Метод эвристических вопросов (МЭВ)

Найдено 1 определение
Метод эвристических вопросов (МЭВ)
относится к классу когнитивно–эвристических методов познания. Впервые разработан и применен древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для поиска информации о каком–либо событии или объекте задаются семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов (Например, как–когда?) порождают новые вопросы. Ответы на них и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи.
Этот метод известен также как «метод ключевых вопросов». Метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. В практике обучения их называют наводящими вопросами. Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы развивают интуицию, некую логическую схему решения.
Варианты метода:
«Почемучки» — своеобразная игра, которая имеет глубокий смысл: он позволяет избавиться от ощущения очевидности, активизирует эвристические чувства (сомнение, удивление, интерес), позволяет увидеть явление с новых позиций. Цель: развитие внутренней готовности к изменениям и преобразованиям, к разрушению и реконструкции стереотипных моделей. Сущность метода: вопрос «Почему?» обычно задают тогда, когда не знают ответа. Но в данном методе этот вопрос задают, когда есть ответ. Тем самым сомнению подвергается все, даже самые простые, очевидные понятия. «Вопросы Блума» — типы вопросов, стимулирующие развитие критического мышления (взяты из версии Сэндерса 1969 таксономии вопросов Блума):
«Перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями).
Память (формальный уровень) — узнавание и вызов полученной информации.
Оценка — субъективно–личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждения и мнения.
Синтез — обобщение полученной информации, установление причинно–следственных связей.
Анализ — фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего».
Применение — использование информации как средства решения проблем в сюжетном контексте или же вне.
«Вопросы Т. Эйлоарта» — применение наводящих вопросов можно рассматривать как применение аналогий в синектике. Метод служит для активизации перебора вариантов. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы ответы на задаваемые вопросы активизировали мышление и подвели к решению. Например: 1) перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения, изменить их; 2) сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки, определить второстепенные и аналогичные задачи, выделить главные; 3) перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
«Вопросы А. Осборна»— список вопросов Осборна содержит вопросы как специальные, так и общего характера. Метод контрольных вопросов можно использовать в индивидуальном творчестве и в процессе коллективного решения задач. Некоторые вопросы: Какое новое применение вы можете предложить? Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014