МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА это что такое МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА: определение — Психология.НЭС
МЕТОД ДИСКУССИИ ГРУППОВОЙ метод дихотомической стимуляции

МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО

Найдено 4 определения термина МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО

ассоциативная процедура - один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и смыслов личностных - в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода ассоциаций контролируемых и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты - понятия, изображения, персонажи и прочие - оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса коих обычно задаются вербально и образованы антонимическими позициями, в качестве коих выступают прилагательные, графические изображения и пр.

Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

от греч. semanticos - обозначающий + лат. differentia - разность) - один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен амер. психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов (см. Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М. с. д. - комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты (предметы, лица, произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр, злой-добрый). Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты. При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа. Факторный анализ обычно обнаруживает 3 основных фактора, обозначаемые "активность", "сила" (potency) и "оценка". Разновидность М. с. д., адаптированная к оценке людей, получила название "метод личностного дифференциала". См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Метод семантического дифференциала

Словообразование. Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность.

Автор. Ч.Осгуд (1952 г.).

Категория. Диагностическая ассоциативная процедура.

Специфика. Измерение оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы.

Литература. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957

Источник: Психологический словарь

СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД

один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов. Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Источник: Психологическая диагностика (основные понятия)

Найдено рефератов по теме МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках. Кратко рассмотрены процедура и основные модификации метода. Приведены результаты эмпирических исследований этнических стереотипов, выполненных с использованием семантического дифференциала.
Скачать PDF

Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения)

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена опыту применения метода семантического дифференциала в социологическом исследовании. Автор дает описание классического теста, разработанного Ч.Осгудом, а также собственные модификации метода применительно к этническим и политическим стереотипам, а также ценностным представлениям. В статье рассматриваются результаты использования этого метода и описывается специфика конструирования шкал. Библиогр. 5 назв. Табл. 2.
Скачать PDF

Дифференциал культурных измерений как метод анализа внутригрупповых процессов в кросс-культурных ком

Благов Евгений Юрьевич, Гиленко Евгений Валерьевич, Башлыкова Ангелина Сергеевна
В статье представлен метод анализа влияния культурных факторов на внутригрупповые процессы в кросс-культурных командах, основанный на исследовании дифференциалов культурных измерений между их участниками. Предлагаемый метод ориентирован на нивелирование характерной для исследований в области кросс-культурного менеджмента методологической проблемы недостаточного внимания к внутригрупповому уровню анализа. Эмпирическая апробация метода производится на выборке кросскультурных студенческих команд, выполняющих групповые проектные работы.
Скачать PDF

Специализированный семантический дифференциал для оценки детско-родительских отношений

Дерюгина Марина Владимировна
В статье представлен результат разработки специализированного семантического дифференциала для оценки детско-родительских отношений. Автор основывается на алгоритме создания специализированного семантического дифференциала предложенного доктором психологических наук, профессором В. П. Серкиным. Описываемая методика позволяет решать задачи сопоставления и систематического описания значений при оценке детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Визуальная оценка шрифтового дизайна методом семантического дифференциала

Шичко Людмила Александровна, Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье отражены результаты оценки шрифтового дизайна современных вывесок Минска методом семантического дифференциала и методами распознавания образов; изложена методика исследования, описано сформированное семантическое пространство и объединение объектов в группы со сходными признаками.
Скачать PDF

Семантический интеграл как метод содержательного анализа образа будущего

Петрова Валерия Николаевна
В работе рассматриваются основные подходы к пониманию образа будущего, его структуры и динамики, демонстрируется возможность применения семантического интеграла для анализа его содержания.
Скачать PDF

Применение вербального и невербального семантического дифференциала в исследовании этнической иденти

Бублик Мария Михайловна
Раскрыты основные преимущества применения методов психосемантики в изучении этнической идентичности. Произведено качественное и количественное сравнение семантических пространств этнической идентичности молодежи, построенных на материале вербального и невербального семантического дифференциала.There are revealed the main advantages of the method of psychosemantics in the research of ethnic identity. There is given the qualitative and quantitative comparison of the semantic spaces of the ethnic identity of the youth made on the basis of t he material of the verbal and non-verbal semantic differential.
Скачать PDF

Использование метода семантического дифференциала при анализе конкурентоспособности вуза (на примере

Шевченко Юлия Александровна
Вопросы конкурентоспособности вуза тесно связаны с восприятием образа организации, его целостностью и семантическим значением в сознании потребителей. Чем более четкими и устойчивыми являются границы образа вуза, тем большим преимуществом обладает вуз на конкурентном рынке. В рамках данной статьи предпринята попытка исследования восприятия образа вуза с помощью классического семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Скачать PDF

Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о се

Алмазова Ольга Викторовна, Дзукаева Вероника Петровна, Садовникова Татьяна Юрьевна
В статье описан опыт использования модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» в исследовании образов родительской и своей будущей семьи у юношей и девушек. В исследовании 2013-2014 гг. приняли участие 205 студентов (61 юноша и 144 девушек) вузов и ссузов в возрасте от 17 до 24 лет, 108 студентов (52,7%) русской национальности и 97 студентов (47,3%) осетинской национальности (гг. Москва, Владикавказ и Алагир). В качестве основного метода исследования был использован модифицированный вариант метода семантического дифференциала (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко), способ анализа данных предложен О. В. Алмазовой. Как выяснилось, оценки студентами образа своей будущей семьи значимо более позитивные по сравнению с оценками образа родительской семьи. Выявленные особенности представлений о родительской и своей будущей супружеской семье имеют значимые гендерные и этнокультурные различия. Девушки больше используют характеристики, которые принято считать скорее эмоциональными, феминными, например «теплая» и «мягкая». Юноши характеристики, которые традиционно считаются маскулинными, например «сильная». Гендерные различия в представлениях о будущей супружеской семье проявились в более позитивных ее оценках девушками. Выявлены как инвариантные, так и культурно-специфические особенности образов родительской и будущей супружеской семьи у студентов, являющихся представителями различных культур русской и осетинской. Сходство проявилось в подобии семантических профилей образов семьи, более высоких средних оценках образа «Моя будущая семья» по сравнению с оценками образа «Наша семья» (родительская). Различия в оценках студентами образов родительской и будущей супружеской семьи проявились в том, что русские студенты больше ориентированы на ценности культуры современного типа (по Дж. Таунсенду), а осетинские традиционной культуры.
Скачать PDF

Психологические механизмы левостороннего смещения оценок в семантическом дифференциале

Волохонский В.Л.
Были проведены два исследования, направленных на изучение причин сдвигов оценок респондентов в сторону левого полюса в семантическом дифференциале. На первом этапе исследовалась взаимосвязь между подверженностью эффекту привязки и склонностью смещать свои ответы в сторону левого полюса семантического дифференциала (смещение оценок в сторону навязанных случайных чисел). На втором этапе исследовалась взаимосвязь между предпочтением испытуемыми ответов, более близких к левому полюсу семантического дифференциала, и порядком считывания информации (52 израильтянина воспринимали информацию справа налево, 80 россиян слева направо). Обнаруженные различия статистически значимы и подтверждают гипотезу о влиянии порядка считывания информации на ответы испытуемых.
Скачать PDF

Анализ представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала

Леонидова Марина Владимировна
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности профессионального обучения в вузе. В статье рассматриваются результаты анализа представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала.
Скачать PDF

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Похожие термины: