МЕДИТАЦИЯ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕДИТАЦИЯ

— погружение сознания в предмет или представление, достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Медитация
meditation) - техника, направленная на концентрацию внимания на своих внутренних процессах и достижение слегка измененного состояния сознания.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Медитация
процедура, направленная на сужение сознания или достижение позитивных эмоциональных состояний посредством систематической тренировки и контроля внимания и мышления.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

Медитация
(Meditatio) (от лат. meditor - думать о чем-либо, обдумывать, размышлять). Букв. обдумывание, мышление. Интервал времени от нескольких часов до нескольких дней между психическим возбуждением и вызванным им истерическим припадком.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Медитация
специальные действия и особое Психологическое состояние, проявляющееся в Сосредоточенности внимания и сознания человека на его собственных ощущениях, в частности на тех процессах, которые происходят внутри его тела. Внимание при этом отвлекается от того, что происходит вокруг, мышцы становятся расслабленными, а человек - как бы полностью Погруженными в самого себя. Состояние медитации Достигается при помощи специальных упражнений, которым необходимо обучаться.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

МЕДИТАЦИЯ
Состояние длительной рефлексии или размышления. Этот термин и характеристика самого психического состояния часто употребляются неправильно, в основном, теми, кто делает необоснованные утверждения относительно его терапевтической ценности. Но некоторые аспекты состояния медитации были зарегистрированы: ЭЭГ обычно показывает альфа-волны, потребление кислорода снижается, расход энергии снижается, отчеты субъектов непротиворечивы в описании ощущения расслабления и благодати.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЕДИТАЦИЯ
(лат. meditatio — размышление) — серия мыслительных действий у цель которых привести себя в психическое состояние более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемого путем концентрации внутренненаправленного внимания возможно большего мышечного расслабления (релаксации) и эмоционального покоя.
М. использовалась философами Древней Греции (в пифагореизме и платонизме), в индийской философии (йоге). В настоящее время находит научное объяснение и применение в психотерапии и в аутогенной тренировке.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Медитация
Один из методов снятия психофизического напряжения. М. заключается в интенсивном направленном вовнутрь размышлении, погружении в идею, предмет, достигаемом путем концентрации на нем внимания и устранении всех внешних и внутренних факторов, не имеющих отношения к предмету размышления. Благодаря этому достигается ощущение покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, расслабление мышц, «очищение разума» и накопление энергии. В настоящее время М. является приемом психофизической тренировки, принимающей различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Медитация
Словообразование. Происходит от лат. meditatiо- размышление.
Категория. Измененное состояние сознания.
Специфика. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до "космического".
Литература. Rajneesh B.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y., 1976

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕДИТАЦИЯ
умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, которая является и результатом, и объективной характеристикой медитации. В психологическом плане медитация связана с устранением крайних эмоциональных проявлений, понижением реактивности. Методики медитации заключаются в наборе приемов психической тренировки, принимающей различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения: восточный тип медитации, представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае; христианский тип медитации; тип медитации, разработанный в школах современного психоанализа; психофизический тип медитации, рассчитанный на психотерапевтический эффект и др.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

МЕДИТАЦИЯ
специальные действия и особое психологическое состояние, проявляющееся в сосредоточенности внимания и сознания человека на его собственных ощущениях, в частности - на тех процессах, которые происходят внутри его тела. Внимание при этом отвлекается от того, что происходит вокруг, мышцы являются расслабленными, а человек - как бы полностью погруженным в самого себя. Состояние М. достигается при помощи специальных упражнений, которым необходимо обучаться. Умение вызывать М. используется в различных религиозно-культовых системах, особенно индийской, а также в некоторых современных методах индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции, например, в аутогенной тренировке (аутотренинге) и нейролингвистическом программировании.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Медитация
лат. «размышление») – особое состояние сознания, когда оно отходит от восприятия внешнего мира, расширяется и становится как бы «космическим»: субъективно представляется, что личность сливается с божественной сущностью, с абсолютом. Это может происходить вследствие наркотического опьянения, глубокой сосредоточенности на чем-л. и др.
Ср.:
Я желал чего-то высокого и хорошего… Мне хотелось слиться с Существом всеобъемлющим (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
Ср.:
Для женщины койтус может в желании, которое он возбуждает, и в удовлетворении, которое он дает, вызвать чувство, что вся вселенная съеживается в ничто (X. Эллис, Исследования по психологии секса).
Ср.: дереализация.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

МЕДИТАЦИЯ
от латинского meditatio – «размышление, обдумывание» – сосредоточенность на конкретном объекте с целенаправленным, проникающим вглубь него размышлением о нём, достигаемое посредством отвлечения и устранения любых факторов, мешающих «слиянию» и «внутреннему проникновению» в него. В психологии, М. используется как способ, позволяющий достигнуть прямо противоположного результата в зависимости от мотивации и целевой установки субъекта. С одной стороны, добиться высокой степени восстановления в результате влияния дистресса, психической усталости или нарушения психологических функций, а с другой стороны, обрести готовность и способность к мобилизации психофизиологических возможностей для выполнения сложных, опасных, требующих больших физических и нервно-психических напряжений задач, что так важно и значимо для осуществления деятельности в экстремальных условиях.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Медитация
лат. meditatio - размышление) - состояние глубокой рефлексии или сосредоточенного размышления с предельной концентрацией внимания на какой-либо одной группе произвольно выбранных представлений. ЭЭГ во время медитации обычно регистрирует альфа-волны (показатель состояния бодрствования в состоянии покоя), одновременно с этим значительно снижается потребление организмом кислорода. Самоотчеты субъектов сходятся по большей части в том, что касается описаний ощущения расслабления, отключения от внешней реальности и чем-то вроде воздействия из «космоса», некоей «благодати» свыше, особенно если возникающие во время медитации переживания отличаются непроизвольным характером течения и являются в чем-то необычными для бодрственного сознания. По выходе из состояния медитации могут обнаруживаться пробелы памяти, касающиеся преимущественно внешних впечатлений. Субъективные утверждения о существенной терапевтической ценности медитации не имеют достаточных для этого объективных оснований. Синоним: Самогипноз.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЕДИТАЦИЯ
1. Специальные и сознательные волевые действия, проявляющиеся в глубоком сосредоточении внимания человека на собственных ощущениях, на том, что происходит в его сознании или в пределах его тела. При М. внимание человека осознанно отвлекается от того, что происходит вокруг него, мышечная система становится максимально расслабленной, а сам человек как бы полностью погружается в себя. 2. Особое психологическое состояние, возникающее в результате М. в указанном выше ее понимании. Такое состояние достигается при помощи специальных упражнений и используется в различных культовых системах, а также в некоторых методах современной индивидуальной и групповой психотерапии. Состояние М. сопровождается характерными для него физиологическими симптомами: усилением альфа-ритма в электроэнцефалограмме на фоне общей картины ритмической электрической активности мозга, снижением потребности организма в кислороде, расслаблением мышц, общим ослаблением двигательной активности. См. альфа-ритм, аутогенная тренировка (аутотренинг), электроэнцефалограмма.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МЕДИТАЦИЯ
интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения.
Восточный тип медитации, явленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае, предполагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте - ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, коя растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей - человеческой и божественной. В XX в. методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в частности в психологии аналитической, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные с религиозно-мистическими идеями - тренировка автогенная, система "связи обратной биологической" и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Медитация
(от лат. meditatio — «размышление») — метод ментальной (умственной) тренировки, включающий различные формы и подходы в зависимости от культурно-исторического контекста. Возник в философских и религиозных учениях; наибольшее число свидетельств о приемах М. сохранилось в странах Юго-Восточной Азии. В религиозных учениях она выступает путем к особому, просветленному сознанию, обращением к Абсолюту и растворением индивидуального сознания в бесконечном Абсолюте или слиянием двух личностей (человеческой и божественной).
М. рассматривалась не как комплекс упражнений, а как форма мировоззрения, умонастроения, образ жизни практикующего. В XX в. для многих данный метод утратил прочную связь с религиозно-мистическими представлениями и стал особым способом тренировок, заключавшихся в длительной концентрации внимания на том или ином предмете, полном погружении в предмет, интенсивном размышлении.
М. используется в ряде психотерапевтических направлений для снятия психического напряжения, поиска нового взгляда на психологическую проблему, дистанцирования от травмирующей ситуации, изменения отношения к ней. Сеанс медитативной тренировки начинается релаксацией, концентрацией внимания на дыхании, позе, мышцах тела. Медитирующий следует установке пассивного принятия всего происходящего — безоценочного отражения событий, идущих своим чередом, без каких-либо ожиданий.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Медитация
(лат. meditatio — практика, подготовка, meditor — размышлять, обдумывать, исследовать) — интенсивное, проникающее вглубь размышление, «погружение» в предмет, идею и т. д. М. достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Измененное состояние сознания, при котором поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируются или сужается и сознание освобождается от «ментального шума» (мыслей, образов, чувств), связанного с внешним миром. Субъективно при этом происходит расширение сознания до «космического». В практической психологии — прием психической тренировки, принимающей различные формы в зависимости от культурно–исторического окружения. Исторически М. в наибольшей степени развилась на Востоке — в Индии, Китае и связанных с ними культурах. Восточный тип М. (йога в Индии, даосизм в Китае) предполагает религиозно–мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном абсолюте. Другое направление М., культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной, например, М. “точка и круг”). В ХХ в. методики М. разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в частности в аналитической психологии, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные с какими–либо религиозно–мистическими идеями (аутогенный тренинг Г. Шульца, система “биологической обратной связи” и др.). Широко известно использование различных медитативных практик для стимуляции состояния творческого вдохновения. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Медитация
meditation) В каждой системе М. неизменно присутствуют определенные компоненты: концентрация, внутренняя сосредоточенность (mindfulness) и измененное состояние сознания. Эти общие переживания и цели достигаются, однако, в разных системах М. с помощью разных технических приемов: беззвучного пения мантры; пристального смотрения на определенные объекты, напр. пламя свечи; счета вдохов/выдохов и борьбы с неизбежными отвлечениями жизни посредством устремленности в одном направлении, ведущей к чувству самоконтроля и внутреннему спокойствию. Для М. отводится по меньшей мере два сеанса в день, утром и вечером, длительностью в 10-30 минут. Во время сеанса медитирующий сидит или лежит в спокойной, комфортабельной обстановке, проходя через процедуры, предписываемые определенной системой М. Положительными физиолог. эффектами являются: снижение мышечного напряжения, урежение пульса, снижение АД и потребления кислорода, увеличение продуцирования альфа-волн. Эффект, достигаемый за 20 минут М., превосходит физиолог. эффект глубокого сна, что свидетельствует о регенеративной силе М. и ее возможности предотвращать изнашивание организма. Использовать М. в психотер. необходимо с осторожностью и учитывая противопоказания. Обычно существенным является тщательное наблюдение терапевта, хотя нек-рые включаются в самоуправляемые программы с высокоэффективным результатом. Конечно же, макс. польза от М. состоит в применении полученных навыков в мире повседневных стрессов, чтобы оставаться ненапряженными и контролировать события в среде, переполненной провоцирующими тревогу стимулами. Такой произвольный контроль непроизвольной НС до недавнего времени считался невозможным. Как это ни парадоксально, контроль достигается тем, что его не стремятся достичь. См. также Морита-терапия, Найкан-терапия, Йога, Дзэн-буддизм С. Мур

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

МЕДИТАЦИЯ
сублимативно-индуктивное, транспроникающее во внутрь размышление, рефлексия, ментальный акт, погружающий психику индивида в предмет-объект-замысел-идею-проект, кот. продуцируется-достигается путем концентрации-сосредоточенности самого субъекта на каком-либо предмете-объекте с устранением всех негативфеноменов, рассеивающих механизмы внимания, как экстерофакторы — звук, иллюминаты, акустические образования или же интрофакторов—эмоционально-физическое напряжение, психические переживания; сама М. — это генеральный прием-модус психического тренинга, принимающего дифференциальные формы в зависимости от установок, целей, задач субъекта; эволюционный генезис форм-модификаций медитации берет свое начало в Индии, Китае, Египте, странах Востока и тесно связанных с этими странами трансовых культурах, трансовых ритуалов; базальные восточные модели М. — это: а) модификация дифференциальных форм йоги в Индии, б) модификация форм даосизма в Китае; эти две формы М., в кардинальном порядке предполагают, теологическо-мистическо-религиозное растворение индивидуального Эго, личностного сознания субъекта в гипотетическо-безличностном, в основном, в некоем абсолюте-парадигме, как слияние-корреляция двух личностей собственного Эго и того предмета на кот. сынтенционированы акты самой М. или же культового божества с индивидуальным сознанием субъекта; методики-модусы-приемы медитации получили широкое применение-распространение в психоанализе, психотерапии, клинической психологии, а также в различных психофизических тренингах, рассчитанных на оздоровительно-лечебно-терапевтический эффект, например, аутотренинг Шульца, трансгипносуггестия Эриксона, новейшие транстектонизации-трансиндукции стор. нейролингвистического программирования (НЛП), транссуггестмодификации отеч. гипнотизеров-суггестеров Бехтерева, Гончарова, отца и сына Кандыбы, Кулагиной, Цветкова, Бегаша, Лонго и др.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

