МАЗОХИЗМ
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003
Потребность в физическом или душевном страдании или боли с целью сознательно иди бессознательно достичь сексуального возбуждения или удовлетворения.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
б) в более широком значении – склонность к самоумалению, к самообвинениям, неспособность противостоять унижениям и подавлению извне.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
Название связано с именем австрийского прозаика конца XIX - начала XX в. Захер-Мазоха, в произведениях которого было подробно описано это половое извращение.
Син.: пассивная алголагния, алгофилия, алгедония.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического наслаждения требуется, чтобы ему причиняли боль.
Черта характера, представленная у людей, навлекающих на себя жестокое обращение, унижение и страдания.
моральный мазохизм: термин, применяемый Фрейдом для обозначения тенденции к подчинению своему садистическому СУПЕР-ЭГО (см. САДИЗМ).
Понятие базируется на идее о том, что Супер-эго черпает моральную силу из инстинктной агрессивной ЭНЕРГИИ (см. также ИНСТИНКТ и АГРЕССИЯ), которая разряжается путем "выплескивания" на ЭГО. Мазохизм - это либо действительное, либо кажущееся исключение из ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ. Есть тенденция объяснять мазохизм с позиций:
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Автор. Понятие введено в научный оборот Р. фон Краффт-Эбингом.
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации.
Контекст. Часто выступает в сочетании с другими половыми перверсиями, например, эсгибиционизмом.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.
Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Наслаждение страданием – тема специальных исследований А. Молля, О. Циммермана (O. Zimmerman. «Die Wonne des Leids», 1885) и др. Отразилась в целом ряде художественных произведений (Ж.-Ж.Руссо. Исповедь; Э. Золя. Нана; Его превосходительство Эжен Ругон; А. де Мюссе. Исповедь сына века; Ф. Сологуб. Мелкий бес и др.).
«Она подарила мне свой портрет в виде вставленной в медальон миниатюры. Я носил его на сердце, – так делают многие мужчины; но после того как мне однажды попалась у одного торговца древностями железная цепочка для истязания плоти с пластинкой на конце, утыканной остриями, я прикрепил медальон к пластинке и так носил эту цепочку вокруг шеи. Гвозди, впивавшиеся мне в грудь при каждом движении, доставляли мне такое необычайное наслаждение, что я иной раз прижимал их рукой, желая сильнее ощутить их. Я, конечно, понимаю, что это безумие; любовь совершает еще и не такие.» А. де Мюссе. Исповедь сына века.
2) (альгомания; пассивная алголагния) в сексологии достижение удовлетворения от получения физических и моральных страданий; парная противоположность садизма. См. также Садомазохизм.
Термин М. ввел в оборот Р. Краффт-Эбинг в книге «Половая психопатия» («Psychopathia Sexualis», 1886). Эпонимом является Л. Захер-Мазох, хотя условнорефлекторная связь между восприятием боли и сладострастием была установлена значительно раньше. По легенде, М. страдал древне-греч. философ Аристотель, который терпел мучения от гетеры Филлис (Герпиллис). М. обычно формируется в детстве на основе импринтинга. Мотивируется комплексом собственной неполноценности, психологической потребностью в подчинении. Предполагает широкий спектр практических действий: от унижений эротических до применения самых жестких мер BDSM. Существует также как коммерческая форма оказания сексуальных услуг. См. Т. Беркли.
Мазохистский (-ая; -ое) (мазохистический) – свойственный или присущий М.
«И Гортензии нравилось, что она заставляет Клайда непрестанно страдать от неудовлетворенных желаний, что она мучает его и что всецело в ее власти облегчить его страдания: некоторый садизм, основой для которого послужил мазохистский характер любви Клайда.» Т. Драйзер. Американская трагедия.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
…Знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло? Именно потому, что тут позор и бессмыслица доходили до гениальности! О, вы не бродите с краю, а смело летите вниз головой. Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям совести, по сладострастию нравственному. Тут был нервный надрыв… (Ф. Достоевский, Бесы)
Я страдала, я хотела страдать, я опьяняла себя всяким новым лишением, намеренно усиливая им главное лишение: невозможность видеть тебя (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
Один из видов мазохизма – когда муж просит жену изменить ему на его глазах. Исследователи считают, что Золушка – мазохистский образ. К проявлениям мазохизма относят и желание женщины, чтобы было преодолено ее сопротивление мужской любви.
Ср.:
Я знаю, что женщины, даже горя желанием отдаться, обычно притворяются, разыгрывая испуг или возмущение, которые надо преодолевать настойчивыми просьбами, ложью, клятвами и обещаниями (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
Она уступила не сразу, Жак должен был упрашивать ее целые две недели, прежде чем она согласилась на эту ночную прогулку, хотя в душе пылко мечтала о ней (Э. Золя, Человек-зверь).
Он грубо сжал Флору в объятиях и неистово впился губами в ее рот… Она и желала его и не уступала, испытывая тайную потребность быть побежденной (там же).
Мазохистское начало и соответствующее поведение женщины не следует путать со скромностью, нерешительностью.
Она смотрит между нами,
Кто помог бы ей упасть.
(А. Пушкин)
Милый побьет – только потешит (пословица).
Ср.:
И нет для сердца слаще горькой доли –
Жестокость милосердную сносить;
О, сладость муки! О, блаженство боли!
(Л. Камоэнс, Элегия)
Как пишет X. Эллис, один человек в США, которого подозревали в садизме, был посажен в тюрьму; он получал там множество писем от женщин с предложениями жениться и другими, менее скромными выражениями чувства.
Мазохистский элемент у женщины бессознателен, он – источник или условие удовольствия (X. Дейч, Психология женщины).
Ср.:
Женщины более удовлетворены, если они дарят сексуальную интимность после долгого ухаживания. Этим самым выполняются два условия женского эротизма – мазохистское условие, потому что женщина хочет, чтобы за нее боролись и чтобы ее победили, и ожидает своего «поражения» в радостном возбуждении; и нарциссическое условие, потому что эта борьба увеличивает желание мужчины, что так удовлетворяет женщину (там же).
Ср.:
Женщина хочет быть низведенной, а не вознесенной. Мужчина должен с изящной галантностью дать ей понять, как низко он ее ставит… (О. Вейнингер, Пол и характер)
Диапазон проявлений М. широк - от стремления пачкаться различными выделениями (пика-цизм, поллюционизм) до стремления подвергаться хирургическим операциям. Считается, что основным мотивом мазохиста являются не сами по себе неприятные ощущения (во всех сферах, за исключением сексуальной, он, как и все, стремится избежать боли), а желание безраздельного господства над собой - своим телом и душой - и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности. Иногда половое удовлетворение наступает при выполнении роли пониженного социального статуса - пажизм (от фр. page - паж). Более выраженный мазохистский характер имеет сервилизм (от фр. servilis - раб): мазохист может играть роль не только лишенного всех прав невольника, но и животного (чаще - собаки, кошки, лошади), на которого надевают поводок, ошейник, сбрую; при этом острота сексуальных ощущений тем больше, чем агрессивнее действия доминирующего партнера. Бывает, что половое возбуждение связывается с мыслями о смерти: танатофилы (от греч. thanatos - смерть) создают специфические интерьеры с гробами, венками, укладываются в гроб. Пассивная флагелляция, т. е. половое удовлетворение при непременном условии наказания плетьми, представляет одну из крайних форм М. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием.
М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации - мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом. Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) - половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имелинский видит проявления канда-улезизма в творчестве Рубенса.
Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является фиксация в процессе психосексуального развития сильной эмоциональной реакции на ощущение собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают пажизм и сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим с психологическим равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. "Естественный" и наиболее приемлемый партнер для мазохиста - садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться ролями (см. Садомазохизм). (И. А. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Склонность к поиску физических или психических страданий для достижения сексуального возбуждения и удовлетворения. При этом мазохизм рассматривается и кок условие, и как источник удовольствия. При Мазохистской перверсии сексуальное удовлетворение зависит от физической или психической боли (избиение, угрозы, унижение, оскорбление и т.п.), реально либо в воображении наносимой партнером. Мазохизм появляется в раннем детстве, обычно в сочетании с садизмом, как компонентное или парциальное влечение. С точки зрения Фрейда (1924), в боли есть некоторое удовольствие (эротогенный мазохизм), о потому предполагается, что незначительная доля мазохизма присуща каждой психологической структуре. Во взрослой жизни отголоски мазохизма проявляются в смягченном виде как компонент предварительной эротической игры. Однако, за исключением случаев Мазохистских перверсий, либо поиск страдания, либо удовольствие, либо то и другое бессознательны. Бессознательна также 'фантазия об избиении', часто являющаяся субстратом клинической картины (Freud, 1919),
Фрейдом (1924) выделены три формы мазохизма: эротогенная, женская и моральная. Первая из них, по мнению Фрейда, обусловлена биологически и конституционально. Женская форма получила такое название потому, что, хотя она проявляется как у женщин, так и у мужчин, сопровождается фантазиями, помещающими человека в типично женскую ситуацию кастрированного, становящегося объектом вторжения и дающего жизнь ребенку субъекта. Фрейд отмечал и инфантильный компонент - такие мазохисты хотят, чтобы к ним относились как к беспомощным капризным детям, и в своих фантазиях оказываются обманутыми, связанными, избитыми, испачканными, униженными,понуждаемыми к покорности. Присоединение к этой форме чувства вины переводит ее в третью форму мазохизма. Моральный мазохизм включает основанную на чувстве вины бессознательную потребность в наказании, способствующую формированию невротической симптоматики либо бессознательно собственноручно спровоцированному страданию от несчастных случаев, финансовых потерь, плохих отношений, неудач или позора. При этой форме теряется видимая связь с сексуальным объектом, однако Фрейд утверждал, что место садистского объекта здесь занимает Сверх-Я, и быть наказанным - эквивалент быть избитым отцом, а значит, отражает желание пассивных женских сексуальных отношений с ним. Выраженный моральный мазохизм приводит к серьезному сопротивлению лечению, поскольку нежелание пациента отказываться от невротического страдания может привести к негативной терапевтической реакции.
Моральный мазохизм - первичное свойство Мазохистского характера или поведенческого мазохизма, хотя к последнему обычно относят также депрессивные настроения и склонность жаловаться на свое положение жертвы судьбы и недоброжелателей. Патогенез этих форм основан на бессознательной регрессивной сексуализации чувство вины, и - у мужчин - на бессознательных пассивно-гомосексуальных желаниях, исходящих из эдипова конфликта, и нарушенных ранних объектных отношениях. Как у мужчин, так и у женщин мазохизм представляет собой компромиссное образование, обеспечивающее устранение детских страхов кастрации, отвержения и заброшенности.
В ранних работах Фрейд высказывал предположение, что мазохизм является феноменом, производным от предшествующего садизма. В роботе 'Экономическая проблема мазохизма' (1924) он высказался в пользу существования первичного эротогенного мазохизма, остатка смешанного существования влечений к жизни и смерти после частичной проекции на объекты внешнего мира (собственно садизм). В некоторых случаях спроецированный садизм интроецируется и, обращаясь внутрь, порождает вторичный мазохизм. В одном и том же индивиде связь садистских и Мазохистских черт неизменна.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Понятие мазохизма связано с именем австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха (1836–1895), опубликовавшего скандально известный роман «Венера в мехах» (1869). Автор этого романа имел специфические эротические наклонности, связанные с потребностью в наказании, унижении, травле, физическом ощущении боли и душевных страданиях.
Впервые понятие мазохизма было употреблено психиатром Р. Крафт-Эбингом. Он использовал его для характеристики перверсии, клинического поведения, связанного со сладострастным переживанием боли.
В классическом психоанализе проблеме мазохизма уделялось большое внимание. Для З. Фрейда мазохизм представлял собой как реальное стремление человека к получению сексуального удовлетворения путем бития и унижения, так и сферу фантазий, в которых ребенок переживает воображаемые сцены насилия над собой. Рассмотрение мазохизма осуществлялось в двух плоскостях: в плане трактовки его как одной из форм сексуального извращения человека; с точки зрения понимания мазохизма как типичного проявления детской сексуальности, включающего в себя элементы нормального психосексуального развития ребенка.
З. Фрейд считал, что у мужчин мазохизм совпадает с их установкой на женственность (ощущением себя безвольным, слабым существом), а у женщин – с их пассивным поведением (подчинением силе мужчины, покорностью, уступчивостью). В обоих случаях мазохизм возникает на основе инцестуозной, то есть кровосмесительной, привязанности к родителям. У девочек бессознательные мазохистские фантазии соотносятся с нормальной эдиповской установкой, когда девочка испытывает эротически окрашенные эмоциональные чувства к своему отцу. У мальчиков они связаны с извращенной установкой, когда привязанность к отцу включает в себя скрытые гомосексуальные наклонности.
По мнению З. Фрейда, мазохистские наклонности уходят своими корнями в бессознательную деятельность человека. Чаще всего они проявляются в трех формах: как условие сексуального возбуждения; как выражение женской сущности; как некая норма поведения. В соответствии с этим З. Фрейд различал три типа мазохизма – эрогенный, женский и моральный.
Эрогенный мазохизм связан с получением сексуального удовлетворения от боли определенных участков тела. Он лежит в основе двух других форм мазохизма.
Женский мазохизм характеризуется стремлением человека быть беспомощным, зависимым от другого. Он включает в себя женскую установку, в соответствии с которой человек ощущает себя неполноценным, кастрированным существом.
Моральный мазохизм основывается на бессознательном чувстве вины или потребности в наказании. Он примечателен тем, что страдания не обязательно должны исходить от любимого человека. Они могут быть вызваны безличными силами или обстоятельствами жизни. Смысл морального мазохизма состоит в том, что благодаря ему мораль вновь сексуализируется и открывается путь от морали к эдипову комплексу.
В понимании З. Фрейда моральный мазохизм тесно связан с влечением человека к смерти. То есть, подавляя направленные вовне агрессивные влечения, человек как бы вбирает их вовнутрь себя. Происходит саморазрушение человека, способствующее возникновению и усилению морального мазохизма.
Моральный мазохизм может служить источником влечения к смерти. Будучи разрушительным по своей природе, он тем не менее ориентирован на получение сексуального удовлетворения. В конечном счете в рамках классического психоанализа мазохизм играет не последнюю роль в процессах столкновения влечений к жизни и смерти.
На ранних этапах развития психоанализа З. Фрейд полагал, что, являясь существенным элементом сексуальности, мазохизм представляет собой вторичное образование, возникшее на основе садизма. Такое понимание мазохизма нашло отражение в его работах «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Влечения и их судьба» (1915).
Позднее, в работе «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) З. Фрейд рассмотрел природу детских фантазий бития и выделил в них несколько фаз: предварительную, бессознательно-мазохистски окрашенную у мальчиков; первую, которую нельзя причислить к чисто сексуальной и садистской у девочек; вторую – мазохистскую, имеющую гедонистический характер у девочек и соответствующую предварительной стадии у мальчиков; третью – садистскую с явно выраженными чертами сексуального возбуждения. Из такого понимания детских фантазий о битии вытекало два следствия.
Во-первых, мазохизм оказался результатом проявления эдипова комплекса. В фантазиях избиения ребенка З. Фрейд усмотрел отражение психического представления об инцестуозной привязанности к отцу, столкновение вины и эротики, стремление к наказанию за запретное желание и компромисс, выраженный в регрессивном замещении этого желания. Последний источник служит питательной почвой для либидозного возбуждения, находящего разрядку в актах онанизма. Только в этом, по мнению основателя психоанализа, «заключается сущность мазохизма».
Во-вторых, раннее представление З. Фрейда о мазохизме, не являющемся выражением первичного влечения, но возникающем в силу обращения садизма против самого человека, претерпело изменение. На основе анализа фантазий детей об избиении основатель психоанализа пришел к заключению, что у девочек «изначально мазохистская (пассивная) интуиция обратилась благодаря вытеснению в садистскую», а у мальчиков «она осталась мазохистской». Словом, он признал существование изначального, эрогенного мазохизма.
В конечном счете З. Фрейд высказал предположение, согласно которому действующее в организме влечение к смерти (своего рода «первосадизм»), тождественно мазохизму. После того как его главная часть оказалась перенесенной вовне, на объекты, в качестве остатка сохранился собственно эрогенный, первичный мазохизм. При определенных обстоятельствах разрушительное влечение (садизм) может быть обращено вовнуть и регрессировано на свою более раннюю ступень, результатом чего является, по мнению З. Фрейда, «возникновение вторичного мазохизма, добавляющегося к первоначальному».
Сформулированные З. Фрейдом идеи о мазохизме нашли свое дальнейшее развитие и переосмысление в работах некоторых психоаналитиков. С. Нахт предложил выделить «органический мазохизм», характерный для доэдиповских стадий психосексуального развития ребенка. В своей работе «Мазохизм» (1938) он рассмотрел это явление с точки зрения аффективного состояния, возникающего в результате неудачной попытки защиты от агрессии извне. Р. Левенштейн усмотрел в мазохизме одно из средств убежища человека в том случае, когда ему не удается разрешить внутрипсихический конфликт иными путями. В статье «Источник мазохизма и теория инстинктов» (1938) он высказал мысль, что мазохизм является своеобразным приспособлением психического аппарата в борьбе влечений против либидозной фрустрации и угрозы для жизни. Согласно К. Хорни, проблема женского мазохизма во многом обусловлена социокультурными факторами, и мазохизм изначально является не сексуальным феноменом, а следствием «определенных конфликтов в межличностных отношениях». В книге «Новые пути в психоанализе» (1939), включающей в себя главу «Мазохистские феномены», она подчеркнула, что обнаруживаемые в неврозах мазохистские проявления представляют собой «патологическую модификацию дионийских тенденций», мазохистская перверсия не объясняет мазохистский характер, однако характер объясняет перверсию, а задача терапии заключается «в распутывании базальных мазохистских тенденций характера, исследовании их во всех их разветвлениях и выявлении их конфликтов с противоположными наклонностями».
В современном психоанализе объектом дискуссий остаются вопросы, касающиеся первичности или вторичности мазохизма, доэдипаль-ных (связанных с матерью) истоков его возникновения, типологизации мазохистских склонностей и проявлений мазохистского характера, соотношений между деструктивностью, нарциссизмом, идентичностью и мазохизмом. Проблематика мазохизма нашла свое отражение в работах Ш. Панкен «Радость страдания: психоаналитическая теория и терапия мазохизма» (1973), Э. Менакер «Мазохизм и эмержентное Эго» (1979), П. Каплан «Миф о женском мазохизме» (1985), «Мазохизм: современные психоаналитические перспективы» (1988, под ред. Р. Глика и Д. Мейерс), Р. Баумейстера «Мазохизм и самость» (1989) и других.
Некоторые психоаналитики придают мазохизму не узкий, ограниченный эротичностью, а более широкий смысл. Так, А. Кац в статье «Парадоксы мазохизма» (1900) исходила из того, что под мазохизмом можно понимать любой выраженный в словах, поступках или фантазиях поведенческий акт, который «реализуется через саморазрушение, унижение или неразумное самопожертвование личности и отрицательно сказывается на физическом или психическом состоянии человека». Придерживаясь широкого понимания мазохизма, американский исследователь Д. Ранкур-Лаферрьер в работе «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания» (1995) пришел к выводу, что «традиционное смирение и саморазрушение, конституирующие менталитет русских, является формой мазохизма».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001