ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ это что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ: определение — Психология.НЭС
ТРАНСФУЗИЯ ОБМЕННАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Трансцендентальная медитация

Найдено 2 определения термина Трансцендентальная медитация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Трансцендентальная медитация

transcendental meditation) Разные типы медитации практикуются уже в течение более 2500 тыс. лет. Во мн. восточных культурах варианты медитации яв-ся важной составной частью их религиозного и духовного обогащения (например, дзэн-буддизм, йога). Относительно недавно на Западе пробудился интерес к практике Т. м. в изложении Махариши Махеш Йоги. Она пропагандируется как средство повышения психич. энергии, снятия стресса и оказания положительного эффекта в отношении психич. и физ. здоровья. Занимающийся Т. м. сидит прямо, с закрытыми глазами, повторяя про себя мантру при каждом возникновении мыслей. Медитация не требует усилий, она приятна и сопровождается мышечным расслаблением. Медитацию рекомендуют проводить в течение 20 минут утром (до завтрака) и 20 минут вечером. Опубликованы многочисленные результаты исслед. воздействия Т. м. на физиолог. и психол. процессы. Мн. из этих работ подвергались критике в связи с методологическими недочетами или за отсутствие контрольных переменных (напр., учета выпадений участников из программы). Поэтому приводимые ниже данные требуют осторожного к себе отношения. В 1970 г. Уоллес опубликовал результаты исслед., свидетельствующие о том, что во время Т. м. достоверно снижаются частота дыхания, сердцебиений, потребление кислорода и кожная проводимость. Данные Уоллеса были подтверждены несколькими др. исследователями. Уэст отметил также, что несколько авторов продемонстрировали достоверные изменения некоторых параметров ЭЭГ под влиянием Т. м. Среди эффектов Т. м. приводят повышение самоконтроля, счастья, самоактуализации, самооценки и снижение таких проявлений психопатологии, как тревога и депрессия. Уэст отмечает, что в некоторых исслед. указывается на то, что пользующиеся Т. м. прекращают или резко снижают потребление не прописанных врачом лекарственных средств. Т. м. используется также в качестве вспомогательного метода при проведении психотерапии. Медитационные процедуры, сходные с Т. м., использовались также при лечении ожирения и клаустрофобии. Свыше половины всех, кто начинает заниматься Т. м., бросают ее после года занятий. Есть несколько возможных объяснений такому высокому проценту выпадений. Отис заметил, что Т. м. привлекает к себе высокий процент невротиков. Они, по-видимому, имеют высокие ожидания и ищут быстрого решения сложных психол. проблем. Когда Т. м. не дает им "ответов", они прекращают заниматься ею. Высокий процент выпадений может быть связан с некоторыми опасностями, связанными с Т. м. Напр., известно, что Т. м. может вызывать тяжелую депрессию, суицидные попытки и обострения шизофренных психозов. Отрицательные результат Т. м. чаще всего наблюдается у индивидуумов, к-рые злоупотребляют ею, продлевая сеансы до трех часов и более. Лица, к-рые не злоупотребляют медитацией, также могут находить, что эти занятия сопровождаются чрезмерным напряжением. При медитации в сознание прорывается много вытеснявшихся и подавлявшихся мыслей и чувств. М. Нистал
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Методика медитации, получившая название Т. м., была завезена в США индийским йогом Махариши Макеш Йоги и стала широко распространяться в этой стране с 1961 г. Середина 60-х - середина 70-х гг. - период наибольшего интереса к Т. м.

Т. м. - это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его и вступившего на этот путь является объединение ума ищущего с бесконечным сознанием; на начальном этапе - освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий человека.

Техника Т. м. - это приемы концентрации внимания - практика дхьяны. Методику Т. м. отличает простота и относительная легкость выполнения. Для начинающего самое важное - не касаться интеллектуальной области вообще, не думать (Robbins I., Fisher D., 1972). Первичный курс обучения Т. м. не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие дальше заниматься Т. м. приходят для "посвящения", принося с собой определенный набор предметов. Фактически "посвящение" является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и обожествление гуру через приношения. Таким образом, ничего не подозревающий ученик входит в индуистскую религиозную обрядность. В последующем Т. м. проводится регулярно 2 раза в день по 20 минут. Ученик медитирует, непрерывно повторяя мантру (санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Обычно ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем. При проведении Т. м. рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания. При отвлечении от мантры ученику советуют мягко возвратить свой ум к мантре, т. е. пассивная концентрация считается предпочтительнее активной.

Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких состояний мысли, пока она не достигнет своего источника, - вот основные этапы, которые проходит занимающийся Т. м. При последовательной тренировке ученик довольно быстро выходит на особый уровень сознания - состояние Т. м., которое описывается как состояние полного удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем ставится цель - использовать Т. м. как средство управления чувствами, умом при сохранении активного образа жизни. Достигается это путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации. Эффекты медитации у неовладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, поэтому заниматься Т. м. следует регулярно. Достижение более высоких ступеней Т. м. (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния "единства") возможно лишь после нескольких лет упражнений в Т. м. и требует использования более сложных приемов. В обычных публикациях по Т. м. об этих приемах даются только отрывочные сведения.

После почти 10-летнего бума интерес к Т. м. стал резко снижаться. В значительной степени это было связано с тем, что религиозными конфессиями был осознан небезразличный характер отношения к ним Т. м. В 1978 г. Федеральный суд США вынес решение, согласно которому Т. м. является по своей сути религиозным течением и поэтому не должна преподаваться в общественных учебных заведениях.

Т. м. используется в психотерапии как один из методов психической саморегуляции для снятия тревоги и напряжения, для достижения большей личностной гармонии. Исследования Т. м. выявили тенденцию к нормализации обмена веществ, снижению частоты дыхания, сердечного ритма и артериального давления. В отличие от ряда других методов медитации, Т. м. сопровождается релаксацией с преобладанием когнитивных, а не соматических эффектов, и тем самым показана при симптомах когнитивной тревоги, например в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме Трансцендентальная медитация — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 8

Молитва или медитация: прилоги антикультуры. (Продолжение. Начало см. : 2009. № 2)

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователям данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания, и они рассматриваются с позиции христианской антропологии и православной психологии. Делается вывод о том, что человека, практически последовавшего анализируемому учению, ждет неизбежный результат, который на языке христианской антропологии называется «прелестью», а далее духовная гибель. Даются сведения о других факторах, аналогичных медитации, изменяющих состояние сознания, широко распространенных в неокультуре.
Скачать PDF

Психологические аспекты медитации

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего. Сопоставляются буддийские психопрактики и современная психотерапия в рамках работы с образами воображения. Рассматривается буддийская тантрическая практика медитации на йидамы (образы божественных сущностей), позволяющая через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию личностных качеств практикующего. Утверждается, что в процессе медитации происходит изменение форм категоризации практикующего вплоть до полной остановки процесса категоризации в нирване.
Скачать PDF

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователем данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания и они рассматриваются с позиции христианской антропологии и православной психологии.
Скачать PDF

Динамическая медитация в спортивных танцах

Омельяненко Владимир Ильич
Цель: разработать методику эффективного обучения танцоров по спортивным танцам с помощью комплексного комбинированного личностно ориентированного психологического воздействия на основе динамической медитации. Материал : в исследовании приняли участие 20 танцоров в возрасте от 40 до 50 лет. Исследование проводилось 2 раза в неделю по 2-3 часа на протяжении 1 года. От экспериментальной группы требовалось умение погружаться в состояние динамической медитации. Обучал динамической медитации врач-психотерапевт. Танцевальные вариации составлялись с учетом постепенно возрастающей сложности и первоначальной подготовленности танцоров. Во время динамической медитации танцоры экспериментальной группы концентрировали внимание на движущихся частях тела и телесных ощущениях. Результат : в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы ускорился процесс обучения новых фигур и вариаций. Для осуществления коррекции технических навыков требовалось от 2 до 5 сеансов динамической медитации. За период проведенного исследования наблюдалось сплочение группы с улучшением взаимоотношения и дружбы. Улучшился психологический климат в семье и на работе. Повысилась физическая и умственная активность. Прошла раздражительность. Наступила психоэмоциональная устойчивость. Выводы : Использование динамической медитации в комплексе с психологическими методами в экспериментальной группе танцоров показало положительное воздействие на испытуемых. Разработанная методика доказала свою педагогическую эффективность в обучении танцоров, специализирующихся по спортивным бальным танцам, категории сеньоры.
Скачать PDF

Комплексная интегрированная методика динамической медитации с дыханием буддистов при невротических р

Омельяненко Владимир Ильич
Цель : обосновать комплексную интегрированную методику психологического воздействия на танцоров спортивных бальных танцев, разработанную на основе динамической медитации и «осознанного дыхания» буддистов, для ликвидации невротических реакций, повышения их профессионального мастерства и психоэмоциональной устойчивости. Материал: в исследовании приняли участие 20 танцоров с невротическими реакциями в возрасте от 40 до 50 лет. На 1 этапе исследования у всех испытуемых проверялась возможность концентрации внимания на дыхании во время исполнения спортивных бальных танцев. На 2 этапе проводилось обучение экспериментальной группы испытуемых (n=10) методике динамической медитации, применяемой в боевых единоборствах. Проводились как индивидуальные, так и групповые сеансы обучения. На 3 этапе в экспериментальной группе осуществлялось соединение динамической медитации с дыханием при исполнении танцев. На 4 этапе проводилось сравнение полученных результатов. Результаты: во время проведения 1 этапа исследования все испытуемые отмечали затруднение в концентрации внимания на дыхании через нос по методу буддистов и ухудшение техники танцев. Во время проведения 2 этапа исследования на обучение экспериментальной группы испытуемых методике динамической медитации потребовалось от 3 до 5 сеансов. На 3 этапе все испытуемые экспериментальной группы смогли контролировать индивидуальное дыхание через нос при исполнении танцев, без нарушения техники танцев. На 4-м этапе сравнительная оценка результатов показала, что в экспериментальной группе для снятия невротических реакций требуется от 3 до 7 тренировок. В контрольной группе такого эффекта не наблюдалось. Выводы: в ходе исследования доказано, что способ «осознанного дыхания» буддисткой медитации может быть успешно совмещен с динамической медитацией. Без динамической медитации невозможно осуществлять длительную концентрацию внимания на дыхании при одновременном исполнении спортивного бального танца. Разработанный метод интеграции динамической медитации с «осознанным дыханием» буддистов обеспечивает улучшение психоэмоционального состояния танцоров, снимает невротические реакции, повышает качество исполнения спортивных бальных танцев.
Скачать PDF

Медитация как неопосредствованное познание

Петренко Виктор Федорович, Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Скачать PDF

Медитация как психологическая практика работы с духом

Петренко Виктор
Рассматриваются: медитация (сосредоточенное размышление) как психологическая практика умственной и духовной работы; пороги восприятия и чувственность; созерцание как частный вид медитации. Предпринята попытка рассматривать: бытие человека в контексте его многомерности и внутренней работы над своим телом и духом; спонтанные энергетические практики; особенности реальности и иллюзий самосознания.Meditation (concentrated thinking) as psychological practice of mental and spiritual work, perception and sensitivity and contemplation as a particular kind of meditation are considered in the article. The attempt to discuss mans being in the context of his multidimensionality and inner work with his body and spirit is made. Spontaneous energetic practices, peculiarities of reality and illusions of self-consciousness are considered as well
Скачать PDF

Психология и трансцендентальная философия: общее поле

Кричевец А.Н.
Скачать PDF