МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Близнецовый метод
сравнение психологических особенностей монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Б.м. предназначен для выявления влияния наследственности и среды на изучаемое психическое явление.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

метод близнецов

способ исследования влияния наследственности на изменчивость изучаемых психических явлений путем сравнения психического развития однояйцевых (имеющих идентичный генотип) и двуяйцевых (неиденетичный) близнецов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
метод сравнительного изучения психологических особенностей развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. М.б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Близнецовый метод
общее название методов исследований, ведущихся на близнецах. Наиболее широко Б.м. применяется для изучения роли генотипа и среды в межиндивидуальной вариативности признака. Существуют разновидности Б.м., позволяющие сравнивать эффективность различных воздействий (обучающие программы, медикаментозное лечение и т.п.), а также изучать само явление близнецовости.

Источник: Словарь по психогенетике

Близнецовый метод
(В антропогенетике и медицинской генетике.) Метод оценки соотносительной роли наследственности и среды при усвоении фенотипа, основанный на сопоставлении однояичных и двуяичных близнецов, или же однояичных близнецов, воспитываемых отдельно друг от друга. Используется в психиатрической генетике, а также в психиатрической клинике, чтобы доказать роль наследственности при психических заболеваниях.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Близнецовый метод
один из методов исследования, используемых в психогенетике. Его суть заключается в сравнении психического и психомоторного развития монои дизиготных близнецов для выяснения роли наследственности и факторов социальной среды в развитии человека. Если сходство монозиготных близнецов значительно превосходит сходство дизиготных близнецов, это, по мнению многих ученых, указывает на преимущественную роль генетического фактора.
Литература
Александров А. А. Психогенетика. СПб., 2004.
Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985.
Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Близнецовый метод
Автор. Ф.Гальтон (1875 г.)
Категория. Метод исследования, используемый в психогенетике.
Специфика. Ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака. Основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов. Предпосылкой выступает суждение, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, может быть примерно равным. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г., - самый информативный из методов психогенетических. Метод основана на предпосылке, что влияния среды, оказываемые на близнецов, примерно одинаковы. Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют идентичный генотип, двуяйцевые (дизиготные) - неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.
Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных (двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.
Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака: признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода - в том, что сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического происхождения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Близнецовый метод
один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, т.е. из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая иногда на ранних стадиях своего деления дает начало двум эмбриональным структурам. Монозиготные близнецы — единственные люди, имеющие идентичный набор генов. Дизиготные близнецы развиваются из двух одновременно оплодотворенных яйцеклеток; у них, как и у обычных сиблингов (родных братьев и сестер), в среднем 50% общих генов. Диагностика зиготности основана на системе определенных антропометрических признаков, характеризующих внешнее сходство близнецов, и на использовании более сложных маркерных систем, включающих биохимические факторы, группу крови и т.д. При работе с большими выборками близнецов возможна диагностика по специально разработанным вопросникам, дающим хорошее совпадение диагноза с результатами более строгих методик. Если по тому или иному показателю психического развития монозиготные близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, чем дизиготные, то это рассматривается как признак существенной зависимости данного показателя от генетических факторов. В последние годы стал использоваться метод семей монозиготных близнецов, позволяющий оценить так называемый «материнский эффект» — влияние цитоплазматической наследственности, практически полностью определяемой материнской яйцеклеткой. При наличии «материнского эффекта» имеющие матерей — монозиготных близнецов, будут более похожи по изучаемому признаку, чем дети, имеющие отцов — монозиготных близнецов. Существуют и другие варианты Б. м. (метод контрольного близнеца, близнецовой пары и т.д.), не решающие собственно психогенетических задач, но помогающие экономно и надежно исследовать многие психологические проблемы. И. В. Тихомирова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
англ. twin studies) - один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.: 1) существует 2 типа близнецов - монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).
В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м. является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.
Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и по-пуляционным методами (см. Психогенетика). Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия "среда" и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Похожие термины:

  • Близнецовый метод исследования

    психогенетический метод разработанный Ф. Гальтоном и ориентированный на анализ влияния генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.
  • БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (БЛИЗНЕЦОВ МЕТОД)

    метод научного исследования, широко применяемый в биологических и психологических науках, в частности, в области психогенетики (генетической психологии). Б.м. основан на сравнительном изучении би