Метод сценарной разработки

Найдено 1 определение
Метод сценарной разработки
относится к арт-креативным методам. Основан на принципе ассоциативного формообразования замысла и направлен на развитие интеллектуальных и эстетических параметров креативности. Стимулом для сотворческой деятельности может быть любой художественный текст (изобразительный, музыкальный и другой). Драматизация изобразительного текста осуществляется в «оживлении», «развертывании» сюжета (картины, скульптуры), в ретроспективном анализе и прогнозировании событий, сочинении литературного эссе на основе текста и т. д. В музыкальной педагогике метод сценарной разработки (метод театрального воплощения музыки) используется как средство моделирования процесса развития в музыке театрально–литературными средствами. Суть метода заключается в тезисе о «программности музыки» во всеобщем значении, в том, что процесс сочинения музыки сознательно детерминируется «первым родом тем» (Л. Мазель), т. е. субъективно–личностными представлениями человека о жизни, преломляющимися в творчестве. На практике сочинение музыки предваряется построением и разработкой специальной программы (сценарий = идея + сюжет), которые составляют основу развития и формообразования музыкального материала.
Использование внемузыкальной программы в качестве творческого стимула усиливает художественно–поисковую активность. Опора на внемузыкальную программу мобилизует различные слои психики. В итоге появляется возможность как для нетрадиционных решений в области «функционального аспекта композиции» (термин В. В. Назайкинского), так и для формирования новых идей. По степени детализации сценарная разработка делится на три стадии: идейную (определение круга образов и идей, связанных с музыкальным текстом); фабульную (конкретное драматургическое действие); литературную (вербальная программа).
Варианты метода:
1.«Фантазия характеров». Литературные версии музыкальных портретов. Задание: «нарисовать» словами музыкальный портрет. Музыкальный материал: Р. Шуман — «Чужестранец», «Шехеразада», «Веселый крестьянин»; М. Мусоргский — «Гном»; Э. Григ — «Песня Сольвейг», «Танец Анитры»; К. Дебюсси — «Девушка с волосами цвета льна»; К. Сан-Санс «Карнавал животных» и т. д.
Пластические версии литературных портретов. Задание: воплотить в пластической импровизации характер с опорой на строки конкретного литературного или поэтического произведения. Стимулом для воплощения могут быть и герои сказок (Арлекин, Пьеро, Коломбина…).
2. «Завершение сказок» — придумать различные концовки к сказкам, фабула которых обрывается после кульминации.
3. «Фоноскоп событий» — воссоздать по различным звуковым последовательностям невероятную историю.
Музыкальный коллаж составляется из фрагментов музыкальных произведений, шумовых эффектов, наложений и т. д.
Интерпретация творческих работ осуществляется по следующим критериям: оригинальность, уникальность (проявление индивидуальности), способы создания образов, разработанность сюжета, логика, завершенность, эмоциональная выразительность, степень «отлета от реальности», детализированность, разнообразие использования средств выразительности, композиционное решение, мастерство (уровень технологичности) и другие. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014