Лири интерперсональный диагноз это что такое Лири интерперсональный диагноз: определение — Психология.НЭС
ЛИРИ ДИAГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫX ОТНОШЕНИЙ Лири тест

Лири интерперсональный диагноз

Найдено 1 определение:

Лири интерперсональный диагноз

Leary Interpersonal Diagnosis) — опросник личностный. Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего "Я". Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой, либо в тестовой тетради с фиксацией ответа ("да" либо "нет") на отдельном бланке. Примеры характеристик: Итак, какой Вы человек? 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на других. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. ......................................................... 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. Для проведения обследования обычно требуется не более 10—15 мин. Согласно "ключу" определяются первичные оценки по 16-ти характеристикам, формирующим 8 октантов, так называемых дискограммы, отражающим тот или иной вариант межличностных отношений: 1. Властный — лидирующий; 2. Независимый — доминирующий; 3. Прямолинейный — агрессивный; 4. Недоверчивый — скептический; 5. Покорный — застенчивый; 6. Зависимый — послушный; 7. Сотрудничающий — конвенциальный; 8. Ответственный — великодушный. Количественные показатели (баллы, соответственно числу совпадений с "ключем") откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем 0, 4, 8, 12, 16. На уровнях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга. Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные профильные оценки наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Характеристики, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют "гармоническим личностям". Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14—16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности или не откровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемые не проявили необходимой откровенности. Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие 1—4 октантам характеризуются преобладанием не конформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям (3 и 4); большой независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (1 и 2). Другие четыре октанта (5—8) представляют противоположную картину. У лиц с высокими показателями преобладают конформистские установки, покладистость (7 и 8), неуверенность, склонность к компромиссам (5 и 6). Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны "фактор доминантности" (V) и "фактор доброжелательности" (G) согласно приведенным ниже формулам: V= I-V+0.7(II+III-VI-IV) G= VII-III + 0.7(VIII+VI-IV-II) При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливана (1953). Теоретический подход Г. Салливана к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16-ти более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных моделей стиля межличностного поведения. Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми, с его точки зрения, являются 1, 2 и 5. "Уровень 1" содержит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. "Уровень 2" связан с оценкой собственного поведения, или же оценкой близких людей — отца, матери, супруга и т. д. "Уровень 5" отражает моральный профиль индивида, его идеальное "Я". Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал. Л. и. д. проходил проверку на конструктную валидность путем сопоставления с данными обследования по MMPI. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Л. и. д. с некоторыми показателями "Шестнадцатифакторного личностного опросника" Р. Кеттела. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые Л. и. д. показатели связаны с двумя биполярными факторами: "доминантность — подчиненность" и "дружественность — враждебность". Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность — подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность — враждебность). Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного "Я", принимают значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала "Я" — от 0,16 до 0,66. Л. и. д. получил широкое распространение, переведен на многие языки. В 1990 г. вышло руководство к русскоязычной версии Л. и. д. (Л. Н. Собчик). В ходе подготовки этой версии был накоплен не только значительный опыт применения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция. Феноменология метода была рассмотрена с позиций индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидуальных свойств, опосредующих усваиваемый социальный опыт и единство социальных и биологических факторов в формировании личности, Л. Н. Собчик (1972, 1974) предлагает рассматривать типологию устойчивых личностных свойств как ведущих тенденций, связанных с эмоционально-динамическими паттернами, уходящими корнями в тип высшей нервной деятельности, и индивидуально-личностными свойствами, придающими специфику стилю переживаний, межличностного поведения, мотивации. Методика получила широкое применение в сфере изучения отношений больных к стилю психотерапевтического воздействия врача (Л. И. Вассерман, В. В. Богаров, В. А. Ташлыков, 1985); при исследовании взаимоотношений в производственных и студенческих группах (М. С. Малешкина, 1986).
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Лири интерперсональный диагноз — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Философские аспекты графической диагностики

Севостьянов Д. А.
Представлен философский анализ графических тестов, которые в настоящее время широко распространены. Рисуночные тесты представляют собой важнейший объект философских исследований как модель иерархических взаимоотношений и инверсий в психической структуре. Эта модель позволяет узнать многое об иерархических системах. Автор опирался на факт наличия иерархической структуры в активности человека, согласно выдающемуся российскому физиологу Н. А. Бернштейну.
Скачать PDF

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе

Пакулина Светлана Алексеевна
Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методы диагностики самопознания у неуспевающих школьников

Курочкина Е.В.
Скачать PDF

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described. The results of testing of Russian youthful synchronized swimming team are presented at this article.
Скачать PDF

Некоторые результаты диагностики корпоративной культуры как фактора организационного развития (на пр

Быков Сергей Владимирович, Корокошко Игорь Олегович
В статье рассматривается явление корпоративной культуры как фактор организационного развития. Представлены предварительные результаты исследования типов корпоративной культуры рабочих групп в условиях структурных изменений на современном предприятии
Скачать PDF

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Артемцева Наталья Георгиевна
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики

Бовин Борис Георгиевич, Лебедев Артур Николаевич, Литвинова Татьяна Ильинична, Раков Алексей Михайлович
В опытах с участием 266 испытуемых показано, что экспертные оценки восьмидесяти личностных особенностей испытуемых позволяют с высокой точностью прогнозировать заключение эксперта о профессиональной востребованности испытуемого в качестве работника. В опытах с участием 261 студента ВУЗа показано, что самооценки испытуемыми своих личностных особенностей достаточны для прогноза профессиональной направленности каждого конкретного человека с указанием вероятности реализации такого прогноза. В обоих экспериментальных ситуациях использовался аппарат множественных линейных регрессий. Одна половина испытуемых служила для расчета параметров диагностических уравнений, другая половина служила для проверки точности диагностики вслепую. Доказана высокая информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики
Скачать PDF

Похожие термины: