метод изучения продуктов деятельности Метод институционализации

Метод изучения фрустрации рисуночный

Найдено 1 определение:

Метод изучения фрустрации рисуночный

PictureFrustration Study, P-F). С. Розенцвейг. Адаптация Н. В. Тарабриной. Методика С. Розенцвейга сконструирована на основе разработанной автором «эвристической теории фрустрации». В процессе адаптации методики некрые рисунки (№ 15 и № 17) были заменены, а сами картинки перерисованы. Смысловое содержание картинок сохранено. Методика состоит из 24 рисунков, на к-рых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. На рисунке слева одно действующее лицо говорит слова, фрустрирующие др. персонаж рисунка, ответ к-рого не приводится. От респондента требуется, чтобы он написал в пустом квадрате первый ответ, пришедший ему в голову. В этом отношении методика напоминает ассоциативный тест, хотя в данном случае обычно продуцируются не отдельные слова, а фраза или целое предложение. При этом методика является проективной, в специфическом смысле рисуночного подхода, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Для того чтобы облегчить подобную проекцию, специально опущены черты лица или какие-либо другие (внешние) выражения характера изображенных действующих лиц. Исследование методикой «рисуночной ассоциации» показывает, что реплика условного партнера по О., к-рым является персонаж на рисунке слева, выступает в кач. стимула к актуализации внутр. диалога субъекта, сложившегося в результате индивидуального опыта переживаний и поведения в фрустрирующих ситуациях. Каждый ответ респондента оценивается с т. зр. 2 критериев: направления и типа фрустрационной реакции. С т. зр. направления реакции делятся на: 1) Экстрапунитивные реакция респондента направлена на живое или неживое окружение ; 2) Интропунитивные - реакция направлена субъектом на самого себя; 3) Импунитивные реакции фрустрирующая ситуация рассматривается респондентом как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать. Реакции различаются также с т. зр. их типов: 1) Тип реакции «с фиксацией на препятствии» - в ответе респондента препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие или описывается как не имеющее серьезного значения; 2) Тип реакции «с фиксацией на самозащите» - главную роль в ответе респондента играет защита себя, своего Я, и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана; 3) Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» - ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от др. лиц и т. д. Из сочетаний этих 6 категорий получают 9 возможных факторов оценки и 2 дополнительных варианта. Ответы, обозначенные при помощи счетных факторов, записываются на специальном бланке в соответствующие графы и подсчитываются. Затем вычисляется показатель GCR (group conformation rates), к-рый получается путем сопоставления ответов конкретного респондента со «стандартными», среднестатистическими. Методика не дает материала для заключений о структуре личности, но позволяет с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции респондента на разл. трудности или помехи, к-рые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели. Кроме исследовательских задач, методика может быть использована для целей дифференциальной патопсихол. диагностики, в практике профотбора и профориентации, а также в психокоррекционной работе. Лит.: Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л., 1984; Она же. Методика изучения фрустрационных реакций (Picture-Frustratuion Study, S. Rosenzweig) // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4). Н. В. Тарабрина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии. Предлагается и обосновывается применение метода качественного анализа к материалам методики, что подразумевает отход от формальной схемы, внимание к способам выполнения задания, учет последовательности ответов, контекста и модификации инструкции. В соответствии с традициями отечественной патопсихологии при рассмотрении особенностей и нарушений психической деятельности, выявляемых методикой, выделаются четыре аспекта: мотивация, контроль и критичность, динамика, а также инструментальный аспект. Подробно описываются феномены, наблюдаемые при рассмотрении мотивационного аспекта
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга. Подробно описываются феномены, проявляющиеся при анализе контроля и критичности, динамики, а также инструментального аспекта деятельности испытуемого. Обсуждаются ограничения интерпретации результатов методики в терминах гипотезы фрустрации-агрессии.
Скачать PDF

Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов

Логвинова Ирина Владимировна, Усатенко Оксана Николаевна
В данной статье ставится актуальная проблема использования рисуночных средств при изучении особенностей психики студентов. В статье обосновывается, что рисунок как психодиагностическое средство активно используется психологами в работе со студентами, превращая неявное, недоступное в явное и доступное сознанию и способствует объективированию личностной проблемы студента. В статье обосновывается эффективность использования психорисунков в диагностико-коррекционной работе со студентами по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Методологическое обоснование данного метода осуществляется в соответствии с психодинамической теорией академика Т. С. Яценко. Психодинамический подход обеспечивает целостное познание психики с учетом ее символической презентации в рисунке. Содержание работы с использованием психорисунка в глубинной психологии, в группе АСПП, определяется ориентацией психокоррекционного процесса на выявление внутренних противоречий психики субъекта. Соответственно, смысл психологического анализа рисунков в группе АСПП находится в плоскости целостного изучения психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях, чем выгодно отличается от психологических исследований с помощью тестовых рисуночных методик. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенный темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Рисунок позволяет отображать в образах действительность и проектировать содержание психики в символы. Сильная сторона рисунка заключается в возможности объединить в образах и определенных символах внешний и внутренний миры, а это дает возможность наблюдателю (психологу) проникать во внутренние характеристики психики субъекта.
Скачать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. изучение содержания личностных ценностей

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ переживаний респондентом ценности ассоциируемых «других» и себя. Размещение «других» на вертикальной шкале личностных ценностей позволяет описать их содержание и иерархию.
Скачать PDF

Нарративные биографические интервью как метод изучения гендерной социализации и гендерных установок

Торкунова Ольга Ивановна
В статье рассматриваются нарративные интервью как метод изучения, позволяющий выделить те социализационные факторы, которые способствовали формированию гендерной идентичности и гендерных установок. Гендерные установки формируются в процессе гендерной социализации на основе потребностей в общении, удовлетворяющихся в системе гендерных отношений в ближайшем семейном окружении.
Скачать PDF

Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества

Пузанова Жанна Васильевна
The article deals with the 'unfinished sentences' technique as a 'soft', qualitative way to collect and analyze sociological data. The article represents an attempt to describe the main features of qualitative approach to designing, conducting and analyzing the semi-structured data of sociological research based on the 'unfinished sentences' technique and aimed at studying the problem of loneliness. The article also proposes a scheme to apply typological analysis principles to the data obtained through the 'unfinished sentences' technique.
Скачать PDF

Непараметрический метод многофакторного анализа электроэнцефалограмм при изучении вызванных потенциа

Морозов А.А., Морозов В.А., Обухов Ю.В., Строганова Т.А.
Разработан непараметрический метод многофакторного анализа, ориентированный на поиск закономерностей в спектрограммах вызванных откликов ЭЭГ человека. Отличительными особенностями метода являются: учёт нестационарности сигналов при оценке статистической значимости рассматриваемых эффектов, учёт межканальных и временных зависимостей сигнала, связанных с несовершенством методов обработки, а также пространственным «размытием» сигналов коры мозга, возможность анализа эффектов взаимодействия факторов, средства трёхмерной визуализации результатов. Применение метода позволило обнаружить новые закономерности в вызванных откликах мозга человека в области гамма частот.
Скачать PDF

Метод фотографии в изучении индивидуальности человека как субъекта познания

Жданова Светлана Юрьевна, Зарипова Лина Зефаровна
Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности незнакомого человека (женщины и мужчины) у лиц социономических профессий. Выявлены как общие, так и специфические черты познания незнакомых женщины и мужчины по фотографии представителями разного типа профессий.
Скачать PDF

Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студ

Алексеева Марина Андреевна
Статья знакомит с методами обучения построению картинного пространства. Знания о различных способах пространственных построений позволяют студентам художественно-графического факультета эффективно проявлять себя в творческой деятельности.
Скачать PDF

Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуа

Елена Николаевна Львова, Елена Ивановна Шлягина, Алексей Николаевич Гусев
В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.
Скачать PDF

К вопросу об изучении деятельности спортсменов в вероятностных условиях

Дебердеев М.П.
Скачать PDF

Гипермедийная технология как средство создания ситуаций успеха при изучении органической химии студе

Шматов Юрий Николаевич
Преподаватель в своей деятельности должен создавать условия, при которых студенты испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Создание таких условий возможно только при использовании ситуации успеха. В статье рассматривается влияние ситуаций успеха, созданных с использованием гипермедийных технологий, на качество обучения органической химии студентов педагогического вуза. Выявлены особенности процесса повышения качества знаний с учетом гипермедийных возможностей применения ситуации успеха.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: