МАСКИРОВКА
Маскировка
Феномен, заключающийся в возрастании порога чувствительности к одному стимулу вследствие присутствия другого.
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
МАСКИРОВКА
процесс и результат действия, предназначенного сделать кого-либо или что-либо незаметным, невидимым для кого-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
МАСКИРОВКА
1. Изменение облика при помощи маски или др. средств. 2. Поведение человека, скрывающего от окружающих свои действительные взгляды, цели, намерения. М. – способ сокрытия своих сил (ресурсов) или намерений (планов) при ведении борьбы с противником как в игровом варианте, так и в реальном конфликте (напр. в ходе войны).
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
МАСКИРОВКА
совокупность приемов искусственного создания иллюзий восприятия у военнослужащих противника. В целях маскировки применяются покраска техники и вооружения под окружающий фон, окраска местности под военные объекты и технику, нанесение деформирующего рисунка, деформация объектов за счет их дополнения искажающими форму деталями, применение дымов, защитных экранов и др.
МАСКИРОВКА
трудность выделения какого-либо стимула на фоне одновременного воздействия на орган восприятия других стимулов. М. может происходить в любой из сенсорных систем. При симультанной М. оба воспринимаемых стимула возникают в поле восприятия одновременно. При обратной М. фоновый стимул появляется несколько позднее того стимула, который воспринимается и выделяется на его фоне. При опережающей М. порядок предъявления стимулов меняется на обратный. См. восприятие, маскировка латеральная, маскировка отсроченная, метаконтраст, сенсорный, стимул.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МАСКИРОВКА
англ. masking).
1. В контексте исследований восприятия М. - общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации ).
В зависимости от времени предъявления мас-кера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула).
2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)
1. В контексте исследований восприятия М. - общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации ).
В зависимости от времени предъявления мас-кера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула).
2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
МАСКИРОВКА
Общий термин, употребляемый в исследованиях восприятия для обозначения любого процесса, посредством которого различимый или распознаваемый стимул (называемый целью) становится трудно или совсем неразличными или нераспознаваемым из-за представления второго стимула (маскировщика) во временной или пространственной близости к первому. Маскировка может наблюдаться в любой сенсорной системе; например, в слуховой, когда надпороговый тон маскируется введением второго тона; в зрительной, когда распознаваемая форма становится неузнаваемой после введения накладывающейся фигуры; в обонятельной, когда один запах перекрывается другим, и тд. Маскировка может также вызываться некоторыми способам размещения во времени цели и маскировщика. При одновременной маскировке оба предъставляются вместе; при обратной маскировке маскировщик представляется через некоторый (обычно очень короткий) промежуток времени цели; при прямой маскировке порядок представления обратный.
См. метаконтраст, который относится к зрительной маскировке, когда цель и маскировщик разделены в простанстве.
См. метаконтраст, который относится к зрительной маскировке, когда цель и маскировщик разделены в простанстве.