Метод изучения фрустрации рисуночный

Найдено 1 определение:

Метод изучения фрустрации рисуночный

PictureFrustration Study, P-F). С. Розенцвейг. Адаптация Н. В. Тарабриной. Методика С. Розенцвейга сконструирована на основе разработанной автором «эвристической теории фрустрации». В процессе адаптации методики некрые рисунки (№ 15 и № 17) были заменены, а сами картинки перерисованы. Смысловое содержание картинок сохранено. Методика состоит из 24 рисунков, на к-рых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. На рисунке слева одно действующее лицо говорит слова, фрустрирующие др. персонаж рисунка, ответ к-рого не приводится. От респондента требуется, чтобы он написал в пустом квадрате первый ответ, пришедший ему в голову. В этом отношении методика напоминает ассоциативный тест, хотя в данном случае обычно продуцируются не отдельные слова, а фраза или целое предложение. При этом методика является проективной, в специфическом смысле рисуночного подхода, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Для того чтобы облегчить подобную проекцию, специально опущены черты лица или какие-либо другие (внешние) выражения характера изображенных действующих лиц. Исследование методикой «рисуночной ассоциации» показывает, что реплика условного партнера по О., к-рым является персонаж на рисунке слева, выступает в кач. стимула к актуализации внутр. диалога субъекта, сложившегося в результате индивидуального опыта переживаний и поведения в фрустрирующих ситуациях. Каждый ответ респондента оценивается с т. зр. 2 критериев: направления и типа фрустрационной реакции. С т. зр. направления реакции делятся на: 1) Экстрапунитивные реакция респондента направлена на живое или неживое окружение ; 2) Интропунитивные - реакция направлена субъектом на самого себя; 3) Импунитивные реакции фрустрирующая ситуация рассматривается респондентом как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать. Реакции различаются также с т. зр. их типов: 1) Тип реакции «с фиксацией на препятствии» - в ответе респондента препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие или описывается как не имеющее серьезного значения; 2) Тип реакции «с фиксацией на самозащите» - главную роль в ответе респондента играет защита себя, своего Я, и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана; 3) Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» - ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от др. лиц и т. д. Из сочетаний этих 6 категорий получают 9 возможных факторов оценки и 2 дополнительных варианта. Ответы, обозначенные при помощи счетных факторов, записываются на специальном бланке в соответствующие графы и подсчитываются. Затем вычисляется показатель GCR (group conformation rates), к-рый получается путем сопоставления ответов конкретного респондента со «стандартными», среднестатистическими. Методика не дает материала для заключений о структуре личности, но позволяет с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции респондента на разл. трудности или помехи, к-рые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели. Кроме исследовательских задач, методика может быть использована для целей дифференциальной патопсихол. диагностики, в практике профотбора и профориентации, а также в психокоррекционной работе. Лит.: Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л., 1984; Она же. Методика изучения фрустрационных реакций (Picture-Frustratuion Study, S. Rosenzweig) // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4). Н. В. Тарабрина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии.
Читать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга.
Читать PDF

Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов

Логвинова Ирина Владимировна, Усатенко Оксана Николаевна
В данной статье ставится актуальная проблема использования рисуночных средств при изучении особенностей психики студентов.
Читать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. изучение содержания личностных ценностей

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ переживаний респондентом ценности ассоциируемых «других» и себя. Размещение «других» на вертикальной шкале личностных ценностей позволяет описать их содержание и иерархию.
Читать PDF

Нарративные биографические интервью как метод изучения гендерной социализации и гендерных установок

Торкунова Ольга Ивановна
В статье рассматриваются нарративные интервью как метод изучения, позволяющий выделить те социализационные факторы, которые способствовали формированию гендерной идентичности и гендерных установок.
Читать PDF

Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества

Пузанова Жанна Васильевна
The article deals with the 'unfinished sentences' technique as a 'soft', qualitative way to collect and analyze sociological data.
Читать PDF

Непараметрический метод многофакторного анализа электроэнцефалограмм при изучении вызванных потенциа

Морозов А.А., Морозов В.А., Обухов Ю.В., Строганова Т.А.
Разработан непараметрический метод многофакторного анализа, ориентированный на поиск закономерностей в спектрограммах вызванных откликов ЭЭГ человека.
Читать PDF

Метод фотографии в изучении индивидуальности человека как субъекта познания

Жданова Светлана Юрьевна, Зарипова Лина Зефаровна
Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности незнакомого человека (женщины и мужчины) у лиц социономических профессий.
Читать PDF

Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студ

Алексеева Марина Андреевна
Статья знакомит с методами обучения построению картинного пространства.
Читать PDF

Бенчмаркинговый проект как метод изучения практики образовательного выбора в университетском образов

Дука Татьяна Олеговна
Неолиберальное видение статуса современного университета как одного из сегментов рынка «социальных благ» позволяет использовать методы маркетинга в улучшении деятельности вузов.
Читать PDF

Бенчмаркинговый проект как метод изучения практики образовательного выбора в университетском образов

Дука Татьяна Олеговна
Неолиберальное видение статуса современного университета как одного из сегментов рынка «социальных благ» позволяет использовать методы маркетинга в улучшении деятельности вузов.
Читать PDF

Изучение возможности выявления микрохимеризма по генам системы HLA локусов а, в, с, DRB1, DQB1 метод

Трескина Наталья Альбертовна, Волкова Ольга Ярославовна, Петренко Юрий Валентинович, Смирнова Вероника Игоревна, Иванов Дмитрий Олегович
Статья посвящена изучению возможности выявления феномена микрохимеризма по генам системы человеческого лейкоцитарного антигена (HLA) локусов А, В, С, DRB1, DQB1 методом полимеразной цепной реакции (ПЦ

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: