МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
метод близнецов
способ исследования влияния наследственности на изменчивость изучаемых психических явлений путем сравнения психического развития однояйцевых (имеющих идентичный генотип) и двуяйцевых (неиденетичный) близнецов.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
метод сравнительного изучения психологических особенностей развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. М.б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г., - самый информативный из методов психогенетических. Метод основана на предпосылке, что влияния среды, оказываемые на близнецов, примерно одинаковы. Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют идентичный генотип, двуяйцевые (дизиготные) - неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.
Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных (двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.
Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака: признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода - в том, что сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического происхождения.
Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных (двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.
Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака: признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода - в том, что сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического происхождения.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998