МЕТОДИКА УТВЕРДИТЕЛЬНО-СТРУКТУРИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

МЕТОДИКА УТВЕРДИТЕЛЬНО-СТРУКТУРИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Стремясь повысить продуктивность психотерапевтического взаимодействия, Филлипс (Phillips E. L.) предлагает следующие принципы структурирования индивидуальной беседы с больным:

1. Больного следует переспрашивать, если нет уверенности в правильном понимании его высказывания.

2. Следует достаточно часто реагировать на замечания больного, чтобы он чувствовал, что его понимают и следят за ходом его мысли. Длительное молчание может вызвать у больного ощущение, что психотерапевт не знает, о чем идет речь, или безразличен к этому.

3. Целесообразно соотносить сказанное больным ранее - или имевшееся им в виду - с актуальным контекстом беседы.

4. Следует вводить новые темы, если это имеет известную ценность в ходе психотерапевтического обсуждения.

5. Больному надо указывать на несостоятельность или противоречивость в его высказываниях, в особенности если это облегчает развитие самоконтроля и автономного поведения.

6. Больного следует поощрять к тому, чтобы он говорил больше по данной теме или продолжал выражать свои чувства с целью расширения социального контекста, к которому эти чувства могли бы подойти, и указывать на необходимость работы с этими темами в психотерапии.

7. Целесообразно придерживаться заданного плана беседы ("Как вы можете связать это с тем, над чем мы договорились сегодня работать?"). Если психотерапевт не сопровождает длинный монолог больного своими комментариями или вопросами, ни он, ни больной не знают, куда ведет разговор или какую роль он играет в решении основных задач психотерапии.

8. Врач должен высказывать свои гипотезы или предположения с целью узнать мнение больного о них. Разумно взвешенное проникновение в сложные вербальные построения больного с помощью замечаний и гипотез является попыткой внести ясность и направленность в психотерапию. Предложенные психотерапевтом гипотезы могут стимулировать больного думать иначе о своем поведении и вести к продуктивному изменению поведения.

9. Целесообразно предложить больному попробовать тот или иной вид активности, чтобы разъяснить проблему, попытаться ее решить или оценить свои возможности. Такое предложение может стать пунктом плана беседы.

10. Больного следует стимулировать к реакции на слова психотерапевта: он должен их откровенно комментировать. Врач оказывается прав лишь тогда, когда его гипотезы находят подтверждение в реальной жизни больного.

11. Для конфронтации с суждениями больного следует выбирать правильную форму.

12. Ни одна тема не является слишком щекотливой или слишком тривиальной, чтобы психотерапевту не стоило ее затрагивать.

Принципы структурирования не рассчитаны на ведение аналитической беседы, поскольку не учитывают неосознанных форм сопротивления больного. Методика предложена для использования в разного рода консультативной психологической работе и представляет интерес как попытка интеграции принципов поведенческого обусловливания в контекст разговорной психотерапии. Один из приемов работы, повышающих ее продуктивность, - предложить больному формулировать свои самые важные мысли в письменном виде. Этот документ становится основой последующего обсуждения с психотерапевтом. Задачам психокоррекции в большей степени отвечают ролевые предписания пациентам в ходе беседы:

1. Больной должен назвать или обозначить проблему или конфликт. Обозначение не равнозначно диагнозу, оно скорее является основой для последующего общения психотерапевта и больного. Если оба знают, что означает маркировка проблемы и какое поведение имеется при этом в виду, становится легче придерживаться избранного курса, направленно собирать информацию, соотносить обозначенное поведение с контекстом ситуации и, наконец, оценивать динамику выраженности этого поведения в ходе психотерапии.

2. Больной должен уточнить ситуацию, в которой наблюдается обозначенное или нежелательное поведение, и то, как оно представляет конфликт в разных повторяющихся контекстах. Психотерапевтическое вмешательство тогда ориентировано на чувства, влияющие на выбор и применение адекватной поведенческой стратегии.

3. Больной должен участвовать в разработке программ совладания с нежелательным поведением как в терапевтических обсуждениях, так и в реальной повседневности. Цель - получить из практического применения усвоенного на психотерапии материал для обратной связи, который постоянно вводится в продолжающуюся терапию. Этот шаг начинается как можно раньше и может быть использован уже в первой беседе. Ощущение практического результата является проверкой полезности найденных ранее формулировок.

4. Больной должен постепенно стремиться контролировать свою жизнь. Психотерапевт может уточнять первоначальное соглашение, стимулировать усилия больного или возвращаться к повторению первых шагов, но в целом его роль постепенно отходит на второй план.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б. Хайкиным проективная методика «Исследование рисунков больных шизофренией» и результаты исследования эффективности методики для оценки динамики воображения, цветового восприятия, образного и символического мышления, пространственной ориентации больных шизофренией на полученных в процессе курса танцевальной психотерапии материалах исследования 730 пациентов с диагнозами параноидной шизофрении галлюцинаторно-параноидный, аффективно-бредовый синдромы и простая шизофрения.
Скачать PDF

«Структурирование индивидуальности личности»: методика диагностики личности как субъекта культуры

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Наливайко Наливайко Екатерина, Мальцева Алиса Сергеевна
Представлена оригинальная методика диагностики развития личности как субъекта культуры. Методика определяет варианты структурирования уровней индивидуальности личности сознательного эго, бессознательных (архетипических) и надсознательных (языковых) структур. Методика основана на выявлении визуальных и вербальных символов образа «Я» субъекта, соединяет возможности проективного и психосемантического методов. Даются теоретическое обоснование, описание стимулов, алгоритм проведения, обработка данных и анализа результатов.
Скачать PDF

Спортивные группы гетерогенного типа: методика структурирования

Буздов Артур Юрьевич, Федоров Андрей Владимирович, Худайназарова Динара Равшановна
В работе рассмотрена методика структурирования спортивных групп гетерогенного типа для решения коллективных задач. Методика основана на предварительном измерении уровня инновационного интеллекта и его компонентов с последующей проверкой гендерной установки и определением ролевой функции каждого члена коллектива. Приведен алгоритм структурирования группы гетерогенного типа, обеспечивающий максимальную продуктивность творческой работы.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Методика профессионально-психологического отбора кандидатов на должность специалиста по защите инфор

Зырянова Татьяна Юрьевна, Черданцева Екатерина Владимировна
В представленном докладе рассмотрены социально-психологические аспекты проблем информационной безопасности организации. Исследована проблема влияния человеческого фактора на систему защиты информации
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: