предлагается выполнить теоретическое обобщение предмета исследования. Способы:
1. Классификация фактов по различным основаниям (структура, функции, процессы, взаимосвязи и др.).
2. Определение типов позиций (хронологическая, математическая, образная и другие).
3. Формулирование вопросов и проблем.
Последовательность теоретических обобщений: факты — вопросы о них — гипотезы ответов — построение теоретической модели — следствия модели — доказательства модели (гипотезы) — применение модели — сопоставление модели с культурными аналогами.
3. Стимул — сюжетная картина, иллюстрация, фотография, допускающая различное толкование. Задание: описать, что изображено на картине, дать различные трактовки ситуации, представленной на ней.
4. Стимул — текст, где описано какое–то событие. (Например, басня.). Задания: высказать различные точки зрения от лица людей, действующих в данной истории; изменить расстановку акцентов в предложенном материале; сделать заключение, отличающееся от авторского; оценить событие или явление с двух противоположных позиций (игра «Хорошо — плохо»). (Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М., 2000).
Метод конструирования теорий
Метод конструирования теорий
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014