Медиакоммуникация
Медиакоммуникация
от лат. communicatio - сообщение, передача, от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник) - распространение (с помощью технических средств) между разл. группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость. В состав средств М. входят технические устройства для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия и обмена информацией. Историко-культурное понимание М. связано с идеей о медиасредствах «расширения человека» М. Маклюэна и его четырехступенчатой моделью М., «устная», «рукописная», «книгопечатное общество», «электронная эра». Каждую ступень характеризует особенный когнитивно-коммуникативный стиль - медийно-опосредованная совокупность способов восприятия действительности человеком. Исследование функций М. включает след. подходы: номотетический, связанный с изучением общих эксплицитных закономерностей М. и идеографический, направленный на изучение каждого средства коммуникации как уникального артефакта, с последующей формулировкой имплицитных закономерностей их эволюции. В кач. критериев (оснований) для выделения типов М. могут рассматриваться след. параметры: количество участников (межличностная М., групповая М., массовая М.); диалогичность - монологичность; использование конкретных технических средств; синхронность - диахронность; периодичность - апериодичность; использование вербальных текстов - мультимедийность; использование разл. сенсорных каналов человека в процессе М. Функции М. включают: идеологическое и полит. влияние на аудиторию, поддержание социальной общности, организацию, информирование, просвещение, О. и развлечение. Конкретное содержание функций М. с одн. стор., определяется спецификой социального, эконом. и культурного контекста, с др. стор. - радикальным образом изменяет формы и способы коммуникации, культурного производства и потребления, сферу эконом., полит. и межличностных отношений, модели образования. На М. последовательно влияли след. технические и электронные устройства: печать, телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, компакт диск, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем, Интернет. Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать сетевые аппаратнопрограммные средства: компьютерная сеть, электронная почта, глобальная сеть Интернет, сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции, форумы, IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), ICQ (американский коммерческий сервис для О. через сеть Интернет, включающий в себя службу мгновенного обмена сообщениями), а также графический браузер, динамический HTML (от англ. HyperText Markup Language - «язык разметки гипертекста») и интерактивные технологии. Характерные черты сетевой М.: интегративность - включение свойств медиа-предшественников (периодическая печать, ТВ и т. д.), и интерактивность - порождение специфических форм социальных сетей и социальной интеграции. Характерными особенностями компьютерно-опосредованной М. являются: потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere); отсутствие централизованного управления; самостоятельность; паутинный, нелинейный характер взаимодействия (Г. Рейнгольд). Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного О. - с одним собеседником (личная электронная перепис ка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). К психол. особенностям М., созданной на основе компьютерных систем, относятся: анонимность, специфичность выразительных средств, коммуникации, обусловленные отсутствием непосредственного контакта, особый характер восприятия коммуникативного пространства и времени. Для совр. исследований М. характерна междисциплинарность, обращение к широкому спектру теорий. В русле социоцентрического подхода М. рассматривается в контексте обществ. отношений (М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер и др.). Техноцентрические концепции изучают М. как фактор эволюции культуры (А. Моль, Н. Б. Кириллова, В. М. Розин, И. Н. Розина и др.), семиоцентрические связывают с анализ М. с представлениями о первичности знаковых систем (Д. Фиск, Т. Ван Дейк, Дж. Ватсон и др.). В психол. исследованиях М. изучается индивидуальные и групповые процессы, опосредующие М., медиакоммуникативное поведение, индивидуальное использование средств М. и их влияния на человека (П. ВинтерхоффШпурк, Л. В. Матвеева, Ю. В. Мочалова, Т. Я. Аникеева, Е. Е. Петракова, А. Е. Войскунский, Н. А. Носов и др.). Особая актуальность исследований М. определяется ее всесторонним усложняющим воздействием на личность и социум, процессами глобализации и информационными вызовами совр. эпохи, такими как взаимопроникновение физич. мира и киберпространства, познавательное, межличностное и обществ. воздействие информационных сред. Лит.: Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Пер с нем. Харьков, 2007; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М., 2003; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2004; Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Пер с англ. М., 2006; Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований // Educational Technology & Society. 8 (2). 2005. И. М. Богдановская
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011