапевт ограничивает свои комментарии повтором или перефразированием высказываний клиента и описанием выраженных им эмоций. Клиенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность понимания его психотерапевтом. Воображение. При проведении эйдетической психотер. клиенту предлагается вообразить унижение при неудаче, а затем чувство гордости в связи с успехом. Требуется детальное описание эмоций в первом, и во втором случаях. Скрытым посланием клиенту является то, что он контролирует ситуацию и может делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи. Директивное интервью. Клиенту предлагается ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить стандартизованный опросник. Анализ видеозаписей поведения. Клиенту предлагается интерпретировать показанный ему материал в соответствии с заранее оговоренными измерениями. Обычно для просмотра предъявляются записи сегментов поведения самого клиента. Один из вариантов - непосредственная конфронтация клиента с только что зафиксированным эпизодом его поведения. Видеокамеры установлены в помещении для занятий, психотерапевт дистанционно управляет съемкой, выбирая ракурсы по своему усмотрению. Интерпретация. В терапии разрешения конфликтов психотерапевт помогает клиенту концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе проблемы, а затем предлагает клиенту найти ее решение. Румпельштильцхен (гном в немецкой сказке). Психотерапевт может иногда драматически воздействовать на поведение "магией" правильного слова или интерпретативной фразой. Чутко воспринимающий клиент может продемонстрировать значительную динамику, если центральной проблеме дать определенное имя. Конфронтация. Психотерапевт при помощи направленной "атаки" обращает внимание на отказ клиента взять на себя ответственность за лечение. Ошибки менее общего характера (преувеличение жалоб или неправомерные обобщения) выделяются и маркируются как иррациональные. Юмор. В работе с клиентом используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обреченного на неуспех поведения, высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия клиента. Противоречивые сообщения. В провоцирующей терапии психотерапевт на словах соглашается с пессимизмом, выражаемым клиентом, но невербально поддерживает мнение, что ему можно помочь. Дальнейшее испытание реальности стимулируется тем, что негативные высказывания клиента доводятся до логического предела или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием "я никуда не гожусь". Беседа по телефону. Разговоры по телефону снижают соц. барьеры и представляются в особенности показанными тревожным клиентам с нестабильным состоянием, воспринимающим психотерапевта как крайнюю угрозу. Есть сообщения об аналогичных преимуществах при использовании компьютерных терминалов для "бесед" с клиентами. Молчание. А. Адлер часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил, чтобы побудить клиентов к пересмотру своих выводов и мотиваций. Мн. др. психотерапевты считают молчание важным техническим приемом. Разговор - фокусирование на аффекте Поддержка. Клиент рассматривается не как больной, а как просто упавший духом чел. Сделанные им ошибки не фатальны, надо лишь вернуть веру в себя. Психотерапевт поддерживает клиента в то время как его способность к совладанию возрастает. Эмоциональный разговор. В тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению спонтанно возникающих эмоций. Поощряется намеренное использование слова "я". Поэзия. Клиент выражает свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как психотерапевтом, так и им самим. Домашние животные. Предлагается брать с собой на сеансы психотер. домашних животных, особенно детям. Собаки не только являются непосредственным источником душевного комфорта, но могут тж стать начальной темой для беседы. Смещение. Клиента обучают переводить желание или потребность в более адаптивное поведение. В орг-ции "Анонимные алкоголики", напр., прием алкоголя замещается дружеской поддержкой др. участников. Релаксация. Клиента обучают упражнениям, к-рые могут выполняться в любой обстановке для снижения уровня тревоги. Гипноз. Иногда гипноз используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или интрапсихической цензуры материала, вызывающего тревогу. Оживление эмоциональных воспоминаний. Мн. системы психотер. подчеркивают благоприятный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующего эпизода. "Стрижка". В течение оговоренного периода клиент должен терпеливо выслушивать тирады о своих недостатках и ошибках, не предпринимая к.-л. попыток защитить себя. "Вопль". В Процессе новой идентичности (New Identity Process) клиента обучают демонстрировать свои эмоции голосом. Разговор - фокусирование на репетиции поведения Фиксированная роль. Проведение этой методики начинается с того, что клиент составляет описание собственной личности в третьем лице. Затем составляется др. набросок, на этот раз с наличием, по меньшей мере, одной важной альтернативной черты. Клиенту сообщается, что его истинная роль "уходит в отпуск" на определенный промежуток времени, напр., на две недели. На это время он должен как можно полнее принять альтернативную роль. В конце этого срока альтернативная роль оставляется клиентом, после чего, однако, он вероятно что-то изменит в своей подлинной роли. Воображение. Клиент входит в состояние мышечного расслабления с закрытыми глазами, а затем представляет себе сцену, заданную психотерапевтом. При применении систематической десенсибилизации воображаемые сцены градуированы по степени возрастания интенсивности вызывающего тревогу раздражителя. Это резко отличается от метода имплозивной терапии Штампфля, при к-ром в качестве раздражителей используются только наиболее тревожащие сцены. Последствия. При использовании метода скрытого обусловливания клиента просят представить себе положительные, отрицательные и нейтральные последствия специфических поведенческих актов. Групповая терапия. Группа используется как обстановка для репетиции поведения клиента, выполняемого в его обычном повседневном окружении. Клиента тж успокаивает то, что, по его наблюдениям, страхи бывают и у др. людей. В большинстве случаев группы имеют относительно гомогенный состав: примерно одинаковый уровень ранимости, общая проблема или лица естественного окружения. Психодрама. Эта процедура широко использует театральные приемы. Клиент изображает самого себя; др. участники двигаются, действуют и ведут себя, подыгрывая ему в зависимости от поставленной задачи. Активное поведение Моделирование. Адекватное поведение демонстрируется в живом виде или на видеопленке психотерапевтом или др. лицами. Целью является отработка специфических навыков, напр., спросить кого-либо о времени или пройти собеседование при трудоустройстве. Игровая терапия. Клиенту, чаще всего ребенку, предоставляется неск. челов. фигурок и др. объектов, иногда в ящике с песком. Психотерапевт задает вопросы о персонажах и событиях в игре. Физическая активность. Процедура включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физ. нападение с безопасными (надувными резиновыми) дубинками. Арт-терапия. В процедуре используется рисование и др. творческие упражнения. Для лиц, имеющих трудности коммуникации, часто предоставляется возможность рисовать настенные фрески вместе с др. участниками. Негативная практика. При выполнении этого технического приема клиенту предлагается повторно воспроизводить дезадаптивное поведение или размышление вплоть до наступления состояния утомления. Факторы окружающей обстановки Перенесение. Клиент обращается к терапевту с доверием и уверенностью в его возможностях, охотно выполняет сделанные им рекомендации. Социальная роль. Терапевт должен быть внимательным, чтобы избегать заведенных в об-ве условностей - делать и принимать подарки, менять количество сеансов терапии и вообще вступать в личные отношения с клиентом "после сеанса". Триадное консультирование. Сеансы проводятся консультантом с участием др. специалистов, выступающих в роли антиконсультанта, "адвоката дьявола". Непрямой контакт с клиентами Тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами. Вмешательства планируются профессионалами, но выполняются др. лицами из естественного окружения клиента. Библиотерапия. Удовлетворительный эффект достигается как при работе с профессионалами, так и в порядке самопомощи. Профилактика. Терапевт консультирует непрофессионалов и представителей парамедицинских профессий при разраб. программ профилактических вмешательств, выполняемых до превращения затруднений клиентов в серьезные страдания. См. также Поведенческая терапия: проблемы и вопросы, Когнитивные терапии, Психотерапия Ч. С. Пейзер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Методики психотерапии

psychotherapy techniques) – основными считаются следующие (Пейзер, 2005).

А. Разговор с фокусироваием на интеллекте:

1. свободные ассоциации (см.);

2. анализ сновидений – изучение сюжетов сновидений, в которых, как предполагается, имеется некое скрытое желания, то есть желание, часто связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией, имевшей место в прошлом. Скрытое значение сновидений может быть рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Многие сновидения завершаются решением актуальной проблемы;

3. недирективное интервью – пациент получает возможность высказываться обо всем, что представляется ему имеющим значение. Психотерапевт ограничивается повтором или перефразированием его высказываний и описанием выраженных им эмоций. Пациенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность его понимания психотерапевтом;

4. воображение – при проведении эйдетической психотерапии или имаготерапии пациенту предлагают мысленно представлять нечто для него важное. Например, унижение при неудаче, а затем гордость в связи с успехом. Потом от него требуется детальное описание эмоций в обоих случаях. Скрытое послание к нему состоит в том, что он может контролировать ситуацию и может сам делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи;

5. директивное интервью – пациенту предлагают ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить опросник;

6. анализ видеозаписей поведения – пациенту предлагается интерпретировать показанный ему видеоматеривал с заранее оговоренными характеристиками (обычно его собственного поведения);

7. интерпретация - в терапии разрешения конфликтов пациенту предлагают концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе его проблемы, а затем найти ее решение.

8. румпельштильцхен (гном в немецкой мифологии) – магия «правильного слова» или интерпретативной фразы, адекватного названия проблемы, после чего пациент может оказаться способным продемонстрировать значительную положительную динамику;.

