ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Локус контроля
склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действии внешним силам или своим личностным особенностям.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

— склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Локус контроля
Locus of control) . Степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую "изнутри" посредством собственных усилий и действий или контролируемую "извне" случаем или внешними силами.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
LOCUS OF CONTROL) . Термин, используемый Роттером, относящийся к тому, верят ли люди, что подкрепления, зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. )

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Локус контроля
Конструкт, который описывает атрибутивный стиль индивидуума, зависящий от того, объясняет ли обычно человек события внешними причинами (внешний локус контроля) или видит их причины в себе самом (внутренний локус контроля)

Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации и характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Локус контроля
обобщенная личностная характеристика склонности к интерпретации жизненных событий как результата действия внешних сил (судьбы, обстоятельств, других людей) — внешний локус контроля либо собственной активности — внутренний локус контроля.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Локус контроля
склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж.Роттером). Интерналы-люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы-люди с внешним локусом контроля.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Локус контроля
Locus of control). Термин, используемый Роттером для описания обобщенных ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (интернальный локус), а в какой - контролируются силами извне (экстернальный локус контроля).

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к. – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. – их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским психологом Ю. Роттером.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей (при внутреннем л. к. эти причины помещаются в самом человеке, в его психологии, а при внешнем л.к. они располагаются вне данного человека, например во внешних объективных обстоятельствах его жизни).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Локус контроля
Locus of control); лат. locus — место, месторасположение — один из терминов социальной психологии, используемый относительно воспринимаемого источника контроля над собственным поведением. Люди в разной степени воспринимают свою жизнь как контролируемую «изнутри», то есть зависящую от собственного поведения, или «извне», то есть зависящую от внешних сил.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Локус контроля
лат. locus «место, положение; принцип») – склонность индивида приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля). Ср. сознание христианина, который приписывает все свои успехи не себе, не своим положительным качествам, а милости Божией.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Локус контроля
лат. locus + фр. controle) - в социальной психологии – термин Дж.Роттера, обозначает субъективное мнение индивида относительно источника управления его поведением. Интерналы (см.) полагают, что, в основном, они сами контролируют собственное поведение, экстерналы (см.), напротив, считают, что их поведение определяется преимущественно внешними обстоятельствами.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Локус контроля
(от лат. locus - место и controle - проверка) - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
устойчивое свойство личности, сформированное в процессе его социализации. Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) локуса контроля.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

локус контроля

(от лат. locus – место, местоположение и франц. controle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний Л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Л.к.). Понятие Л.к. предложено американским психологом Д. Роттером. Л.к. является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе социализации. Экспериментально показано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Локус контроля
Словообразование. Происходит от лат. locus - место и controle - проверка.
Категория. Теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера.
Специфика. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.
Литература. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, № 1, 1995

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Локус контроля
тенденция людей рассматривать источник контроля, определяющий характер своего поведения и отношений с окружающими как внешний или внутренний по отношению к себе. Лица, характеризующиеся внутренним локусом контроля, склонны считать, что результаты их действий и складывающиеся отношения между ними и окружающими людьми определяются прежде всего особенностями их собственного поведения. Лица, характеризующиеся внешним локусом контроля, воспринимают происходящие с ними события и характер отношений с другими людьми как результат воздействия внешних по отношению к ним и не контролируемых ими факторов.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам. Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См. теория атрибуции, шкала интернальности-экстерналь-ности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
(от лат. locus – место и франц. controle – проверка) – это характеристика волевой сферы человека, к–рая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты внешним силам (экстернальный, внешний Л.к.) или собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Л.к.). Понятие Л.к. было введено амер. психологом Д.Роттером. Л.к., характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с к–рыми ему приходится сталкиваться. Л.к. является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Люди, обладающие интернальным Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к экстернальному Л.к. проявляется как неуверенность в своих силах, способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Локус контроля
(от лат. locus — «местоположение») — психологический термин, предложенный Д. Роттером и обозначающий преобладающий у человека тип самоконтроля. При преобладании внешнего типа самоконтроля (экстернальности) люди полагают, что от них мало что зависит, так как все происходящее с ними объясняется внешними неконтролируемыми факторами. Такие люди не уверены в своих способностях, при случае стремятся отложить осуществление своих намерений на неопределенный срок, тревожны, подозрительны, агрессивны. Испытывают большие трудности при принятии решения, если оно имеет для них серьезные последствия.
При преобладании внутреннего типа контроля (интернальности) люди считают, что способны управлять событиями. Они более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, доброжелательны и независимы. Интерналы в большей мере находят в жизни смысл, у них очевиднее выражена готовность к оказанию помощи. В то же время в неудачах винят прежде всего себя, они больше, чем экстерналы, испытывают стыд.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Локус контроля
лат. locus — место, местоположение и франц. contr?le — проверка] — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Л. к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Л. к.). Понятие Л. к. предложено американским психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Л. к. создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я всегда приписывается внутренний Л. к.). А.К. Ерофеев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
предикат-качество склонность-концептуальность индивида приписывать успешность результатов своей деятельности тем или иным экстеро воздействиям-экстеросилам — экстернальный модус Л.к.; в псих. как науке, существует понятие, интернального модуса Л.к., когда субъект приписывает-дефиницирует успешность своих результативных действий уже собственным эгоусилиям-эгоинтенциям; впервые понятие Л.к. предложил амер. псих. Д. Роттер для выявления-интерпретации константных свойств-предикатов субъекта, кот. формируются в эволюционных процессах его самосоциализации; для выявления феноменов Л.к. был и создай спецвопросник, разработаны дифференциальные методики, кот. позволяют устанавливать детерминантую связь между Л.к. и другими детерминантно-личностными характеристиками субъекта; по мнению некот. псих., индивиды, обладающие экстернальными модусами Л.к. более уверены в себе, менее лабильны, последовательны в своих ментальных резолюциях решениях, поведенческих актах, более склонны к самоанализу, коммуникабельности, им также присуще чувство индивидуальной свободы, независимости; индивиды же, склонные к экстернальному модусу Л.к., как правило, не уверены в себе, неуравновешенны, чрезмерно превентивны, гипертревожны-подозрительны, агрессивны; исследователи, интерпретирующие-моделирующие феномены обеих локусов контроля критериеизируют-полагают, что интернальные модусы Л.к. явл. социально-ценностными, в противовес экстернальным.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
внутренняя установка человека на понимание и объяснение своего поведения или поведения других людей. Если причины наблюдаемого им поведения человек видит в психологии людей, то говорят, что в его сознании и психике преобладает внутренний Л.к.; если причины поступков людей человек усматривает в не зависящих от этих людей обстоятельствах, то говорят, что ему свойствен внешний Л.к. Л.к. рассматривается как устойчивая личностная особенность человека. По характеру Л.к. людей, как личностей, делят на типы. Интерналами называют лю дей, у которых преобладает внутренний Л.к., а экстерналами-людей, у которых доминирует внешний Л.к. Интерналы обычно берут на себя ответственность за совершенные ими действия и поступки, а эктерналы возлагают ответственность за эти поступки на других людей или на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства. По мнению Ю. Роттера, определенный Л.к., как черта личности, формируется в детстве на основе того, как значимые для ребенка люди: родители, учителя, воспитатели – обращаются с ним. Родители, обладающие внутренним Л.к., чаще стараются помогать своим детям, достаточно последовательны в предъявляемых к ним требованиям, не являются авторитарными в обращении с детьми. Родители с внешним Л.к. обычно ведут себя противоположным образом. В результате у ребенка складывается тот Л.к., который характерен для его родителей. См. атрибутивная теория (атрибуции теория), личность, интернальный, экстернальный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттерем. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности:
1) внешним силам - экстернальный, внешний локус контроля; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность;
2) собственным способностям и усилиям - интервальный, внутренний локус контроля; соответствует поиску причин поведения внутри себя; показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы; также показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью; идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля;
Локус контроля - устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации. Для определения локуса контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между ним и другими личностными характеристиками.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
англ. locus of control) -термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.
Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Л. к.). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) - эта стратегия называется "интернальной" ("интернальный Л. к>, "субъективный Л. к."), в др. случае "ответственность возлагается" на факторы, независящие от личности - внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т. д.; второй способ называется "экстернальным Л. к.".
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины "интерналы" и "экстерналы" с созвучными терминами "интроверты" и "экстраверты".
В отечественной литературе термин "Л. к." часто заменяется на "локус субъективного контроля", а модифицированный опросник Роттера именуется "Опросник уровня субъективного контроля" (сокр. "Опросник УСК"). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
ЛОКУС КАНТРОЛЮ / LOCUS OF CONTROL– понятие, означающее преобладающую общую склонность человека атрибутировать причины происходящего в его жизни внешним обстоятельствам либо результатам собственных действий. Соответственно, различают: 1) внешний Л. к.– представление о том, что события в жизни человека преимущественно обусловлены внешними по отношению к нему обстоятельствами, находящимися за пределами его контроля; 2) внутренний Л. к.– представление о жизненном пути человека как проекции его собственных решений и связанной с этим веры в возможность влиять на происходящее. Понятие Л. к. было впервые предложено Дж. Роттером в 1954 г. Диагностика Л. к. особенно важна, поскольку он, согласно данным исследований, является значимым предиктором достижения успеха в различных сферах. В целом люди, для которых характерен внутренний Л. к., обладают большей верой в свои возможности и предпринимают больше действий для достижения поставленной цели, в том числе демонстрируя большую настойчивость в случае неудачи. Внутренний Л. к. в большей степени поощряется в индивидуалистических культурах, а также в культурах, ориентированных на достижения и контроль над окружающей средой вместо приспособления к внешним условиям. В то же время в ряде случаев отмечаются возможные негативные последствия внутреннего Л. к. Так, Т. Пышчински и Дж. Гринберг обнаружили повышенную склонность к внутреннему Л. к. у больных многополярной депрессией, у которых внутренний Л. к. приводит к самообвинениям– недифференцированному атрибутированию негативных событий и переживаний собственным неправильным действиям, что способствует формированию негативного отношения к себе– одной из составляющих депрессивной триады. Еще одно негативное проявление внутреннего Л. к.– так называемая вера в справедливый мир– представление о глобальной справедливости мироустройства, в котором каждый получает по заслугам. Как следствие, вина за страдание возлагается на саму жертву. Вера в справедливый мир– защитный механизм, избавляющий ее носителя, во-первых, от негативных переживаний, связанных с признанием реальности немотивированных и не полностью подконтрольных резко негативных явлений, во-вторых, от необходимости прилагать когнитивные усилия для выявления вклада различных факторов в условиях множественной причинносит в каждом конкретном случае. Психодиагностику Л. к. проводят с использованием опросника Дж. Роттера. Кроме того, может использоваться проективная методика– тест фрустрационных реакций Розенцвейга, в котором различают экстрапунитивные (соответствующие внешнему Л. к.), интрапунитивные (соответствующие внутреннему Л. к.) и импунитивные (ориентированные не на атрибуцию вины, а на поиск решения) реакции в ситуации фрустрации. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Локус контроля
locus of control) Термин "Л. к." служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И-Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И-Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно. Понятие И - Э было впервые предложено и введено в оборот Дж. Роттером. Он не только определил это понятие, но и сформулировал осн. положения теории соц. научения, в состав к-рой его можно было бы включить. Кроме того, Роттер представил в распоряжение научной общественности значительный объем психометрических данных и рез-тов исслед. конструктной валидности шкалы И-Э, сконструированной для измерения этого концепта. Теоретическая основа понятия И-Э Мн. из тех, кто использует понятие Л. к. в своих исслед., делают это, не обращая внимания на то, как оно вписывается в более широкую схему факторов, к-рые воздействуют на поведение. Такой упрощенческий подход порой приводил к ошибочным прогнозам, разочарованиям по поводу малой доли дисперсии, объясняемой фактором И - Э, или к серьезным помехам на пути обобщения данных ряда исслед. Ведь с самого начала понятие И - Э формулировалось как одна из неск. переменных в более широкой системе теории соц. научения, к-рые, взаимодействуя между собой, и вызывают то или иное поведение в каждой конкретной ситуации. К этим переменным относятся: а) ожидания; б) сравнительная ценность подкреплений; в) психол. ситуация. И-Э рассматривается как обобщенное ожидание в отношении того, как лучше всего категоризовать ситуации, к-рые преподносят чел. проблему, требующую решения. Т. о., Л. к. является обобщенным ожиданием или убеждением относительно оптимального, с т. зр. конкретного чел., способа смотреть на связь между его поведением и последующим появлением награды или наказания. В любой сколько-нибудь определенной ситуации ожидание того, что конкретное поведение приведет к конкретным рез-там, определяется тремя переменными. Во-первых, это специфические ожидания успешности данного поведения, осн. на предыдущем опыте действий в такой же ситуации. Во-вторых, это обобщенные ожидания успеха, осн. на обобщении опыта действий во всех сходных ситуациях. В-третьих, это обобщенные ожидания, связанные с опытом решения многочисленных проблем, среди к-рых проблема И - Э являет собой лишь частный пример. Взаимодействие всех трех переменных определяет ожидания чел. относительно успешности рассматриваемого поведения. А предыдущий опыт встреч с данной ситуацией определяет относительную силу влияния каждой из этих трех переменных. Измерение И-Э Наиболее широко используемым инструментом для измерения Л. к. как обобщенной характеристики личности яв-ся шкала И - Э. Эта шкала состоит из 23 пар утверждений (с вынужденным выбором) наряду с шестью "утверждениями-заполнителями", помогающими скрыть назначение теста от испытуемых. Данные, полученные самим Роттером, почти не содержали свидетельств в пользу того, что его шкала имеет более одного измерения. С того времени, однако, начали накапливаться доказательства в пользу многомерной природы И - Э, и к настоящему моменту их собрано уже изрядное количество. Кроме того, было разраб. множество дополнительных шкал для измерения убеждений в специфических областях И - Э (здравоохранение, политика и т. д.). Большинство этих шкал рассчитаны на взрослых, но со временем появились и детские версии шкал И - Э. Связи между И-Э и личным контролем Ориентация на интернальные убеждения, казалось бы, предполагает, что индивидуум должен занимать более активную и контролирующую позицию в отношении внешней среды. И в самом деле, существует достаточно данных, подтверждающих это предположение. Их накопление в неменьшей степени свидетельствует о валидности шкалы И - Э, поскольку осн. часть исслед. проводилась с использованием именно этого измерительного инструмента. В области здравоохранения и личной гигиены вышеупомянутое предположение подтверждается рядом исслед. В одном из циклов самых ранних исслед. И - Э было показано, что больные туберкулезом интерналы более информированы о своем физ. состоянии и стремятся получить больше подобной информ. от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Кроме того, было замечено, что курильщики-интерналы, по-видимому, более внимательно относятся к предупреждениям о необходимости отказаться от этой дурной привычки по сравнению с курильщиками-экстерналами. Аналогично этому, отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая общая, неспецифическая личностная переменная, как И - Э, обнаруживает подобные связи с вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством факторов характер последнего. Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое воздействие. В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях, когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников. Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей потребности в достижении с переменной И-Э, данные носят довольно противоречивый характер и к тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое, неотъемлемой частью "синдрома достижения". Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. "в действительности" они не верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних экстерналов "конгруэнтны" их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения др. - только "защитные" шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы "неудачника". Происхождение И-Э Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в области систематических исслед. развития И - Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации. Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно приучать к экстернальной позиции. См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание Э. Дж. Фарес

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Локус контроля
от лат. locus — место, местоположение и франц. contr?le — проверка] — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля). Принято считать, что само понятие «локус контроля» введено в социальную психологию и психологию личности американским психологом Д. Роттером. Уже впоследствии был разработан методический инструментарий, позволяющий психологу-экспериментатору, с одной стороны, определять характер локус-контроля, свойственный конкретному испытуемому, а с другой — фиксировать те закономерности и зависимости, которые раскрывают связь этой личностной характеристики с другими. Достаточно однозначно в целом ряде экспериментальных исследований показано, что индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локус-контролю, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляется неоправданные тревога, чувство вины и страха, они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах. Что касается тех личностей, которых характеризует внешний локус контроля, то они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике «сегодня и здесь», а склонны скорее подходить к их решению по схеме «завтра и где-нибудь». Помимо этого они, как правило, не способны на личностное самоопределение в группе, адекватную атрибуцию ответственности в условиях совместной деятельности, демонстрируют отсутствие действенной групповой идентификации. Следует специально отметить, что локус контроля личности нередко предопределяет ее статус в неформальной структуре власти сообщества. Так, в группах высокого уровня социально-психологического развития чаще всего именно внутренний локус контроля оказывается одним из оснований психологически благоприятной позиции индивида, в то время как, например, в корпоративных группировках внешний локус контроля в сочетании с официальной высокой властной позицией, как правило, характеризует именно лидера группировки.
Исследования локуса контроля проводились главным образом с использованием разработанной Дж. Роттером шкалы интернальности — экстернальности. Они позволили не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявили ряд интересных закономерностей. Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, «...что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу»1. Это означает, что вопреки созданному некоторыми писателями образу убежденного фаталиста, которому «море по колено», не расстающегося с рюмкой и трубкой и отличающегося при этом феноменальным здоровьем в действительности внешний локус контроля, помимо всего прочего, существенно повышает риск серьезных заболеваний. Более того, в случае болезни, интернальный локус контроля способствует выздоровлению, в то время, как экстернальный, порождающий в крайних случаях, так называемый синдром приобретенной беспомощности, напротив, препятствует ему. Как отмечает в данной связи Д. Майерс, «в больницах “хорошие пациенты” не звонят в звонок, не задают вопросов, не контролируют то, что происходит. Такая пассивность может быть хороша для “эффективности” госпиталя, но плоха для людей. Ощущение силы и возможности контролировать свою жизнь способствует здоровью и выживанию»2.
Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем индивида. В частности, «исследования ... показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность проявления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения»1.
Кроме того, интернальность и экстернальность отчетливо связаны с проблемой конформизма и нонконформизма. По сообщению Л. Хьелла и Д. Зиглера, «...многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других»2.
При том, что из всего сказанного напрашивается вывод о предпочтительности внутреннего локус контроля над внешним, было бы глубоко ошибочным воспринимать экстернальность как страшное и необратимое «проклятие», а интернальность, напротив, как «благословение доброй феи».
Прежде всего, интернальность и экстернальность не являются личностными чертами — врожденными и неизменными. В своих работах «...Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть “типы”, поскольку каждый имеет характеристики не только в своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную “экстернальность”, а на другом — “интернальность”, убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине»3. Именно эта, своего рода «спутанность» интернальности и экстернальности, свойственная большинству людей, лежит в основе неоднократно экспериментально зафиксированного феномена, известного в социальной психологии как предрасположение в пользу своего Я.
Суть данного феномена заключается в том, что люди склонны видеть причины своих успехов в собственных способностях, личностных качествах, усилиях, т. е. используют внутренний локус контроля и, наоборот, приписывают неудачи действию внешних причин, прибегая к внешнему локусу контроля. При этом подобное наблюдается даже в тех случаях, когда социальная цена ошибки ничтожно мала. В одном из исследований, студентам четвертого курса, изучающим психологию, было предложено самостоятельно в течение недели выполнить творческое задание средней степени сложности. Им было сказано, что задание является факультативным, т. е. не обязательным и его невыполнение никоим образом не повлияет на успеваемость студента. Как и ожидалось, абсолютное большинство студентов проигнорировало задание. При ответе на вопрос о причинах невыполнения задания менее 10% респондентов указали на внутренние детерминанты такие, как «нежелание», «лень», «отсутствие интереса». Все остальные сослались на внешние обстоятельства — от банальной «нехватки времени», до «скверного характера заведующей университетской библиотекой». Выполнившие же задание, все без исключения обосновывали свои действия внутренними причинами: желанием узнать что-то новое, привычкой доводить все до конца, интересом и т. п.
Таким образом, большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность и экстернальность, а граница между ними является подвижной — в одних случаях доминирует интернальный, в других экстернальный локус контроля. Кроме того, некоторые современные исследования дают основания утверждать, что преобладание интернальности или экстернальности обусловлено социальным научением. Так, в ходе изучения взаимосвязи локуса контроля и отношения к собственному здоровью, Р. Ло, «...сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии»1. Это означает наличие потенциальной возможности смещения локуса контроля за счет социального переучивания. Не случайно самоэффективность, повышение которой является основной задачей психотерапии, с точки зрения А. Бандуры, в современной социальной психологии напрямую связана с локусом контроля.
Для практического социального психолога крайне важно учитывать тот факт, что такая индивидуально-психологическая характеристика как локус контроля в условиях реального взаимодействия в рамках контактной группы чаще всего связана с готовностью и способностью конкретных челнов общества к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
315.15 кб

Локус контроля и взаимоотношения в семье

Яковлева Анастасия Николаевна
Рассматривается проблема экстернальности личности в связи с современными тенденциями в развитии якутской сельской семьи.
Читать PDF
279.00 кб

Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов

Огородова Татьяна Вячеславовна, Токарева Валентина Борисовна
Представлены данные эмпирического исследования локуса контроля и мотивации достижения у хоккеистов разного возраста, а также выявлены различия в проявлениях интернальности у данных спортсменов, раскрыты взаимосвязи мотивации дости
Читать PDF
120.42 кб

«Локус субъективного контроля» и библейские максимы

Тюрин Павел Трофимович
Читать PDF
346.49 кб

Изучение локуса контроля при ревматических заболеваниях

Харченко С. А., Бай С. А., Серопегин А. В., Кедрова В. Л., Грехов Р. А.
Актуальность Целью исследования было изучение уровня субъективного контроля у больных ревматическими заболеваниями.
Читать PDF
905.61 кб

Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации

Валиуллина Евгения Викторовна
В статье представлены результаты исследования влияния локуса воспринимаемого контроля на уровень прокрастинации в молодом возрасте.
Читать PDF
5.81 мб

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Лукина Валентина Сергеевна, Бурлакова Александра Романовна
В статье рассматривается взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля. Интерес к проблемам профессионального выгорания обусловлен его широким распространением.
Читать PDF
1.23 мб

Локус контроля учащихся среднего профессионального образования

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.
Описаны и проанализированы результаты исследования локуса контроля учащихся среднего профессионального образования. Выполнено сравнение с результатами исследований других авторов.
Читать PDF
443.88 кб

Взаимосвязь локуса контроля с компонентами личности спортсмена

Кашапов Мергаляс Мергалимович, Огородова Татьяна Вячеславовна, Токарева Валентина Борисовна
В статье затрагивается тема, посвященная психологии спорта. Значительное внимание уделяется определению понятия локуса контроля в спортивной деятельности.
Читать PDF
198.08 кб

Исследование локуса контроля у курсантов военного университета

Калинина Светлана Брониславовна
Статья посвящена описанию результатов исследования особенностей локус-контроля у курсантов Военного университета.
Читать PDF
216.97 кб

Влияние локуса контроля на самоотношение людей среднего возраста

Тарасова Е. О., Борисова Н. М.
Рассматривается взаимосвязь важных личностных характеристик людей среднего возраста: самоотношения и чувства ответственности.
Читать PDF
31.45 мб

Возрастные изменения локуса контроля и копинг-стратегий поведения

Ганин Дмитрий Владимирович
В статье рассматриваются причины изменения субъективного отношения к копинг-стратегиям, возрастные изменения локуса контроля. Обнаружена возрастная взаимосвязь между изменением локуса контроля и копингом.
Читать PDF
1.14 мб

ОСОБЕННОСТИ ЛОКУС КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ С ВНЕШНИМ ТИПОМ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Мишин Ю.В.
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи религиозности и субъективного контроля личности, построенного на основе корреляционного анализа итогов применения методик диагностики локус-контроля и типов религиозности личн
Читать PDF
232.90 кб

Особенности интернального локуса контроля подростков в учебной сфере

Обманова Г. С.
Читать PDF
597.98 кб

Локус контроля у женщин с никотиновой зависимостью во время беременности

Харькова Ольга Александровна, Соловьев А. Г., Сидоров П. И.
Представлены результаты исследования локуса контроля у некурящих и курящих беременных женщин. Систематизированы основные мотивации курения беременных.
Читать PDF
565.31 кб

Исследование мотивации достижения и локуса контроля студентов-спортсменов

Чиванова Любовь Леонидовна

Похожие термины:

  • Концепция локусов контроля

    концепция, предложенная в конце 60 х годов XX века Джулианом Роттером, который полагал, что в целом люди делятся на тех, кто уверен, что преимущественно они сами контролируют собственную жизнь, и на т
  • Акцентуация локуса контроля

    чрезмерная Выраженность стремления человека приписывать Ответственность за особенности и результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальны
  • Типы людей и локус контроля

    Одна из важнейших характеристик личности – степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним событи
  • Интернальный локус контроля

    особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.
  • Экстернальный локус контроля

    особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
  • Трансситуационный локус контроля

    одно из двух измерений, формирующих двумерную типологию субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях, а также один из четырех компонентов субъект-объектных ориентации в жизненных ситуация