МЕТОД ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕТОД ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЕ
социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах. Он реализуется как путем свободных ответов на те или иные вопросы, так и путем выбора готовых ответов из нескольких предложенных в анкете. Цель опроса и анкетирования – массовый сбор материала, используемого после соответствующей обработки для решения тех или иных исследовательских задач. В социальной психологии при проведении анкетного опроса предварительно решается вопрос объема и однородности выборки, а также ее репрезентативности, т. е. возможности распространения выводов, полученных при изучении выборки по отношению ко всей совокупности. С помощью М. о. и а. психолог выявляет интересы и настроения воинов, их отношение к воинской деятельности, к событиям в стране, за рубежом.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МЕТОД ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЕ
МЕТАД АПЫТАННЯ І АНКЕТАВАННЕ / SURVEY METHOD AND QUESTIONNAIRE– социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах. Реализуется как путем свободных ответов на те или иные вопросы, так и путем выбора готовых ответов из нескольких предложенных в анкете. Цель опроса и анкетирования– массовый сбор материала, используемого после соответствующей обработки для решения тех или иных исследовательских задач. М. о. а. широко используют в социологии, психологии, педагогике, других областях науки и практики. На качество информации, получаемой в ходе опроса, влияет множество факторов: распространенность М. о. а. в обществе; правильный выбор респондента; умение мотивировать его; соответствие вопросов цели и задачам исследования (при этом необходимо учитывать логические, лингвистические и психологические требования к формулировке вопросов); соблюдение правил построения опросника, так называемый тоннельный принцип (от легких вопросов в начале переходят к более сложным по структуре и содержанию в середине, а затем к легким вопросам к концу); ясность инструкций по заполнению и возвращению анкеты; полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов; использование разных типов вопросов (оптимизация хода исследования осуществляется с помощью контактных, контрольных, буферных, прожективных, игровых вопросов, вопросов-фильтров и ловушек); ситуация опроса (время и место, присутствие третьих лиц, несоблюдение анонимности, организация и др.); внешний вид исследователя, его профессиональное поведение. Метод опроса отличается большим разнообразием его видов: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, интернет-опросы разного типа, фокус-группы, опросные mix-методики (холл-тесты (hall-test), хоум-тесты (home-test), тайный покупатель (mystery shopping)), телевизионный экспресс-опрос и др.
Анкетирование– это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой (см. Анкета).
Виды анкетирования:
– в зависимости от числа одновременно опрашиваемых: групповое и индивидуальное;
– по месту проведения: по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях (на выставках, в театрах, торговых центрах и т. д.);
– по процедуре: очное (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) и заочное. К заочным формам относят следующие анкетные опросы: почтовый (рассылка и возвращение анкет по почте), прессовый (анкета публикуется в газетах, журналах, респондент ее заполняет и отсылает исследователю) и интернет-анкетирование (анкета рассылается по электронной почте либо заполняется on-linе на различных ресурсах);
– анонимное и персонифицированное (обычно первый способ побуждает респондента к большей откровенности). В социальной психологии при проведении анкетного опроса предварительно решается вопрос объема и однородности выборки, а также ее репрезентативности, т. е. возможности распространения выводов, полученных при изучении выборки по отношению ко всей совокупности.
В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография,– одним из основных, обеспечивающим 60–70% собираемой информации. Достоинства анкетного опроса: экономичность всей процедуры исследования; оперативность получения информации; возможность организации массовых обследований; применимость к самым различным сторонам жизни; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат. Недостатки анкетного опроса: отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов (в отличие от свободного интервью); невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения; проблема сбора заполненных анкет (при заочном анкетировании). Надежность результатов анкетного опроса проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием других методов получения объективной информации: путем анализа документов, наблюдения, опроса экспертов, групповой дискуссии и т. д. Р. В. Александрова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.