МАЗОХИЗМ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЗОХИЗМ
половое удовлетворение при физических или моральных страданиях, причиняемых половым партнером.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Мазохизм
пассивная алголагния, алгофилия) - расстройство влечений, характеризующееся желанием переносить боль, подчиняться насилию.

Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003

Мазохизм
самобичевание, наказание себя; Склонность человека к совершению действий, причиняющих вред ему самому; получение удовольствия от таких действий.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

МАЗОХИЗМ
MASOCHISM)
Потребность в физическом или душевном страдании или боли с целью сознательно иди бессознательно достичь сексуального возбуждения или удовлетворения.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

МАЗОХИЗМ
половое извращение, при котором у индивидуума возникает сексуальное удовольствие от причиняемой боли или унижения, доставляемых партнером. М. может сочетаться с садизмом (см. Садомазохизм).

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Мазохизм
половое извращение, при котором возбуждение и удовлетворение возможны лишь при истязаниях, физическом воздействии, причинении партнером физической боли, мучений, нанесении оскорблений; характеризуется желанием переживать боль, подчиняться насилию.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Мазохизм
Masochismus по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, Sacher-Masoch - сексуальное извращение: половое возбуждение и удовлетворение наступает вместе с ощущением физической боли, причиняемой партнером (иногда в сочетании с оскорблениями, моральным унижением, копролагнией и др.)

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

МАЗОХИЗМ
masochism) - получение сексуального удовлетворения от испытываемой боли. Данный термин иногда применяется более свободно для обозначения всех форм поведения, которые сопровождаются болью и унижением. См. Половое извращение. - Мазохист (masochist). - Мазохистский (masochistic).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Мазохизм
а) удовольствие (удовлетворение) от переживания физической боли или морального унижения, связанное с сексуальной и иной гедонистической мотивацией. Склонность к идеализации и сакрализации страданий также признается мазохизмом. По сведениям Мс Саry около 2,5% мужчин и 4,6% женщин склонны к мазохизму (Старович, 1991);
б) в более широком значении – склонность к самоумалению, к самообвинениям, неспособность противостоять унижениям и подавлению извне.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

МАЗОХИЗМ
Половое извращение, при котором возбуждение и удовлетворение возможны лишь при истязаниях, причинении партнером физической боли, мучений, нанесении оскорблений. По R. Krafft-Ebing [1886], М. характеризуется желанием переносить боль, подчиняться насилию. Противоположен садизму.
Название связано с именем австрийского прозаика конца XIX - начала XX в. Захер-Мазоха, в произведениях которого было подробно описано это половое извращение.
Син.: пассивная алголагния, алгофилия, алгедония.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Мазохизм
(Masochismus). (L. SacherMasoch, 1835-1895, aecmp. писатель, который страдал половым извращением и описал его в своих романах.) Сексуальное извращение, противоположное садизму, при котором половое возбуждение и удовлетворение достигается путем истязания половым партнером психически или телесно. Хотя садизм (см.) характерен в основном для мужчин, а мазохизм - для женщин, есть женщины с садистскими наклонностями и мужчины - мазохисты. Существуют индивиды, которым свойствен одновременно и садизм, и мазохизм. Син. Алголагния, пассивная; Алгофилия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Мазохизм
МКБ 302.8) - форма девиантного сексуального поведения, в котором эротическое удовольствие связано с болью, плохим обращением или унижением. Термин нередко используют также для обозначения типа личности, стремящейся испытывать доставляемые самому себе страдания, дискомфорт и унижения. Согласно психоаналитической теории, различают эротогенные, женоподобные и моральные тины мазохизма. Примечание. Термин связан с именем австрийского писателя Леопольда фон Захера Мазохи (1836-1895), в романах которого приводится описание такого поведения. См. также: садизм.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

МАЗОХИЗМ
MASOCHISM)
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического наслаждения требуется, чтобы ему причиняли боль.
Черта характера, представленная у людей, навлекающих на себя жестокое обращение, унижение и страдания.
моральный мазохизм: термин, применяемый Фрейдом для обозначения тенденции к подчинению своему садистическому СУПЕР-ЭГО (см. САДИЗМ).
Понятие базируется на идее о том, что Супер-эго черпает моральную силу из инстинктной агрессивной ЭНЕРГИИ (см. также ИНСТИНКТ и АГРЕССИЯ), которая разряжается путем "выплескивания" на ЭГО. Мазохизм - это либо действительное, либо кажущееся исключение из ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ. Есть тенденция объяснять мазохизм с позиций:

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Мазохизм
Словообразование. Название дано по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего данное явление.
Автор. Понятие введено в научный оборот Р. фон Краффт-Эбингом.
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации.
Контекст. Часто выступает в сочетании с другими половыми перверсиями, например, эсгибиционизмом.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МАЗОХИЗМ
Этот термин происходит от имени австрийского романиста Леопольда фон Захер-Мазоха и относится, в наиболее широком смысле, к любой тенденции направлять то, что является деструктивным, болезненным или оскорбительным против себя. Имеется обилие специальных способов употребления: сексуальный мазохизм используется, когда такому отношению сопутствует эротическое удовольствие; моральный мазохизм используется, когда такие тенденции доминируют до такой степени, что кажется, что они представляют черту характера, здесь предполагается, что человек пытается облегчить чувство вины, подвергая себя непрерывному наказанию; психический мазохизм используется для обозначения любого вида враждебности или деструктивного импульса, направленного на себя; этот способ употребления очень распространен; понятие массовый мазохизм относится к целым популяциям, причиняющим себе боль и неприятности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МАЗОХИЗМ
1. Понятие, введенное в научный оборот Р. фон Крафт-Эбингом по имени австрийского писателя Л. Захер-Мазоха. Означает перверсию половую, характерную связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Половое удовлетворение мазохиста достигается от применения к нему физических воздействий - издевательства и прочего со стороны партнера. Часто выступает в сочетании с другими перверсиями, например эксхибиционизмом. Для появления мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленного представления себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешне нейтральных действий, причем окружающие могут не знать об их истинной мотивации. 2. Самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворенностью собой и убежденностью в том, что причины жизненных неудач таятся в нем самом. Согласно З. Фрейду, мазохизм наряду с садизмом - одна из сторон более общей перверсии, характерной непременным сочетанием черт мазохиста и садиста в одном лице. Иначе, всякий мазохист в то же время - садист, и наоборот. Мазохизм - одно из главных понятий, используемых Э. Фроммом в типологии характеров (-> характер: типология).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МАЗОХИЗМ
склонность человека к сознательным действиям, направленным против себя и рассчитанным на то, чтобы причинить себе вред, неприятности, заставить себя страдать. К действиям типа М. относятся, например, наказание себя, издевательство над собой, самоунижение, самобичевание, самоистязание. М. как черта личности часто сочетается с низкой самооценкой, завышенными требованиями человека к себе, неудовлетворенностью собой, внутренним локусом контроля, убежденностью в том, что все беды и причины всех неудач человека находятся в нем самом. Мазохист-это, кроме того, человек, который получает удовольствие от того, что издевается над самим собой. Термин М. происходит от имени австрийского новеллиста Леопольда Захер-Мазоха и означает направленность агрессии человека против себя. Выделяются следующие разновидности М.: сексуальный М., когда эротические наслаждения ассоциируются с жестоким обращением человека с самим собой; моральный М., когда человек переживает сильнейшее, неоправданное чувство вины или стыда; психический М., включающий мысли, побуждения человека, направленные против себя; массовый М., предполагающий тенденцию больших, например, религиозных, групп людей причинять себе вред и заставлять себя страдать. См. агрессивность, садизм, черта личности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МАЗОХИЗМ
по имени австрийского писателя L. Sacher-Masoch, 1836–1895, описавшего это явление в романе «Венера в мехах»; термин предложен немецким психиатром R. Krafft-Ebing, 1840–1902; синонимы – пассивная алголагния, алгомания, алгофилия, пассивизм) – сексуальная девиация, при которой для достижения полового удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемые половым партнером. Обычно этому сопутствует состояние полной подчиненности и покорности ему. Вне контекста полной подчиненности вплоть до утраты индивидуальности и свободы боль и унижение воспринимаются мазохистами, как и другими людьми, как неприятное переживание. В широком смысле, мазохизм не ограничивается сферой сексуальности и проявляется в целом в стремлении к зависимости от другого человека. Некоторые авторы как одну из форм личности выделяют мазохистскую личность, для которой характерна выраженная тенденция к психологическому самоистязанию, самоунижению. Ряд авторов выделяют «моральный мазохизм», проявляющийся стремлением испытывать страдания не только от сексуального партнера, но и от других людей и даже вследствие влияния внеличностных факторов, например неблагоприятных стечений обстоятельств, ситуаций. Сочетание алгомании с садизмом определяют как садомазохизм. Элементы мазохизма (как и садизма) могут присутствовать и в нормальной сексуальности. Алгоманию не относят к собственно половым извращениям.
R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.

Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010

Мазохизм
1. качество или склад личности, склонной направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное поведение против себя, причинять себе боль и страдание и при этом испытывать непосредственное чувство удовлетворения (облегчения, морального удовольствия). Предполагается, что посредством самомучения индивид освобождается от чувства вины подобно тому, как исповедующийся в грехах или кающийся грешник испытывает облегчение на исповеди. Впервые этот личностный феномен описал Ф. М. Достоевский в повести «Записки из Мертвого дома (1861-1862), указав, что самомучение определенно может доставлять и «сладостные» ощущения". В романе «Бесы» Ф.М. Достоевский пишет:»…Знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло?...Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям совести, по сладострастию нравственному»; 2. сексуальное нарушение, при котором пациент испытывает половое возбуждение и удовлетворение в ситуациях, когда его партнер причиняет ему физические и моральные страдания. Первым, кто описал это нарушение, был австрийский прозаик Захер-Мазох (1836-1895), у которого оно внезапно возникло в отрочестве при чтении им книг о пытках и мучениях святых; 3. в психоанализе – а) черта характера, представленная у людей, навлекающих на себя жестокое обращение, унижения и страдания; б) моральный махохизм, термин З.Фрейда, обозначающий тенденцию к подчинению своему садистическому Супер-Эго. Предполагается, что последнее черпает моральную силу из инстинктивной агрессивной энергии, которая разряжается посредством самомучения. Кроме того, существует тенденция объяснять мазохизм с позиций: а) обращения садизма; б) идентификации с партнером-садистом; в) облечения вины путем переживания наказания и страдания одновременно с удовольствием; г) эротизации подчинительной роли, первоначально принятой для умиротворения авторитетных фигур; д) инстинкта смерти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МАЗОХИЗМ
/англ. Masochism/ – 1) (пассивитизм; пси-мазохизм; страдальчество) психологическая потребность испытывать физические и моральные страдания.
Наслаждение страданием – тема специальных исследований А. Молля, О. Циммермана (O. Zimmerman. «Die Wonne des Leids», 1885) и др. Отразилась в целом ряде художественных произведений (Ж.-Ж.Руссо. Исповедь; Э. Золя. Нана; Его превосходительство Эжен Ругон; А. де Мюссе. Исповедь сына века; Ф. Сологуб. Мелкий бес и др.).
«Она подарила мне свой портрет в виде вставленной в медальон миниатюры. Я носил его на сердце, – так делают многие мужчины; но после того как мне однажды попалась у одного торговца древностями железная цепочка для истязания плоти с пластинкой на конце, утыканной остриями, я прикрепил медальон к пластинке и так носил эту цепочку вокруг шеи. Гвозди, впивавшиеся мне в грудь при каждом движении, доставляли мне такое необычайное наслаждение, что я иной раз прижимал их рукой, желая сильнее ощутить их. Я, конечно, понимаю, что это безумие; любовь совершает еще и не такие.» А. де Мюссе. Исповедь сына века.
2) (альгомания; пассивная алголагния) в сексологии достижение удовлетворения от получения физических и моральных страданий; парная противоположность садизма. См. также Садомазохизм.
Термин М. ввел в оборот Р. Краффт-Эбинг в книге «Половая психопатия» («Psychopathia Sexualis», 1886). Эпонимом является Л. Захер-Мазох, хотя условнорефлекторная связь между восприятием боли и сладострастием была установлена значительно раньше. По легенде, М. страдал древне-греч. философ Аристотель, который терпел мучения от гетеры Филлис (Герпиллис). М. обычно формируется в детстве на основе импринтинга. Мотивируется комплексом собственной неполноценности, психологической потребностью в подчинении. Предполагает широкий спектр практических действий: от унижений эротических до применения самых жестких мер BDSM. Существует также как коммерческая форма оказания сексуальных услуг. См. Т. Беркли.
Мазохистский (-ая; -ое) (мазохистический) – свойственный или присущий М.
«И Гортензии нравилось, что она заставляет Клайда непрестанно страдать от неудовлетворенных желаний, что она мучает его и что всецело в ее власти облегчить его страдания: некоторый садизм, основой для которого послужил мазохистский характер любви Клайда.» Т. Драйзер. Американская трагедия.

Источник: Словарь доктора либидо

Мазохизм
(садизм) Раболепное подчинение, унижение, телесное наказание… известные сценарии, описанные Захер-Мазохом, долгое время приводили к тому, что образ первертного мазохизма обычно связывали с играми индивидов, желающих, чтобы с ними обходились как с озлобленными, неуправляемыми детьми, которым не терпится вкусить «наслаждения ягодиц». Встреча психоаналитиков (М’Юзан, Столлер) с несколькими известными мазохистами значительно видоизменила общую картину: обилие татуировок, многочисленные ссадины, ушибы, ожоги, истерзанное, изуродованное тело… физическое насилие может стать невыносимым страданием для любого, за исключением желающего и умеющего терпеть. «Кто такой мазохист? Жертва, не упускающая свою добычу» (Понталис). У садизма есть определение: получение удовольствия через боль, причиненную другому; садизм является продолжением агрессии и влечения к смерти, похоже, что это ни для кого не является секретом. Но как можно было бы назвать наслаждение от собственной боли, доходящей до появления угрозы собственной жизни? Простого объяснения не существует, но Столлер обнаружил в истории нескольких «известных мазохистов», что их медицинское лечение, продолжительное и насильственное, являлось лишь повторением их собственного опыта из детства, ведущего к появлению новой первертной мизансцены, инсценировки прежних извращенных сценариев. Так же была обнаружена эротизация травматизма, превращение банальной боли в рафинированную боль. Любое прикосновение к телу, включая самое жестокое ощущение страдания и боли, приводило к чувственному возбуждению! Первертный мазохизм – это всего лишь зрелищная сторона одной из многочисленных составляющих психической жизни, примитивной и обобщенной. «Мазохизм» – само слово наполнено уничижительным смыслом, а его способность превращать в удовольствие физическую боль и психическое страдание делает его непомерно богатым. Так, нестерпимое становится терпимым, за исключением работы скорби, благодаря которой мазохизм может быть переработан. Поскольку садизм касается боли другого, он понятен, о чем говорит известное изречение: «Несчастье одних является счастьем для других». Нельзя сказать то же самое о мазохизме, подрывающем элементарный здравый смысл, содержащем в себе непонятную тайну. «Настоящий мазохист всегда подставляет щеку там, где появляется возможность получить пощечину» (Фрейд). Вечный поиск позиции жертвы находится в сердцевине морального мазохизма, когда удовольствие от боли уступает место удовольствию от несчастий. Это опасная ловушка для психоанализа, когда психическое страдание из двигателя к прогрессу и излечению превращается в бесконечно повторяющуюся самоцель.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

МАЗОХИЗМ
форма половой девиации, при кот. сексуально-половое наслаждение возникает как феномен-условие причинения партнером нравственно-физических психоколлизий, страданий; существуют синонимы данного термина-понятия — алгомания, альгофилия; сам термин М. был изобретен австр. пис. Захер-Мазохом, кот. дескриптировал дифференциальные формы его проявления; репродуктивные факторы М. довольно полиаспектны — поллюцианизм, таосацизм, как желание индивида выпачкаться или же его самостремление подвергнуться различным хирургическим вмешательствам; субстанциональным феноменом, детерминирующим мотивы действий мазохистов является саможелание базального господства субъекта над собой, над своим Эго, телом, душой, психикой, а уже ответ-реакция на все эти ощущения-переживания-эмоции-чувства и должна проявляться как форма собственной покорности, беспомощности, пассивности; сам мазохист может имитировать-ролеизировать то раба, то слугу, то под-чиненного, то невольника, а также референцировать-театрализовать-исполнять роль кошки, собаки, лошади, на кот. можно одеть лассо, ошейник, а при этом острота его подосексуальных ощущений становится более сублимативной если действия примат-лидирующего партнера агрессивны-гиперагрессивны; существует также понятие пассивфлагелляции, когда половое удовлетворение достигается при константном условии избиения субъекта плетьми, розгами, стеком; и сел. высказывают мнение, что сами мазохисты генерируют-инвариантоизируют страдания для того, чтобы уже в постпсихических актах наслаждаться элиминацией-исключением самих форм страдания; многие мазохисты могут имитируя физическо-эскалационные сцены представлять себя унизительной жертвой, прислужником, рабом желаний другого индивида, а его действия, акты поведения имеют сами по себе смысло-личностную идею страдания, психоиктрокатаклизмов, как модусов аберрации-девиации для самополучения собственных сексуальных удовлетворений, существуют различные когеренции-связи М. с эксгибиционизмом-кавдаулезизмом, когда например, субъект получает половое удовлетворения при демонстрации-экспоненции обнаженного партнера, партнерши или же от репродуктивно-иллюстративных изображений представителя другого пола; считается что, женским сексуально-действенным формам, актам, более присущи мазохистские ритуалы, а детерминантами мазохизма явл. сублимативно-интенсивные чувственно-эмотивные реакции на самоощущение самослабости, самопокорности, самопассивности, а уже сами склонности индивида к мазохизму, базируются-репродуцируются-фундируются-релевантноизируются на выборе сексуальной сюжетики, актосексуальных фабуло-эпизодов, а также на селективном выборе индивидом субъект-объекта своих влечений, желаний; в генеральном порядке, в актах, эпизодах связанных с мультиформами мазохизма субъект-мазохист самотяготеет обычно к полной или парциальной-частичной зависимости, а, как правило, приемлемо-значимым партнером для него является субъект-садист.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Мазохизм
от фамилии писателя Захер-Мазоха, страдавшего этим заболеванием) – склонность получать удовольствие от собственных страданий (в сексуальных отношениях и др.).
…Знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло? Именно потому, что тут позор и бессмыслица доходили до гениальности! О, вы не бродите с краю, а смело летите вниз головой. Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям совести, по сладострастию нравственному. Тут был нервный надрыв… (Ф. Достоевский, Бесы)
Я страдала, я хотела страдать, я опьяняла себя всяким новым лишением, намеренно усиливая им главное лишение: невозможность видеть тебя (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
Один из видов мазохизма – когда муж просит жену изменить ему на его глазах. Исследователи считают, что Золушка – мазохистский образ. К проявлениям мазохизма относят и желание женщины, чтобы было преодолено ее сопротивление мужской любви.
Ср.:
Я знаю, что женщины, даже горя желанием отдаться, обычно притворяются, разыгрывая испуг или возмущение, которые надо преодолевать настойчивыми просьбами, ложью, клятвами и обещаниями (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
Она уступила не сразу, Жак должен был упрашивать ее целые две недели, прежде чем она согласилась на эту ночную прогулку, хотя в душе пылко мечтала о ней (Э. Золя, Человек-зверь).
Он грубо сжал Флору в объятиях и неистово впился губами в ее рот… Она и желала его и не уступала, испытывая тайную потребность быть побежденной (там же).
Мазохистское начало и соответствующее поведение женщины не следует путать со скромностью, нерешительностью.
Она смотрит между нами,
Кто помог бы ей упасть.
(А. Пушкин)
Милый побьет – только потешит (пословица).
Ср.:
И нет для сердца слаще горькой доли –
Жестокость милосердную сносить;
О, сладость муки! О, блаженство боли!
(Л. Камоэнс, Элегия)
Как пишет X. Эллис, один человек в США, которого подозревали в садизме, был посажен в тюрьму; он получал там множество писем от женщин с предложениями жениться и другими, менее скромными выражениями чувства.
Мазохистский элемент у женщины бессознателен, он – источник или условие удовольствия (X. Дейч, Психология женщины).
Ср.:
Женщины более удовлетворены, если они дарят сексуальную интимность после долгого ухаживания. Этим самым выполняются два условия женского эротизма – мазохистское условие, потому что женщина хочет, чтобы за нее боролись и чтобы ее победили, и ожидает своего «поражения» в радостном возбуждении; и нарциссическое условие, потому что эта борьба увеличивает желание мужчины, что так удовлетворяет женщину (там же).
Ср.:
Женщина хочет быть низведенной, а не вознесенной. Мужчина должен с изящной галантностью дать ей понять, как низко он ее ставит… (О. Вейнингер, Пол и характер)

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

МАЗОХИЗМ
англ. masochism) - вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин "М", по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего различные его проявления, ввел Р. фон Крафт-Эбинг.
Диапазон проявлений М. широк - от стремления пачкаться различными выделениями (пика-цизм, поллюционизм) до стремления подвергаться хирургическим операциям. Считается, что основным мотивом мазохиста являются не сами по себе неприятные ощущения (во всех сферах, за исключением сексуальной, он, как и все, стремится избежать боли), а желание безраздельного господства над собой - своим телом и душой - и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности. Иногда половое удовлетворение наступает при выполнении роли пониженного социального статуса - пажизм (от фр. page - паж). Более выраженный мазохистский характер имеет сервилизм (от фр. servilis - раб): мазохист может играть роль не только лишенного всех прав невольника, но и животного (чаще - собаки, кошки, лошади), на которого надевают поводок, ошейник, сбрую; при этом острота сексуальных ощущений тем больше, чем агрессивнее действия доминирующего партнера. Бывает, что половое возбуждение связывается с мыслями о смерти: танатофилы (от греч. thanatos - смерть) создают специфические интерьеры с гробами, венками, укладываются в гроб. Пассивная флагелляция, т. е. половое удовлетворение при непременном условии наказания плетьми, представляет одну из крайних форм М. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием.
М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации - мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом. Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) - половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имелинский видит проявления канда-улезизма в творчестве Рубенса.
Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является фиксация в процессе психосексуального развития сильной эмоциональной реакции на ощущение собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают пажизм и сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим с психологическим равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. "Естественный" и наиболее приемлемый партнер для мазохиста - садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться ролями (см. Садомазохизм). (И. А. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МАЗОХИЗМ
MASOCHISM)
Склонность к поиску физических или психических страданий для достижения сексуального возбуждения и удовлетворения. При этом мазохизм рассматривается и кок условие, и как источник удовольствия. При Мазохистской перверсии сексуальное удовлетворение зависит от физической или психической боли (избиение, угрозы, унижение, оскорбление и т.п.), реально либо в воображении наносимой партнером. Мазохизм появляется в раннем детстве, обычно в сочетании с садизмом, как компонентное или парциальное влечение. С точки зрения Фрейда (1924), в боли есть некоторое удовольствие (эротогенный мазохизм), о потому предполагается, что незначительная доля мазохизма присуща каждой психологической структуре. Во взрослой жизни отголоски мазохизма проявляются в смягченном виде как компонент предварительной эротической игры. Однако, за исключением случаев Мазохистских перверсий, либо поиск страдания, либо удовольствие, либо то и другое бессознательны. Бессознательна также 'фантазия об избиении', часто являющаяся субстратом клинической картины (Freud, 1919),
Фрейдом (1924) выделены три формы мазохизма: эротогенная, женская и моральная. Первая из них, по мнению Фрейда, обусловлена биологически и конституционально. Женская форма получила такое название потому, что, хотя она проявляется как у женщин, так и у мужчин, сопровождается фантазиями, помещающими человека в типично женскую ситуацию кастрированного, становящегося объектом вторжения и дающего жизнь ребенку субъекта. Фрейд отмечал и инфантильный компонент - такие мазохисты хотят, чтобы к ним относились как к беспомощным капризным детям, и в своих фантазиях оказываются обманутыми, связанными, избитыми, испачканными, униженными,понуждаемыми к покорности. Присоединение к этой форме чувства вины переводит ее в третью форму мазохизма. Моральный мазохизм включает основанную на чувстве вины бессознательную потребность в наказании, способствующую формированию невротической симптоматики либо бессознательно собственноручно спровоцированному страданию от несчастных случаев, финансовых потерь, плохих отношений, неудач или позора. При этой форме теряется видимая связь с сексуальным объектом, однако Фрейд утверждал, что место садистского объекта здесь занимает Сверх-Я, и быть наказанным - эквивалент быть избитым отцом, а значит, отражает желание пассивных женских сексуальных отношений с ним. Выраженный моральный мазохизм приводит к серьезному сопротивлению лечению, поскольку нежелание пациента отказываться от невротического страдания может привести к негативной терапевтической реакции.
Моральный мазохизм - первичное свойство Мазохистского характера или поведенческого мазохизма, хотя к последнему обычно относят также депрессивные настроения и склонность жаловаться на свое положение жертвы судьбы и недоброжелателей. Патогенез этих форм основан на бессознательной регрессивной сексуализации чувство вины, и - у мужчин - на бессознательных пассивно-гомосексуальных желаниях, исходящих из эдипова конфликта, и нарушенных ранних объектных отношениях. Как у мужчин, так и у женщин мазохизм представляет собой компромиссное образование, обеспечивающее устранение детских страхов кастрации, отвержения и заброшенности.
В ранних работах Фрейд высказывал предположение, что мазохизм является феноменом, производным от предшествующего садизма. В роботе 'Экономическая проблема мазохизма' (1924) он высказался в пользу существования первичного эротогенного мазохизма, остатка смешанного существования влечений к жизни и смерти после частичной проекции на объекты внешнего мира (собственно садизм). В некоторых случаях спроецированный садизм интроецируется и, обращаясь внутрь, порождает вторичный мазохизм. В одном и том же индивиде связь садистских и Мазохистских черт неизменна.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

МАЗОХИЗМ
склонность к поведенческой деятельности, ориентированной на получение сексуального возбуждения и удовлетворения путем унижений, физических или психических страданий. Для достижения эротического наслаждения мазохист стремится стать жертвой своего партнера, который должен причинять ему физическую боль, издеваться над ним, оскорблять и унижать человеческое достоинство.
   Понятие мазохизма связано с именем австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха (1836–1895), опубликовавшего скандально известный роман «Венера в мехах» (1869). Автор этого романа имел специфические эротические наклонности, связанные с потребностью в наказании, унижении, травле, физическом ощущении боли и душевных страданиях.
   Впервые понятие мазохизма было употреблено психиатром Р. Крафт-Эбингом. Он использовал его для характеристики перверсии, клинического поведения, связанного со сладострастным переживанием боли.
   В классическом психоанализе проблеме мазохизма уделялось большое внимание. Для З. Фрейда мазохизм представлял собой как реальное стремление человека к получению сексуального удовлетворения путем бития и унижения, так и сферу фантазий, в которых ребенок переживает воображаемые сцены насилия над собой. Рассмотрение мазохизма осуществлялось в двух плоскостях: в плане трактовки его как одной из форм сексуального извращения человека; с точки зрения понимания мазохизма как типичного проявления детской сексуальности, включающего в себя элементы нормального психосексуального развития ребенка.
   З. Фрейд считал, что у мужчин мазохизм совпадает с их установкой на женственность (ощущением себя безвольным, слабым существом), а у женщин – с их пассивным поведением (подчинением силе мужчины, покорностью, уступчивостью). В обоих случаях мазохизм возникает на основе инцестуозной, то есть кровосмесительной, привязанности к родителям. У девочек бессознательные мазохистские фантазии соотносятся с нормальной эдиповской установкой, когда девочка испытывает эротически окрашенные эмоциональные чувства к своему отцу. У мальчиков они связаны с извращенной установкой, когда привязанность к отцу включает в себя скрытые гомосексуальные наклонности.
   По мнению З. Фрейда, мазохистские наклонности уходят своими корнями в бессознательную деятельность человека. Чаще всего они проявляются в трех формах: как условие сексуального возбуждения; как выражение женской сущности; как некая норма поведения. В соответствии с этим З. Фрейд различал три типа мазохизма – эрогенный, женский и моральный.
   Эрогенный мазохизм связан с получением сексуального удовлетворения от боли определенных участков тела. Он лежит в основе двух других форм мазохизма.
   Женский мазохизм характеризуется стремлением человека быть беспомощным, зависимым от другого. Он включает в себя женскую установку, в соответствии с которой человек ощущает себя неполноценным, кастрированным существом.
   Моральный мазохизм основывается на бессознательном чувстве вины или потребности в наказании. Он примечателен тем, что страдания не обязательно должны исходить от любимого человека. Они могут быть вызваны безличными силами или обстоятельствами жизни. Смысл морального мазохизма состоит в том, что благодаря ему мораль вновь сексуализируется и открывается путь от морали к эдипову комплексу.
   В понимании З. Фрейда моральный мазохизм тесно связан с влечением человека к смерти. То есть, подавляя направленные вовне агрессивные влечения, человек как бы вбирает их вовнутрь себя. Происходит саморазрушение человека, способствующее возникновению и усилению морального мазохизма.
   Моральный мазохизм может служить источником влечения к смерти. Будучи разрушительным по своей природе, он тем не менее ориентирован на получение сексуального удовлетворения. В конечном счете в рамках классического психоанализа мазохизм играет не последнюю роль в процессах столкновения влечений к жизни и смерти.
   На ранних этапах развития психоанализа З. Фрейд полагал, что, являясь существенным элементом сексуальности, мазохизм представляет собой вторичное образование, возникшее на основе садизма. Такое понимание мазохизма нашло отражение в его работах «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Влечения и их судьба» (1915).
   Позднее, в работе «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) З. Фрейд рассмотрел природу детских фантазий бития и выделил в них несколько фаз: предварительную, бессознательно-мазохистски окрашенную у мальчиков; первую, которую нельзя причислить к чисто сексуальной и садистской у девочек; вторую – мазохистскую, имеющую гедонистический характер у девочек и соответствующую предварительной стадии у мальчиков; третью – садистскую с явно выраженными чертами сексуального возбуждения. Из такого понимания детских фантазий о битии вытекало два следствия.
   Во-первых, мазохизм оказался результатом проявления эдипова комплекса. В фантазиях избиения ребенка З. Фрейд усмотрел отражение психического представления об инцестуозной привязанности к отцу, столкновение вины и эротики, стремление к наказанию за запретное желание и компромисс, выраженный в регрессивном замещении этого желания. Последний источник служит питательной почвой для либидозного возбуждения, находящего разрядку в актах онанизма. Только в этом, по мнению основателя психоанализа, «заключается сущность мазохизма».
   Во-вторых, раннее представление З. Фрейда о мазохизме, не являющемся выражением первичного влечения, но возникающем в силу обращения садизма против самого человека, претерпело изменение. На основе анализа фантазий детей об избиении основатель психоанализа пришел к заключению, что у девочек «изначально мазохистская (пассивная) интуиция обратилась благодаря вытеснению в садистскую», а у мальчиков «она осталась мазохистской». Словом, он признал существование изначального, эрогенного мазохизма.
   В конечном счете З. Фрейд высказал предположение, согласно которому действующее в организме влечение к смерти (своего рода «первосадизм»), тождественно мазохизму. После того как его главная часть оказалась перенесенной вовне, на объекты, в качестве остатка сохранился собственно эрогенный, первичный мазохизм. При определенных обстоятельствах разрушительное влечение (садизм) может быть обращено вовнуть и регрессировано на свою более раннюю ступень, результатом чего является, по мнению З. Фрейда, «возникновение вторичного мазохизма, добавляющегося к первоначальному».
   Сформулированные З. Фрейдом идеи о мазохизме нашли свое дальнейшее развитие и переосмысление в работах некоторых психоаналитиков. С. Нахт предложил выделить «органический мазохизм», характерный для доэдиповских стадий психосексуального развития ребенка. В своей работе «Мазохизм» (1938) он рассмотрел это явление с точки зрения аффективного состояния, возникающего в результате неудачной попытки защиты от агрессии извне. Р. Левенштейн усмотрел в мазохизме одно из средств убежища человека в том случае, когда ему не удается разрешить внутрипсихический конфликт иными путями. В статье «Источник мазохизма и теория инстинктов» (1938) он высказал мысль, что мазохизм является своеобразным приспособлением психического аппарата в борьбе влечений против либидозной фрустрации и угрозы для жизни. Согласно К. Хорни, проблема женского мазохизма во многом обусловлена социокультурными факторами, и мазохизм изначально является не сексуальным феноменом, а следствием «определенных конфликтов в межличностных отношениях». В книге «Новые пути в психоанализе» (1939), включающей в себя главу «Мазохистские феномены», она подчеркнула, что обнаруживаемые в неврозах мазохистские проявления представляют собой «патологическую модификацию дионийских тенденций», мазохистская перверсия не объясняет мазохистский характер, однако характер объясняет перверсию, а задача терапии заключается «в распутывании базальных мазохистских тенденций характера, исследовании их во всех их разветвлениях и выявлении их конфликтов с противоположными наклонностями».
   В современном психоанализе объектом дискуссий остаются вопросы, касающиеся первичности или вторичности мазохизма, доэдипаль-ных (связанных с матерью) истоков его возникновения, типологизации мазохистских склонностей и проявлений мазохистского характера, соотношений между деструктивностью, нарциссизмом, идентичностью и мазохизмом. Проблематика мазохизма нашла свое отражение в работах Ш. Панкен «Радость страдания: психоаналитическая теория и терапия мазохизма» (1973), Э. Менакер «Мазохизм и эмержентное Эго» (1979), П. Каплан «Миф о женском мазохизме» (1985), «Мазохизм: современные психоаналитические перспективы» (1988, под ред. Р. Глика и Д. Мейерс), Р. Баумейстера «Мазохизм и самость» (1989) и других.
   Некоторые психоаналитики придают мазохизму не узкий, ограниченный эротичностью, а более широкий смысл. Так, А. Кац в статье «Парадоксы мазохизма» (1900) исходила из того, что под мазохизмом можно понимать любой выраженный в словах, поступках или фантазиях поведенческий акт, который «реализуется через саморазрушение, унижение или неразумное самопожертвование личности и отрицательно сказывается на физическом или психическом состоянии человека». Придерживаясь широкого понимания мазохизма, американский исследователь Д. Ранкур-Лаферрьер в работе «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания» (1995) пришел к выводу, что «традиционное смирение и саморазрушение, конституирующие менталитет русских, является формой мазохизма».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Похожие термины:

  • Моральный мазохизм

    в психоанализе – сверхактивность Супер-Эго (см. Бессознательное), порождающая чувство вины, самоуничижение, угрызения совести (см.). В психопатологии этому соответствует чувство вины и угрызения с
  • САДО-МАЗОХИЗМ

    sado-masochism) См. САДИЗМ; МАЗОХИЗМ. САМ, САМОСТЬ, СЕЛФ (self) В самостоятельном употреблении: СУБЪЕКТ, рассматриваемый как АГЕНТ, как осознающий свою ИДЕНТИЧНОСТЬ и свою роль в качестве субъекта и агента. К
  • Сексуальный мазохизм

    sexual masochism) - парафилия, характеризующаяся повторяющимися и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, когда человека унижают, бьют, связывают или как-то иначе заставляют стр
  • ЖЕНСКИЙ МАЗОХИЗМ

    специфическая склонность человека к получению удовлетворения путем помещения себя в типично женскую ситуацию, характеризующуюся беспомощностью, униженностью и желанием быть избитым, подвержен
  • Садизм и мазохизм

    (по имени писателей: французского - Маркиза де Сада и австрийского - Захер-Мазоха). Потребность во время полового сношения или перед ним причинять партнеру (или испытывать от него) физическую боль и