МЕДИТАЦИЯ
Meditation) - техника сфокусированной интроспекции; Юнг различал медитацию, практикуемую на Востоке, и традиционные западные религиозные упражнения, и использование ее как инструмента самопонимания, в особенности в осознании проекций.
"Если древнее искусство медитации сегодня вообще практикуется, то оно практикуется только в религиозных или философских кругах, где сама тема медитации выбирается субъективно медитантом или предписывается инструкцией. Как в экзерцисах Игнатия или в определенных теософских практиках, которые развивались под индийским влиянием. Эти методы являются ценными только для расширения и развития концентрации и консолидации сознания. Но не имеют значения в плане воздействия на интеграцию личности. Наоборот, их цель защитить сознательное от бессознательного и подавить его" (CW 14, par. 708; МС, пар. 708).
"Когда медитация связана с субъективными продуктами бессознательного, которые достигаются спонтанно, то она объединяет сознание с содержаниями, которые исходят не из сознательной каузальной цепи, а из существенного бессознательного процесса <...> часть бессознательных содержаний оказываются спроектированными, но проекция как таковая не распознается. Медитация или критическая интроспекция и объективное исследование объекта необходимы для того, чтобы установить существование проекций. Если индивид приглядывается к себе или исследует самого себя, то существенно важно, чтобы его проекции им распознавались, потому что они фальсифицируют природу объекта и кроме этого содержат те элементы, которые принадлежат его собственной личности и должны быть интегрированы с ней" (там же, par. 710).
Все основные предположения аналитической психологии основываются на том, что психическое мыслит образами, и ближайший этому рациональный эквивалент есть метафора или аналогия. В этом смысле юнговский метод амплификации подразумевает не просто обеспечение более полного критерия для интерпретации; он является еще и поиском подходящей метафоры. Из метафоры рациональное эго может с большей глубиной приблизиться к пониманию психического сообщения, а сама психика может переориентироваться с помощью обогащенного метафорой образа.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

МЕДИТАЦИЯ
(от лат. размышление) – управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства. В восточных учениях М. является центральным методом самовнушения. С точки зрения древней индийской психологии обыденные состояния бодрствующего сознания человека могут быть разделены на три вида: 1. Вы не способны сосредоточиться: мысли мелькают и путаются в голове, и вы не можете сосредоточиться на нужном вам деле. Такое состояние не может быть названо М. 2. В вашем уме неотвязно крутится одна и та же мысль (музыкальный мотив, зрительный образ и т. д.) и вы никак не можете от него избавиться. Это состояние непроизвольной М. 3. Вы способны сосредоточиться на чем угодно по своей воле либо не думать о том, что вам в данный момент может помешать. Это пример собственно М. В своей развитой форме М. предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т. д., но и умение оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Иногда это называется остановкой внутреннего диалога. Наши мысли могут быть пеленой, через которую мы не способны видеть реальность. В психологии М. трактуется как вполне реальный психофизиологический процесс, вызываемый посредством самовоздействия. Имея много общего с отточенными тренировками и самогипнозом, М. обладает и специфическими особенностями. Посредством М. достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное рассредоточение внимания. В том и другом случаях наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира. Психологический анализ М. показывает, что ведущим моментом, придающим ей неповторимую особенность, является временное выключение из комплекса психических процессов функции памяти. Именно это допущение позволяет объяснить происхождение тех психических явлений, которые имеют место при М. и в период ее последствий. При М. уровень «собственных шумов» мозга становится предельно низким и, следовательно, появляется возможность наиболее полно использовать ассоциативные и интегративные процессы для решения определенных задач, формулируемых самому себе медитирующим. Не исключено, что в этом случае значительно шире вовлекается в процесс решения та обширная сфера, функция которой известна под названием интуиции. М. – прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах М. сохранилось на Востоке – в Индии, Китае и некоторых других странах.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МЕДИТАЦИЯ
Происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю); страдательное причастие от этого глагола meditari означает "движимый к центру". По-видимому, многозначность латинского слова и предопределила закрепление этого термина в психотерапевтической и религиоведческой литературе за понятием М. Существует много определений М., но поскольку все они описывают процесс, принятый в той или иной духовной практике, то ни одно из них не может быть в достаточной мере универсальным. При описании процесса важен контекст, с которым он соотнесен, т. е. конкретизация, из какой историко-культурной традиции использован психотехнический прием или метод, а также какая мера качественности ему свойственна в отрыве от этой традиции, ибо каждая из них при любой степени секуляризации сохраняет опыт и внутренние связи религиозной прагматики. М. имеет определенную целенаправленность, известную, согласно йогической терминологии, из плодов М., а ее этапность связана с достигаемыми изменениями: в организме как психофизической целостности, в сознании как регуляторе установки мировосприятия, а также в сопутствующей ей реактивности как позиционному самоопределению к происходящему во вне и внутри себя.
Исторически понятие медитативного процесса связано с пассивно-наблюдательными тенденциями, культивируемыми на Востоке, имеющими корни в индотибетском и индокитайском ареалах (в таких религиозных и этических направлениях, как индуизм, даосизм, различные формы буддизма и йоги) и, в незначительной степени с прикладным характером, в Средиземноморском ареале (в доктринальных авраамитских религиях, известных как религии Откровения). М. является приемом и методом различного мистико-аскетического опыта и связана с особой организацией внимания (концентрацией) на некоторых стимулах, природа которых и отношение к ним определяет желаемые цели и само качество достигаемых состояний. Теоцентризм (Богообщение и обожение) и просветление (освобождение, нирвана) - разнонаправленные векторы медитативной концентрации. Психотерапия частично ассимилировала для своих целей психофизиологические упражнения восточной (индуистской, буддийской, даосийской) традиции, интерпретировав как психотерапевтическую технику составные части духовной практики (сакрального пути) его основателей и последователей. Медитативный тренинг не обладает однозначными характеристиками результатов, а находится в зависимости от культурно-исторических факторов, от духовных уровня и ориентации практикующего М., поскольку концептуально методика неотделима от своих философско-религиозных истоков. Восхождение по качественно-возрастающим ступеням М. от направленности внимания через концентрацию ума до финального освобождения должно стать образом жизни, в то время как М. в терапии - это серия процедур или упражнений, вектор которых имеет направленность, но ограничен в протяженности (автономно функционирующий фрагмент системы).
Во многих религиозных культурах подготовка к М. составляет существенную часть пути прохождения М. Так называемые плоды М., изложенные индуистским мудрецом Патанджали в "Йога сутрах" ("Афоризмы Йоги"), не являются целью терапевтического использования медитативных упражнений, но они показывают весь спектр медитативных возможностей, граничащих с магизмом и экстрасенсорикой. Непрерывно следующими друг за другом концентрацией (дхарана), М. (дхьяна) и созерцанием (самадхи) достигается фиксация разума на одной мысли или предмете. Реализация этих 3 совершенных способностей называется санъямой, психологическая сущность и плоды которой - знание прошлого и будущего, понимание голосов животных, знание предыдущих воплощений, знание чужой ментальности, невидимость (погруженное состояние), управление чужими чувствами, устранение голода и жажды, способность приобретения дополнительных сил, неподвижность, левитация, видение сверхъестественных существ, всеведение, постижение природы сознания и иные паранормальные достижения. Характер приобретаемых способностей определяется объектом концентрации-М.-сосредоточения.
Запредельный трансперсональный опыт должен гармонизировать с духовным уровнем медитатора, а психотерапевтическое использование иметь предел, ограниченный лечебно-коррекционной целесообразностью. М. как духовная практика функциональна по отношению к высшей цели традиции, в которой она применяется. На пути к этой цели добиваются промежуточных результатов: контроль и управление умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретение чувства глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшение психического функционирования, что ведет к улучшению соматического состояния, излечению от болезней.
Целеполагание классической М. и научной психотерапии различно, но общим для них является возможность и способность развития в человеке того качества, которое помогает процессу адаптации в невротической ситуации дисгармонии, вызванной личными нереализованными потребностями или противоречием со средой. В буддизме это состояние называется "майтри", или "безусловное дружелюбие по отношению к самому себе". Майтри - это особое, ничем не обусловленное дружелюбие, т. е. дружественность к нашему переживанию, - и не потому, что мы действительно наслаждаемся им, ибо на практике оно может быть также неприятным или болезненным, а просто потому, что мы его переживаем. Вместо стараний принудить себя жить так, чтобы сделаться такими, какими, по нашему мнению, мы должны быть, майтри принимает себя безусловно, позволяет себе просто быть человеком. Достижение этого происходит, во-первых, через дисциплинированное внимание, помогающее преодолеть привычный стереотип мышления и соприкоснуться со своим переживанием. Во-вторых, путем создания пространства для возникающих препятствий и чувств, становясь шире их, не поднимаясь над ними. Помимо этого надо смотреть прямо на свою изменчивость и допускать ее, не подстраивая свои переживания под предустановленные образцы, быть открытым для спонтанных прозрений.
Общим признаком медитативных практик является процесс трансформации сознания. Различие их не только в психотехнических приемах, но и в целях, которые условно можно разграничить так: западная традиция занята личностью человека, а восточная - сосредоточена на выходе за пределы личности.
Один из путей реализации М. - это путь концентрации (дхарана), которая является надежной основой для эффективного мышления и М. Дхарана имеет практическое применение как в индуистской йоге, так и в буддийских психотехниках. Она характеризуется достижением однонаправленности, сфокусированности ума. Вуд (Wood E., 1996), систематизатор восточных практик для европейцев, характеризует концентрацию как использование воли для выполнения того, что обычно происходит с нами неосознанно. Участие внимания со стороны выглядит как сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. В обычном состоянии ум человека отвлекается разнообразными внешними раздражителями и идущими изнутри организма, связанными с нарушениями физического гомеостаза, нереализованными потребностями. Начиная со средоточения ума на объекте, разум надо заставлять думать только в выбранном направлении, пресекая блуждания его в потоке возникающих ассоциаций. Внимание уделяется одному только объекту. Для дисциплинирования внимания Вуд, исходя из опыта своих учителей, советует: представлять объект в естественной среде; не сосредоточиваться на мысли об удержании ее на объекте, а просто его видеть; рассматривать свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием; позволять движущемуся объекту двигаться; вспоминать все об объекте, что относится к нему непосредственно, а не ассоциативно; сосредоточение должно быть без напряжения в теле или разуме; при рассеянии напоминать себе о том, чем заняты. Теоретически любой предмет или его качество может стать объектом концентрации, однако характер объекта определенным образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Например, "Вишудхиматта" (буддийское руководство по М.) рекомендует ряд объектов для овладения концентрацией: 10 абстрактных объектов, 5 окрашенных кругов (белого, черного, синего, желтого и красного цвета), первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля, ограниченное пространство), 10 вызывающих отвращение предметов, 10 качеств Будды, 4 возвышенных чувства (любовь, добродетель, сострадание, радость при достижении счастья другими), 4 беспредметных созерцания (бесконечного сознания, бесконечного пространства, пространства пустоты, сферы "ни восприятия, ни невосприятия"). Предлагаемые для концентрации объекты должны подбираться индивидуально, в зависимости от особенностей характера и темперамента, доминирующих у человека установок, так, чтобы максимально уменьшить воздействие отвлекающих причин, вторгающихся в сознание.
М. (дхьяна) следует за концентрацией и сама протекает с помощью концентрации. Она характеризуется продолжительным умственным усилием, направленным на объект или мысль; сосредоточением в форме установленного в период концентрации режима воли; собранностью мыслей об объекте. Структура буддийской практики М., или созерцания, имеет 8 уровней, т. е. 8 уровней развертывания сознания. До их описания следует отметить, что философские учения и психотехнические методы считались средством для исцеления определенных аффектов и привязанностей, ложных установок. Выбор метода и объекта связан с психологическим состоянием медитатора и доминирующим источником его страдания (клеши), как, например, невежество (моха), гнев (двеша), страсть (рага), индивидуальное "Я" (асмита), стремление к обладанию (абхиневеша).
Общую характеристику уровней созерцания (дхьяна), изученных в связи с трансперсональным опытом, приведем по Е. Торчинову (1997). Первый уровень предполагает последовательное развитие 5 качеств: мышление, направленное на объект (витарка), аналитическое мышление, овладевающее объектом (вичара), радость, сопровождаемая возрастающей концентрацией (пити), чувство блаженства (сукха) и однонаправленность и одноточечность сознания (экаграта). Наличие этих 5 факторов говорит о вступлении в самадхи, которая описывалась в связи с плодами М.
Второй уровень созерцания достигается через преодоление первого и второго из перечисленных факторов: мышления, направленного на объект, и аналитического мышления. Этим достигается безмятежность, сосредоточенность сознания и чувство радости и блаженства. Третий уровень достигается тогда, когда исчезает чувство радости, заменяясь уравновешенностью и сосредоточенностью. Четвертый уровень характеризуется прекращением переживания блаженства, вместе с которым исчезает и страдание, и сама оппозиция "удовлетворенность-неудовлетворенность". Из четвертого уровня возможен переход в нирвану. Переход к следующим уровням может задержать чаемое освобождение, их практика связана с желанием усовершенствования способности сосредоточения.
Пятый уровень созерцания предполагает выход за пределы всякого восприятия форм и полное успокоение деятельности, сознание развертывается в бесконечном пространстве, достигается чистый опыт. Следующий, шестой, уровень предполагает вывод сознания за пределы пространственности, сознание начинает существовать вне конкретной локализации. Это уровень неограниченного сознания. Седьмой уровень заключается в достижении сферы "отсутствия чего бы то ни было". Это состояние в буддийских текстах не поддается описанию. Восьмой и последний уровень созерцания: достигается сансарическое сознание, и в нем нет "ни восприятия, ни невосприятия".
Эти этапы М. позволяют избавить разум от любых ошибок и противоречий, готовят к новым ментальным опытам и восприятию интуиции.
Концентрация внимания не единственный способ проведения М. Более трудным является путь постигающей мудрости, который начинается с "полноты внимания" (сатипаттхана), продолжается проникновение в суть объектов (випассана) и завершается нирваной. При "полноте внимания" медитирующий фокусируется на первой фазе восприятия, не позволяя своему уму реагировать на объект концентрации. Он лишь наблюдает за своими впечатлениями, констатируя только то, что происходит. Если в уме возникают какие-либо суждения, оценки по поводу воспринятого, они не отвергаются, а спокойно принимаются. При "полноте внимания" все, что происходит в каждый момент восприятия, прямо и ясно осознается и принимается без какого-либо сопротивления. Достичь "полноты внимания" удается легче после того, как медитирующий освоил предварительные стадии - концентрации внимания, и приобрел способность к длительной концентрации без комментирования возникающих явлений. В процессе овладения техникой "полноты внимания" мешающие посторонние мысли регистрируются все легче и затихают все быстрее. Наконец наступает момент, когда медитирующий не зависит от них и способен регистрировать без помех каждый момент состояния своего ума. Выделяются 4 вида "полноты внимания" в зависимости от содержания фокуса сосредоточения. Этим фокусом могут стать функции тела, чувства, ментальные состояния и объекты ума. При "полноте внимания" к своему телу медитирующий, чем бы он ни занимался, отмечает каждое мгновение своей физической активности, каждую позу, каждое движение какой-либо части тела. При "полноте внимания" к чувствам он просто отмечает свои чувства, по мере того как они приходят и уходят, независимо от их характера и от того, что их вызвало. При "полноте внимания" к объектам чувств медитирующий регистрирует в сознании источник чувств, независимо от того, чем они вызваны (внутренними или внешними причинами). При "полноте внимания" к ментальным состояниям фокусом становится любая мысль, которая приходит в голову. В процессе работы медитирующий достигает такой стадии, когда "полнота внимания" может существовать сама по себе, без применения особых технических приемов.
Дальнейшие занятия приводят к ряду открытий относительно природы и функционирования ума. Первое из них - это открытие того, что сознание отличается от объекта, который оно воспринимает в каждый конкретный момент времени, и это знание не может быть сформулировано на уровне слов. Может возникнуть понимание того, что отражение объектов в сознании, осознание их протекает в соответствии с природой сознания, независимо от чьей-либо воли. Практикующий начинает осмыслять прожитую жизнь как ряд причин, порождающих ряд следствий. Возникает ощущение иллюзии существования самоопределившегося "Я". Медитирующий все яснее видит все поле своего сознания. Оно предстает как непрерывно меняющийся поток, в котором все изменяется и возобновляется каждое мгновение. Происходит освобождение от иллюзии постоянства "Я" и мира.
Конечной целью М. в буддизме является достижение состояния нирваны. В нирване угасают все желания, привязанности, эгоизм, происходит коренная перестройка сознания медитирующего, он освобождается от неправильных побуждений, становится чистым, святым, основа его поведения - доброта, любовь, сострадание.
В психотерапии М. используется для решения более ограниченных задач, таких как снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания психологических проблем. М. позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстраненно наблюдать себя и свое поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях - понять генез этой ситуации, эмоционально отреагировать ее, изменить отношение к ней и найти новые способы ее решения. Как составная часть М. входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, в технику комплексного применения аутогенной тренировки и биологической обратной связи, а также используется при аутогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции, в психосинтезе.
В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технические приемы М.: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими рекомендуется руководствоваться следующими правилами: 1) М. должна первоначально проводиться в тихом, изолированном от шумов, теплом помещении; 2) М. надо проводить натощак или не раньше чем через 1,5 часа после еды; 3) занятия М. должны быть регулярными, не реже 3-4 раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут; ежедневные более короткие занятия предпочтительнее, чем редкие и длительные; 4) М. необходимо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить событиям идти своим чередом; критика, анализ, руководство ожиданиями должны быть исключены). При проведении М. используются самые простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося, например сидя на стуле со спинкой или лежа на спине. На первых этапах обучения предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего этим методом.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
740.85 кб

Молитва или медитация: прилоги антикультуры. (Продолжение. Начало см. : 2009. № 2)

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
112.60 кб

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
455.98 кб

Динамическая медитация в спортивных танцах

Омельяненко Владимир Ильич
Цель: разработать методику эффективного обучения танцоров по спортивным танцам с помощью комплексного комбинированного личностно ориентированного психологического воздействия на основе динамической медитации.
Читать PDF
189.44 кб

Медитация как неопосредствованное познание

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Читать PDF
211.67 кб

Sub specie aeternitatis (медитация)

Виндельбанд В.
Перевод с немецкого М.И.Левиной
Читать PDF
140.00 кб

Медитация как психологическая практика работы с духом

Петренко Виктор
Рассматриваются: медитация (сосредоточенное размышление) как психологическая практика умственной и духовной работы; пороги восприятия и чувственность; созерцание как частный вид медитации.
Читать PDF
329.08 кб

Медитация и личностное развитие

Филатова А.Ф.
В статье представлены различные точки зрения на медитацию. Выделены её виды, механизмы, стадии. Показано становление медитативных практик в буддизме и индуизме. Объясняется, как медитация останавливает «поток сознания».
Читать PDF
1.29 мб

Творчество как медитация

Слесарева Анастасия Александровна
В статье рассмотрен вопрос о том, что является основой любого творчества. Разобраны два основных вида творчества объективное и субъективное. Проведён сравнительный анализ между медитацией и объективным творчеством.
Читать PDF
129.97 кб

МЕДИТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГОАКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Лемешевская Мария Николаевна
Обозначена сущность понятия «медитативные практики», раскрыты виды медитативных практик и их особенности в развитии и саморазвитии человека.
Читать PDF
542.48 кб

Феномен секулярного буддизма как явление западного общества: медитация, Ум и жизнь

Аякова Жаргал Аюшиевна
Буддийский взгляд на проблему личности, природу его сознания глубоко научен и связан, прежде всего, с его психологическим аспектом, исследующим состояние ума и методы его трансформации, одним из которых является буддийская медитац
Читать PDF
639.73 кб

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова М. Н.
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
104.97 кб

2001. 03. 013. Лафорж П. Этика бизнеса сквозь призму философии: медитация, чтения, практические заня

Летов О. В.
Читать PDF
542.48 кб

Феномен секулярного буддизма как явление западного общества: медитация, Ум и жизнь

Аякова Жаргал Аюшиевна
Буддийский взгляд на проблему личности и природу человеческого сознания по сути своей психологичен, поскольку описывает состояние ума и его трансформации во время медитации.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические аспекты медитации

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего.
Читать PDF
416.79 кб

Комплексная интегрированная методика динамической медитации с дыханием буддистов при невротических р

Омельяненко Владимир Ильич
Цель : обосновать комплексную интегрированную методику психологического воздействия на танцоров спортивных бальных танцев, разработанную на основе динамической медитации и «осознанного дыхания» буддистов, для ликвидации невротичес

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Аутогенная медитация по Шульцу

    Прежде чем приступить к данному типу медитации, пациент должен научиться сдерживать себя в состоянии аутогенного погружения достаточно продолжительный период времени – час и более. В процессе «
  • Медитация с целью концентрации

    объем внимания сужается до единственного объекта в попытках сконцентрироваться на нем таким образом, чтобы все остальное исчезло из сознания.
  • Медитация концентрации

    процедура, позволяющая расширять объем внимания таким образом, чтобы можно было ярко осознавать все ощущения, образы и чувства, которые мы переживаем в настоящий момент.
  • Трансцендентальная медитация

    Методика медитации, получившая название М. т., была завезена в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и стала широко распространяться в этой стране. М. т. используется в психотерапии как один из ме
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ МЕДИТАЦИЯ

    Форма медитации и методика ее осуществления, разработанная и наиболее эффективно внедрявшаяся йогом Махариши Махешем. См. мистикотрансцендентная терапия и медитация
  • Медитация трансценендентальная

    лат. meditatio – размышление, transcendentis – выходящий за пределы опыта, не приобретенный посредством опыта) – практика медитации в секте индуистского толка, в частности, основанной сообразительным дельц