9. конфронтация - внимание пациента центрируется на его отказе взять на себя ответственность за лечение. Менее существенные его ошибки маркируются как иррациональные;

10. юмор – используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обреченного на неуспех поведения, тактичное высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия пациента;

11. противоречивые сообщения – согласие на словах с пессимизмом пациента, но с невербальным выражением желания ему помочь. Далее его негативные высказывания доводятся до логического завершения или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием «я никуда не гожусь»;

12. беседа по телефону – особенно показана тревожным пациентам, воспринимающим психотерапевта как некую угрозу, а также подросткам;

13. молчание – важный технический прием в психотерапии. А.Адлер, например, часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил пациенту с тем, чтобы побудить его к пересмотру своих выводов и мотиваций.

Б. Разговор – фокусирование на объекте:

1. поддержка – пациент рассматривается и как упавший духом человек, которому надо вернуть веру в себя. Поддержка может повысить его способность к совладающему поведению;

2. эмоциональный разговор – в тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению своих спонтанно возникающих эмоций, при этом поощряется намеренное использование местоимения «Я»;

3. поэзия – пациент поощряется к тому, чтобы выражать свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как им самим, так и психотерапевтом;

4. домашние животные – использование на сеансах психотерапии домашних животных пациентов;

5. смещение – замещение одной потребности какой-то другой, более адаптивной. Например, в программе АА прием алкоголя замещается дружеской поддержкой других участников;

6. релаксация – обучение упражнениям на расслабление мышечного тонуса;

7. гипноз – используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или «интрапсихической цензуры» материала, вызывающего тревогу;

8. оживление эмоциональных воспоминаний – многие психотерапевты отмечают позитивный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующей ситуации;

9. «стрижка» - в течение некоторого оговоренного периода времени пациент выслуживает тирады психотерапевта о своих недостатках, при этом никак не защищаясь;

10. «вопль» - в процессе поиска новой идентичности пациента обучают демонстрировать свои эмоции голосом.

В. Разговор – фокусирование на репетиции поведения:

1. воображение – представление в состоянии мышечной релаксации градуированных сцен, вызывающих наибольшую тревогу;

2. последствия – представление себе положительных, отрицательных и нейтральных последствий специфических поведенческих актов;

3. групповая терапия - используется как репетиция на на группе его повседневного поведения;

4. психодрама - широко использует театральные приемы.

Г. Активация поведения:

1. моделирование – демонстрация адекватного поведения с целью отработки специфических навыков (например, спросить о том, сколько сейчас времени или пройти собеседование при трудоустройстве);

2. игровая терапия – психотерапевт, наблюдает за игрой (чаще всего детей), он может задавать вопросы о персонажах и событиях в игре;

3. физическая активность – включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физическое нападение с безопасными дубинками (надувными резиновыми);

4. арт-терапия – использование рисования и иных творческих заданий. Например, рисование настенных фресок вместе с другими участниками группы;

5. негативная практика – повторное воспроизведение дезадаптирующего поведения или размышления о нем до наступления состояния утомления.

Д. Факторы окружающей среды:

1. перенесение – обращение к психотерапевту, как к человеку, которому вполне можно доверять решение своих проблем;

2. социальная роль – психотерапевту следует избегать заведенных в обществе условностей (брать подарки и т.д);

3. триадное консультирование – участие в сеансах психотерапии других специалистов, играющих роль «подсадных уток», «адвокатов дьявола» и т.п..

Е. Непрямой контакт с пациентами:

1. тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами – такие вмешательства планируются профессионалами, но выполняются людьми из естественного окружения пациента;

2. библиотерапия – психотерапия с помощью специально подобранных литературных тестов;

3. профилактика – консультации непрофессионалов по вопросам профилактики невротических расстройств.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Методики психотерапии — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б. Хайкиным проективная методика «Исследование рисунков больных шизофренией» и результаты исследования эффективности методики для оценки динамики воображения, цветового восприятия, образного и символического мышления, пространственной ориентации больных шизофренией на полученных в процессе курса танцевальной психотерапии материалах исследования 730 пациентов с диагнозами параноидной шизофрении галлюцинаторно-параноидный, аффективно-бредовый синдромы и простая шизофрения.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Методика профессионально-психологического отбора кандидатов на должность специалиста по защите инфор

Зырянова Татьяна Юрьевна, Черданцева Екатерина Владимировна
В представленном докладе рассмотрены социально-психологические аспекты проблем информационной безопасности организации. Исследована проблема влияния человеческого фактора на систему защиты информации
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

Морфофункциональные и биомеханические предпосылки совершенствования методики занятий оздоровительной

Беляев Никита Сергеевич
В исследовании рассмотрены показатели функционального состояния организма, предрасположенность к проявлению различных физических качеств, биомеханические характеристики выполнения базовых шагов классической аэробики женщинами первого зрелого возраста в зависимости от их конституциональной принадлежности. На основе этого разработаны рекомендации по совершенствованию методики оздоровительных занятий
Скачать PDF

Похожие термины: