/англ. Mother/, 1) (мама; мамаша; маменька; мамка; матка; матушка) лицо жен. пола по отношению к рожденным ею детям. Ср. Отец;
«Как родная мать меня
Провожала…» Д. Бедный. Проводы.
2) /разг./ уважительное обращение к пожилой женщине;
3) М.-одиночка – женщина, воспитывающая детей в отсутствие мужа (1).
«К тому же в двадцать пять лет стала матерью-одиночкой.» С. Довлатов. Чемодан.
МАТЬ
МАТЬ
Источник: Словарь доктора либидо
Мат
нецензурная брань. Грубое нарушение культуры общения. Указывает на невысокое социальное положение субъекта такой речи; также на то, что он воспитывался в некультурной среде или испытал сильное ее влияние. «Умение» вставлять в свою речь нецензурные выражения подчас принимают за один из признаков настоящего мужчины. Такое речевое поведение оскорбляет порядочных людей, с которыми общается матерщинник, принижает их человеческое достоинство.
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Мать
общеславянск., повидимому, от детского «ма») – 1. женщина по отношению к рожденным ею детям; 2. о том, что является дорогим, близким, родным, представляя собой какую-либо духовную ценность; 3. в психоанализе – человек, который дает жизнь ребенку и растит его, главный человек в жизни ребенка. Первые несколько месяцев жизни ребенка мать является удовлетворяющим объектом (он «любит» ее за способность давать удовлетворение), позднее она становится полным объектом (ее личность и ее нужды так или иначе им признаются). Вследствие расщепления образа матери она может представляться ребенку как хорошая мать, плохая мать, идеальная мать и преследующая мать. Говорят также о фаллической матери, а матери, оказывающие на детей патогенное воздействие, обозначаются такими терминами, как 1. отвергающая мать, 2. сверхопекающая мать и 3. шизофреногенная мать. Нормально преданной матерью Винникот (1958) называет мать, которая обеспечивает своего ребенка адекватным для его развития уходом и которая способна на первичную материнскую заботу.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МАТ
(ненормативная лексика; обсценная лексика; сквернословие), ругательства с использованием названий органов половых; циничное оскорбление достоинства матери.
М. считается недопустимым для публичного применения. Исключен из состава всех академических словарей, в т.ч. «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля, «Толкового словаря» С. Ожегова, Д. Ушакова и др. Вместе с тем, составляет неотъемлемую часть русской культуры, является незаменимым средством неформального межличностного общения. Примеры употребления М. встречаются в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, В. Маяковского и др. В современной литературе и искусстве: романы В. Сорокина, В. Пелевина, М. Веллера, творчество группы «Ленинград» и др. М. – объект серьезного научного исследования (А. Плуцер-Сарно, Ф. Ильясов и др.). См. также Инвектива; Семь грязных слов.
«Да пошла ты к… – И Спирька загнул такой мат, какого постеснялся бы пьяный мужик.» В. Шукшин. Сураз.
Материть (-ся) (матюгать; матюкать) /англ. to cuss out/ – использовать в речи М.
«Я отлично умею материться, потому что строители это любят и других слов понимать не желают.» Е. Гришковец. Рубашка.
«После Бородина старик Кутузов сочно матюгнулся, солдаты заржали, пришли в восторг, и мы все поняли…» В. Некрасов. Саперлипопет.
«Сотенный матюкается: За хвост ее курву, да под ветер спиной!» М. Шолохов. Шибалково семя.
Матершинник (жен. -ца) – лицо, использующее в своей речи М.
«…либо дурак, либо вор, каждый жулик, все матершинники.» Б. Пильняк. Машины и волки.
Матерный (-ая; -ое) /англ. Abusive; Cheap; Foul; Worthless/ – ругательный, с использованием М.
«Дневальный откликнулся витиеватым матерным перебором.» С. Довлатов. Зона.
М. /англ./: Filthy language; Foul language.
М. /разг./: по матушке; матюги; матерщина.
М. /устарев./: лая матерная.
М. считается недопустимым для публичного применения. Исключен из состава всех академических словарей, в т.ч. «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля, «Толкового словаря» С. Ожегова, Д. Ушакова и др. Вместе с тем, составляет неотъемлемую часть русской культуры, является незаменимым средством неформального межличностного общения. Примеры употребления М. встречаются в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, В. Маяковского и др. В современной литературе и искусстве: романы В. Сорокина, В. Пелевина, М. Веллера, творчество группы «Ленинград» и др. М. – объект серьезного научного исследования (А. Плуцер-Сарно, Ф. Ильясов и др.). См. также Инвектива; Семь грязных слов.
«Да пошла ты к… – И Спирька загнул такой мат, какого постеснялся бы пьяный мужик.» В. Шукшин. Сураз.
Материть (-ся) (матюгать; матюкать) /англ. to cuss out/ – использовать в речи М.
«Я отлично умею материться, потому что строители это любят и других слов понимать не желают.» Е. Гришковец. Рубашка.
«После Бородина старик Кутузов сочно матюгнулся, солдаты заржали, пришли в восторг, и мы все поняли…» В. Некрасов. Саперлипопет.
«Сотенный матюкается: За хвост ее курву, да под ветер спиной!» М. Шолохов. Шибалково семя.
Матершинник (жен. -ца) – лицо, использующее в своей речи М.
«…либо дурак, либо вор, каждый жулик, все матершинники.» Б. Пильняк. Машины и волки.
Матерный (-ая; -ое) /англ. Abusive; Cheap; Foul; Worthless/ – ругательный, с использованием М.
«Дневальный откликнулся витиеватым матерным перебором.» С. Довлатов. Зона.
М. /англ./: Filthy language; Foul language.
М. /разг./: по матушке; матюги; матерщина.
М. /устарев./: лая матерная.
Источник: Словарь доктора либидо
МАТЬ
mother) Поскольку психоаналитическая теория формулируется в терминах того, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и детей, она полагает, что человек, который растит ребенка, и человек, который дал ему жизнь - одно и то же лицо. Поэтому то, что говорится о материнской заботе, формулируется с позиции "отношения к матери"; при этом ситуация реальной жизни осложняется тем, что могут существовать бабушки, тетушки, няньки, старшие сестры и домашняя прислуга, скем ребенок имеет дело и которые вносят свой вклад; их называют "материнскими фигурами". Даже отцы иногда могут быть "материнскими фигурами".
Согласно большинству высказываний, мать - главный человек в жизни ребенка на протяжении ДОЭДИПОВЫХ фаз РАЗВИТИЯ; Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), впрочем, относит возникновение ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА к первому году жизни, т.е. к той фазе, которая в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ считается ОРАЛЬНОЙ ФАЗОЙ. Согласно большинству высказываний, на протяжении первых нескольких месяцев жизни ребенка мать является УДОВЛЕТВОРЯЮЩИМ ПОТРЕБНОСТИ или ЧАСТИЧНЫМ ОБЪЕКТОМ, т.е. ребенок "любит" ее лишь за ее способность давать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, и лишь позднее она становится ПОЛНЫМ ОБЪЕКТОМ, чья личность и нужды так или иначе признаются ребенком. Выражения "хорошая мать" (см. также ХОРОШИЙ), "плохая мать" (см. также ПЛОХОЙ), "идеальная мать" и "преследующая мать" - все относятся к существующим в психике ребенка представлениям о матери, сформированным путем РАСЩЕПЛЕНИЯ образа матери. фаллическая мать (см. ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА) - это тоже, строго говоря, представление в психике ребенка, хотя данный термин иногда употребляется и применительно к женщинам, чья личность способствует такому представлению. "отвергающая мать", "сверхопекающая" и шизофреногенная матери - реальные матери, называемые так психиатрами и аналитиками за их патогенное влияние на своих отпрысков (см. СВЕРХ- и ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ). "нормально преданная мать" - термин Винникотта (1958), характеризующий мать, которая обеспечивает своего ребенка адекватным для его развития уходом и которая способна на первичную материнскую заботу. о последствиях материнской депривации и сепарации см. ДЕПРИВАЦИЯ; СЕПАРАЦИЯ; МАТЬ - РЕБЕНОК.
Согласно большинству высказываний, мать - главный человек в жизни ребенка на протяжении ДОЭДИПОВЫХ фаз РАЗВИТИЯ; Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), впрочем, относит возникновение ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА к первому году жизни, т.е. к той фазе, которая в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ считается ОРАЛЬНОЙ ФАЗОЙ. Согласно большинству высказываний, на протяжении первых нескольких месяцев жизни ребенка мать является УДОВЛЕТВОРЯЮЩИМ ПОТРЕБНОСТИ или ЧАСТИЧНЫМ ОБЪЕКТОМ, т.е. ребенок "любит" ее лишь за ее способность давать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, и лишь позднее она становится ПОЛНЫМ ОБЪЕКТОМ, чья личность и нужды так или иначе признаются ребенком. Выражения "хорошая мать" (см. также ХОРОШИЙ), "плохая мать" (см. также ПЛОХОЙ), "идеальная мать" и "преследующая мать" - все относятся к существующим в психике ребенка представлениям о матери, сформированным путем РАСЩЕПЛЕНИЯ образа матери. фаллическая мать (см. ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА) - это тоже, строго говоря, представление в психике ребенка, хотя данный термин иногда употребляется и применительно к женщинам, чья личность способствует такому представлению. "отвергающая мать", "сверхопекающая" и шизофреногенная матери - реальные матери, называемые так психиатрами и аналитиками за их патогенное влияние на своих отпрысков (см. СВЕРХ- и ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ). "нормально преданная мать" - термин Винникотта (1958), характеризующий мать, которая обеспечивает своего ребенка адекватным для его развития уходом и которая способна на первичную материнскую заботу. о последствиях материнской депривации и сепарации см. ДЕПРИВАЦИЯ; СЕПАРАЦИЯ; МАТЬ - РЕБЕНОК.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
МАТЬ
главная фигура в жизни ребенка, отношения с которой предопределяют нормальное или патологическое развитие человека. В психоанализе уделяется большое значение материнской фигуре (реальная, воображаемая мать или ее заместители), поскольку считается, что детско-родительские отношения в значительной степени обусловливают характер, образ мышления и действия взрослого человека.
Оценивая влияние матери на психосексуальное развитие ребенка, З. Фрейд исходил из того, что сама мать питает к ребенку такие чувства, которые относятся к области ее сексуальной жизни: в процессе ухода за ребенком она ласкает и целует его, то есть обращается с ним как со своего рода сексуальным объектом. Как правило, мать не осознает того, что своими нежностями она будит сексуальное влечение ребенка и оказывает соответствующее воздействие на будущую интенсивность этого влечения. Обычно мать считает свои действия асексуальными, связанными с проявлением «чистой» материнской любви и, если бы ей сказали, что своими нежностями она будит инфантильное сексуальное влечение, то она вряд ли поверила бы сказанному и скорее всего выразила бы негодование против подобного обвинения. Однако, как замечал З. Фрейд, проявляемая матерью нежность по отношению к ребенку так или иначе непременно скажется на его сексуальности. «Если бы мать лучше понимала, какое большое значение имеют влечения для всей душевной жизни, для всех этических и психических проявлений, то она и после того, как узнала все это, все же чувствовала бы себя свободной от упреков. Она выполняет только свой долг, когда учит ребенка любить; пусть он станет дельным человеком с энергичной сексуальной потребностью и пусть совершит в своей жизни все то, на что толкает это влечение человека».
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд обратил внимание на то, что излишняя материнская нежность может стать вредной для ребенка, поскольку ускоряет его половую зрелость и делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшем отказаться от материнской любви или удовлетвориться меньшим ее количеством. Одним из признаков невротизации является то, что ребенок оказывается ненасытным в своем требовании родительской нежности. Кроме того, склонная к чрезмерной нежности невротическая мать своими ласками сама пробуждает предрасположенность ребенка к невротическому заболеванию. В зрелом возрасте образ матери может оказаться решающим при выборе сексуального объекта. Причем всякое нарушение в инфантильных отношениях с матерью может иметь самые тяжелые последствия для сексуальной жизни взрослого человека.
З. Фрейд считал, что в нормальной любовной жизни сохраняется немного черт, в которых проявляется влияние материнского образа на выбор сексуального объекта, вроде предпочтения, отдаваемого молодыми людьми более зрелым женщинам. Другое дело невротический тип личности, у которого сохраняется влечение к матери и после наступления половой зрелости, причем сохраняется так долго, что у выбранного им объекта любви оказываются ярко выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери.
В ранних работах З. Фрейда основное внимание акцентировалось на последствиях привязанности мальчика к матери, когда мать представляет собой «первый объект любви», и к этому выбору позднее присоединяется все то, что под названием эдипова комплекса приобрело важное значение в психоаналитическом объяснении неврозов. В поздних его работах в поле зрения основателя психоанализа оказалась и женская психология: З. Фрейд признал, что привязанность девочки к матери на раннем этапе развития может быть весьма содержательной и длительной, может давать много поводов для соответствующих фиксаций и предрасположений. Как замечал он в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), нельзя понять женщину, не отдавая должное «фазе доэдиповой привязанности к матери», так как в доэдиповой предыстории девочек содержатся «фантазии совращения», в которых совратительницей бывает мать, и можно обнаружить «относящийся к матери страх быть убитой или отравленной, который впоследствии может образовать ядро заболевания паранойей».
В написанной в последние годы жизни, но опубликованной после смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркнул, что мать является уникальным, не имеющим аналогов, неизменно остающимся на протяжении всей жизни первым и самым сильным объектом любви и прототипом всех последующих любовных отношений для обоих полов. «Во всем этом филогенетическая основа стоит настолько выше личного случайного опыта, что не имеет никакого значения, действительно ли ребенок сосал грудь, или был вскормлен из бутылочки и никогда не наслаждался нежностью материнской ласки».
Рассматривая проблему взаимоотношений между матерью и ребенком, основатель психоанализа использовал также понятие «фаллической матери», то есть такой матери, которая воспринимаемая ребенком на предэдипальной стадии его развития в качестве существа, обладающего мужским половым органом.
Представления З. Фрейда о матери как важной фигуре, оказывающей заметное воздействие на психосексуальное развитие человека, получили свое дальнейшее отражение в работах ряда психоаналитиков, включая М. Кляйн, Г.С. Салливана, Э. Фромма и других.
Так, М. Кляйн (1882–1960) обратила внимание на то, что в первые три-четыре месяца жизни ребенка его чувства сконцентрированы на матери, которая кормит его, и уже в раннем возрасте у ребенка формируются различные реакции на улыбку матери, ее руки, голос, грудь. Вызванные отношением к матери, периодически повторяющиеся у ребенка переживания удовлетворения и фрустрации «являются мощным стимулом для либидных и деструктивных импульсов, для любви и ненависти». Позднее, когда ребенок становится способным воспринимать и интроецировать мать как личность, у него происходит идентификация с ней. Причем отношения с матерью часто порождают у ребенка депрессивную тревогу, влияющую на ход его психосексуального развития.
Американский психоаналитик Г.С. Салливан (1892–1949) выдвинул положение, в соответствии с которым «напряжение тревоги, переживаемой материнской фигурой, вызывает тревогу у младенца». При звуках детского плача возрастает тревога матери, что, в свою очередь, усиливает тревогу младенца. «Отчасти это происходит по причине непосредственного влияния материнской тревоги на тревогу, испытываемую младенцем, а отчасти потому, что тревога матери мешает ей проявлять заботу». Причем мать может испытывать тревогу не только от плача ребенка. Ее тревога может быть связана с чем угодно, например с получением телеграммы, содержащей неприятное для нее известие и приводящее ее в тревожное состояние, которое, в свою очередь, вызывает тревогу у младенца и станет предвестником усиливающегося страдания ребенка.
Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) открытие психоанализом тесной связи ребенка с матерью является одним из наиболее значительных в науке о человеке. Критикуя взгляды З. Фрейда на инцестуозную связь, как обусловленную энергией либидо, он в то же время исходил из того, что «предэдипальная связь мальчика или девочки с матерью является одним из центральных феноменов в процессе развития и одной из основных причин неврозов и психозов». В понимании Э. Фромма, ребенок обладает «догенитальными инцестуозны-ми устремлениями», составляющими фундаментальную страсть взрослых людей, в которой содержится тоска человека по незащищенности, по избавлению от риска, ответственности, свободы и познания самого себя. Генетически мать представляет собой первую персонификацию силы, которая защищает ребенка и гарантирует ему безопасность. В зрелом возрасте мать как личность замещается или дополняется семьей, религией, политической партией, страной, нацией, олицетворяющими психологический симбиоз с матерью. Вместе с тем в индивидуальной связи с матерью часто кроется не только тоска по любви, безопасности, защищенности, но и страх перед ней, когда мать может быть в реальности или в воображении каннибалической, похожей на вампира. Если ребенок воспитывается реально каннибалической матерью и не порывает связь с ней, то он неизбежно страдает от страхов быть уничтоженной ею. Проводя различие между возможными типами связи ребенка с матерью, Э. Фромм выделил «доброкачественную связь» и патологическую форму инцестуозной связи, которую назвал «инцестуальным симбиозом». В целом, он считал, что связь с матерью (как тоска по ее любви, так и страх перед деструктивностью) является «более сильной и элементарной», чем рассмотренная З. Фрейдом восходящая к сексуальному желанию «эдипальная связь». Подобное понимание нашло отражение в его работе «Душа человека» (1964).
Заметное влияние на становление современных психоаналитических представлений о роли матери в жизни ребенка оказали эмпирические исследования Р. Шпитца и Дж. Боулби. В отражающих результаты этих исследованиях публикациях Р. Шпитца «Анаклитическая депрессия» (1946), «Первый год жизни» (1965) и Дж. Боули «Материнская забота и психическое здоровье» (1951) было продемонстрировано, что «отлучение ребенка от матери» сопровождается такими последствиями, которые свидетельствуют о возникновении у детей различных депрессивных состояний, сказывающихся в дальнейшем на развитии симптомов депрессии у взрослых.
Оценивая влияние матери на психосексуальное развитие ребенка, З. Фрейд исходил из того, что сама мать питает к ребенку такие чувства, которые относятся к области ее сексуальной жизни: в процессе ухода за ребенком она ласкает и целует его, то есть обращается с ним как со своего рода сексуальным объектом. Как правило, мать не осознает того, что своими нежностями она будит сексуальное влечение ребенка и оказывает соответствующее воздействие на будущую интенсивность этого влечения. Обычно мать считает свои действия асексуальными, связанными с проявлением «чистой» материнской любви и, если бы ей сказали, что своими нежностями она будит инфантильное сексуальное влечение, то она вряд ли поверила бы сказанному и скорее всего выразила бы негодование против подобного обвинения. Однако, как замечал З. Фрейд, проявляемая матерью нежность по отношению к ребенку так или иначе непременно скажется на его сексуальности. «Если бы мать лучше понимала, какое большое значение имеют влечения для всей душевной жизни, для всех этических и психических проявлений, то она и после того, как узнала все это, все же чувствовала бы себя свободной от упреков. Она выполняет только свой долг, когда учит ребенка любить; пусть он станет дельным человеком с энергичной сексуальной потребностью и пусть совершит в своей жизни все то, на что толкает это влечение человека».
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд обратил внимание на то, что излишняя материнская нежность может стать вредной для ребенка, поскольку ускоряет его половую зрелость и делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшем отказаться от материнской любви или удовлетвориться меньшим ее количеством. Одним из признаков невротизации является то, что ребенок оказывается ненасытным в своем требовании родительской нежности. Кроме того, склонная к чрезмерной нежности невротическая мать своими ласками сама пробуждает предрасположенность ребенка к невротическому заболеванию. В зрелом возрасте образ матери может оказаться решающим при выборе сексуального объекта. Причем всякое нарушение в инфантильных отношениях с матерью может иметь самые тяжелые последствия для сексуальной жизни взрослого человека.
З. Фрейд считал, что в нормальной любовной жизни сохраняется немного черт, в которых проявляется влияние материнского образа на выбор сексуального объекта, вроде предпочтения, отдаваемого молодыми людьми более зрелым женщинам. Другое дело невротический тип личности, у которого сохраняется влечение к матери и после наступления половой зрелости, причем сохраняется так долго, что у выбранного им объекта любви оказываются ярко выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери.
В ранних работах З. Фрейда основное внимание акцентировалось на последствиях привязанности мальчика к матери, когда мать представляет собой «первый объект любви», и к этому выбору позднее присоединяется все то, что под названием эдипова комплекса приобрело важное значение в психоаналитическом объяснении неврозов. В поздних его работах в поле зрения основателя психоанализа оказалась и женская психология: З. Фрейд признал, что привязанность девочки к матери на раннем этапе развития может быть весьма содержательной и длительной, может давать много поводов для соответствующих фиксаций и предрасположений. Как замечал он в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), нельзя понять женщину, не отдавая должное «фазе доэдиповой привязанности к матери», так как в доэдиповой предыстории девочек содержатся «фантазии совращения», в которых совратительницей бывает мать, и можно обнаружить «относящийся к матери страх быть убитой или отравленной, который впоследствии может образовать ядро заболевания паранойей».
В написанной в последние годы жизни, но опубликованной после смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркнул, что мать является уникальным, не имеющим аналогов, неизменно остающимся на протяжении всей жизни первым и самым сильным объектом любви и прототипом всех последующих любовных отношений для обоих полов. «Во всем этом филогенетическая основа стоит настолько выше личного случайного опыта, что не имеет никакого значения, действительно ли ребенок сосал грудь, или был вскормлен из бутылочки и никогда не наслаждался нежностью материнской ласки».
Рассматривая проблему взаимоотношений между матерью и ребенком, основатель психоанализа использовал также понятие «фаллической матери», то есть такой матери, которая воспринимаемая ребенком на предэдипальной стадии его развития в качестве существа, обладающего мужским половым органом.
Представления З. Фрейда о матери как важной фигуре, оказывающей заметное воздействие на психосексуальное развитие человека, получили свое дальнейшее отражение в работах ряда психоаналитиков, включая М. Кляйн, Г.С. Салливана, Э. Фромма и других.
Так, М. Кляйн (1882–1960) обратила внимание на то, что в первые три-четыре месяца жизни ребенка его чувства сконцентрированы на матери, которая кормит его, и уже в раннем возрасте у ребенка формируются различные реакции на улыбку матери, ее руки, голос, грудь. Вызванные отношением к матери, периодически повторяющиеся у ребенка переживания удовлетворения и фрустрации «являются мощным стимулом для либидных и деструктивных импульсов, для любви и ненависти». Позднее, когда ребенок становится способным воспринимать и интроецировать мать как личность, у него происходит идентификация с ней. Причем отношения с матерью часто порождают у ребенка депрессивную тревогу, влияющую на ход его психосексуального развития.
Американский психоаналитик Г.С. Салливан (1892–1949) выдвинул положение, в соответствии с которым «напряжение тревоги, переживаемой материнской фигурой, вызывает тревогу у младенца». При звуках детского плача возрастает тревога матери, что, в свою очередь, усиливает тревогу младенца. «Отчасти это происходит по причине непосредственного влияния материнской тревоги на тревогу, испытываемую младенцем, а отчасти потому, что тревога матери мешает ей проявлять заботу». Причем мать может испытывать тревогу не только от плача ребенка. Ее тревога может быть связана с чем угодно, например с получением телеграммы, содержащей неприятное для нее известие и приводящее ее в тревожное состояние, которое, в свою очередь, вызывает тревогу у младенца и станет предвестником усиливающегося страдания ребенка.
Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) открытие психоанализом тесной связи ребенка с матерью является одним из наиболее значительных в науке о человеке. Критикуя взгляды З. Фрейда на инцестуозную связь, как обусловленную энергией либидо, он в то же время исходил из того, что «предэдипальная связь мальчика или девочки с матерью является одним из центральных феноменов в процессе развития и одной из основных причин неврозов и психозов». В понимании Э. Фромма, ребенок обладает «догенитальными инцестуозны-ми устремлениями», составляющими фундаментальную страсть взрослых людей, в которой содержится тоска человека по незащищенности, по избавлению от риска, ответственности, свободы и познания самого себя. Генетически мать представляет собой первую персонификацию силы, которая защищает ребенка и гарантирует ему безопасность. В зрелом возрасте мать как личность замещается или дополняется семьей, религией, политической партией, страной, нацией, олицетворяющими психологический симбиоз с матерью. Вместе с тем в индивидуальной связи с матерью часто кроется не только тоска по любви, безопасности, защищенности, но и страх перед ней, когда мать может быть в реальности или в воображении каннибалической, похожей на вампира. Если ребенок воспитывается реально каннибалической матерью и не порывает связь с ней, то он неизбежно страдает от страхов быть уничтоженной ею. Проводя различие между возможными типами связи ребенка с матерью, Э. Фромм выделил «доброкачественную связь» и патологическую форму инцестуозной связи, которую назвал «инцестуальным симбиозом». В целом, он считал, что связь с матерью (как тоска по ее любви, так и страх перед деструктивностью) является «более сильной и элементарной», чем рассмотренная З. Фрейдом восходящая к сексуальному желанию «эдипальная связь». Подобное понимание нашло отражение в его работе «Душа человека» (1964).
Заметное влияние на становление современных психоаналитических представлений о роли матери в жизни ребенка оказали эмпирические исследования Р. Шпитца и Дж. Боулби. В отражающих результаты этих исследованиях публикациях Р. Шпитца «Анаклитическая депрессия» (1946), «Первый год жизни» (1965) и Дж. Боули «Материнская забота и психическое здоровье» (1951) было продемонстрировано, что «отлучение ребенка от матери» сопровождается такими последствиями, которые свидетельствуют о возникновении у детей различных депрессивных состояний, сказывающихся в дальнейшем на развитии симптомов депрессии у взрослых.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001