ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ  ПСИХОТЕРАПИЯ КАРВАСАРСКОГО, ИСУРИНОЙ, ТАШЛЫКОВА

Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

Найдено 1 определение:

Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

В этом случае речь идет о чаще всего неосознаваемой проблеме или потребности одного из родителей, который оказывает на ребенка решающее влияние. Перед психотерапевтом (психологом) стоит задача выявить эту психологическую проблему, помочь ее преодолеть в психотерапевтическом процессе. Эти неосознаваемые проблемы родители часто решают за счет ребенка:

1) расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ опросника АСВ). Нарушения воспитания проявляются гиперпротекцией (потворствующей или доминирующей). Проблемы родителей: нет одного из супругов или неудовлетворительные отношения с ним (эмоциональная холодность между супругами, «разность характеров», разные взгляды на жизнь, семью, на проблему воспитания детей, алкоголизм одного из родителей и т. д.). Чаще всего один из родителей ищет в своем ребенке эту недостающую часть в его жизни: потребность в эмоциональной близости, заботе и частично эротические чувства. Они чаще направляются к ребенку противоположного пола, отдать ему «все чувства», «всю любовь». Например, мать «ради ребенка» отказывается от замужества. В такой семье формируются мощные симбиотические связи, формируются эротические отношения к родителю – ревность, влюбчивость, инфантилизм. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, у родителей возникает страх перед созревающей независимостью подростка. Эти потребности (чаще у матери) ею не осознаются. Высказывания: «Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом». Здесь происходит идеализация своих отношений с ребенком в противоположность супружеским. Часто матери ревностно относятся к подругам сына, что может простираться и на взрослую жизнь детей;

2) предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Такая бессознательная установка родителей ведет к потворствующей гиперпротекции. Родители стремятся сохранить у детей детские качества, несмотря на их взросление (наивности, непосредственности, игривости). Подросток для них все еще «маленький». Такая установка может проявляться у родителей, у которых долго не было желанного ребенка, или может быть связана с биографией родителя (недополучил ласку и тепло от своих родителей – несчастливое детство). Последнее связано с желанием дать своему ребенку то, что не получил сам(а). Такая позиция ведет к тому, что к ребенку значительно снижен уровень требований, что ведет к психическому инфантилизму. Высказывания типа: «Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он (она) слишком быстро взрослел(а)»;

3) воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Также формирует потворствующую гиперпротекцию, понижение уровня требований. В семье происходит перераспределение власти между родителями и ребенком. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых, по его же мнению, уступать никак нельзя. Ребенок добивается для себя максимума прав, выполняя минимум требований. В такой семье вырастает бойкий, уверенный в себе подросток и нерешительный родитель. Очень часто такая ситуация появляется, если родитель имеет психастенические черты. В определенных условиях дети, воспитанные строгими родителями (эгоцентричными), став взрослыми, видят в своих детях эту же требовательность и эгоцентричность, испытывают к ним постоянное чувство долга и вины, как и к своим родителям. Отсюда и возникает неуверенность в воспитании своих детей. Высказывания таких родителей наполнены признаниями своих ошибок в воспитании детей: «В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать»;

4) фобия утраты ребенка (ФУ). Формирует потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. У родителей проявляется неуверенность в своих действиях по отношению к ребенку, повышенное внимание к его здоровью, преувеличенные страхи за жизнь ребенка. Источником таких переживаний является тот факт, что долгожданный ребенок родился болезненным и слабым, его с трудом выходили. Чаще всего это один ребенок в семье. Страх потерять ребенка заставлял родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и стремиться тут же их удовлетворять (потворствующая гиперпротекция) или же опекать его в любых случаях (доминирующая гиперпротекция). Высказывания родителей позволяют точно выявить этот тип их поведения: «Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери)»;

5) неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Продуцируемое нарушение воспитания проявляется в виде гипопротекции, эмоциональном отвержении, жестком обращении. Развитость родительских чувств, которые обусловливают правильное воспитание детей, связана с мотивациями такого рода, как любовь к ребенку, чувство долга, потребность реализовать себя в детях, уважение и привязанность к личности ребенка и др. Неразвитость родительских чувств встречается у родителей подростков с отклонениями характера и личностного развития. Такие родители не хотят общаться с ребенком, он их «раздражает», их не интересуют жизнь ребенка и его мир переживаний. Родительские чувства хуже развиты в более молодом возрасте родителей (очень сильно они развиты у бабушек и дедушек). Причиной неразвитости родительских чувств являются отвержение самого родителя в детстве его родителями или неполная семья, где одному из родителей, оставшемуся с ребенком, «было не до него (нее)», воспитание в детском доме (нет опыта отношений родитель – ребенок). При дисгармоничных отношениях между родителями на ребенка перекладываются родительские обязанности. Этот тип воспитания характеризуется повышенной «моральной ответственностью», либо отношения к ребенку характеризуются раздражительной враждебностью. Высказывания родителей наполнены жалобами на утомительность родительских обязанностей, которые отрывают от карьеры, интересов. Женщины этой категории характеризуются эмансипированностью, независимостью, слабыми материнскими чувствами, нежеланием быть «домохозяйкой», иметь мужа, ухаживать за ребенком. Высказывания типа: «Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего»;

6) проекция на ребенка (подростка) своих нежелаемых качеств (шкала ПНК). Нарушения воспитания сказываются в эмоциональном отвержении и жестоком обращении. Причиной такого воспитания является то, что родитель видит в своем ребенке те отвергаемые им черты, которые принадлежат ему самому, но он их не осознает или не может признать. Это агрессивность, леность, упрямство, негативизм к другим, несдержанность, эгоизм. Не признавая этих качеств в ребенке, родитель как бы извлекает выгоду для себя, утверждая таким образом, что он сам не является носителем этих качеств. Этот механизм проекции широко распространен как один из механизмов психологической защиты. В высказываниях родителей проскальзывает неверие в ребенка, звучат менторские интонации, попытка найти «негатив» в любом поступке ребенка: «Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе и окружающим»;

7) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей (шкала ВК). Этот тип воспитания носит характер противоречивого, когда соединяется потворствующий тип воспитания с гиперпротекцией одного родителя и отвержением, или доминирующей гиперпротекцией другого родителя. Часто воспитание становится ареной борьбы между родителями и источником постоянных конфликтов. Родители борются таким образом за приоритет в воспитании детей, за самоуважение в семье в качестве главного законодателя. При этом один родитель стоит на позициях строгого воспитания, другой склонен идти на поводу у ребенка. Источником разности подходов являются родительские семьи самих родителей, они бессознательно переносят опыт из своего детства на своих детей (патриархальные семьи, демократические семьи). Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны, потому что она чаще всего является инициатором обращения к психотерапевту; 8) сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК. Шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Так, при наличии предпочтений женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таких случаях бытуют высказывания о мужчинах вообще: «Мужчины грубы и неотесаны. Они агрессивны и сексуальны. Они склонны к пьянству. Человек должен стремиться к лучшим человеческим качествам, свойственным только женщинам – нежности, деликатности, чувственности». Такие качества предпочитает видеть в детях родитель с ПЖК. Скажем, отец с установкой ПЖК не воспринимает сына, видя в нем много недостатков, и, наоборот, «в восторге» от дочери и находит в ней одни достоинства. У родителей с установкой ПМК могут быть противоположные тенденции. Следовательно, к одному ребенку воспитание будет в виде потворствующей гиперпротекции, к другому – по типу эмоционального отвержения.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К проблеме деформации «Образа я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Жанна Геннадиевна
Проведён последовательный анализ проблемы деформации «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей. Показано, что неустойчивый позитивный «Образ Я» является предпосылкой психологической зависимости от родителей. В свою очередь, психологическая зависимость от родителей, в процессе возрастного развития, становится предпосылкой деформации «Образа Я». Психологическая зависимость от родителей является неадаптивной защитной стратегией «Образа Я», отражаясь в деформации когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов «Образа Я», а так же Актуального Я, Динамического Я, Идеального Я, а так же в формировании Фальшивого Я в структуре «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей.
Скачать PDF

Проблема психологической помощи больному ребенку

Мазурова Надежда Владимировна
Скачать PDF

Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка

Егорова У.Г.
Раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», определена структура готовности, выявлены психолого-педагогические условия и разработана программа ее формирования.
Скачать PDF

Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей

Агеева Л.Г.
Личностное развитие в подростковом возрасте характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению детской зависимости, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности, с другой. В изучении эмоциональной зависимости в детско-родительских отношениях значительное место занимает проблема соотношения явлений зависимости и привязанности. В психологии привязанность означает поиск и установление близости с другим индивидом; зависимость рассматривается как отдельное явление, которое включает в себя некоторые характеристики привязанности, связанные с потребностью в близких отношениях, но которое, наряду с этим, отличается и неуверенностью, подконтрольностью, неравноправностью, потребностью в постоянном подтверждении продолжения этих отношений.
Скачать PDF

Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке

Овсяникова Елена Алексеевна
В статье представлен психологический анализ содержания представлений о ребенке у родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми. Рассматривается роль образа ребенка во взаимоотношениях родителей с детьми.
Скачать PDF

Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка

Сорокин В. М.
В статье представлено описание типичных реакций родителей на факт рождения ребенка-инвалида. Особое внимание уделено роли семейных экспектаций в процессе формирования отношения к больному ребенку со стороны родителей. Анализируются противоречивость содержания материнского отношения к ребенку-инвалиду и стадии его становления.
Скачать PDF

Психологическая поддержка и неформальное образование родителей в первые годы воспитания ребенка (psy

Труфанова Татьяна Евгеньевна, Федосеева Анна Александровна
С точки зрения гуманистических подходов, сложившихся в западной и отечественной науке и практике, обосновывается необходимость разработки интегрированных психолого-педагогических программ неформального образования родителей в первые годы воспитания ребенка. The necessity of elaborating integral psychological-pedagogical programs of parental informal education during first years of a child's education is substantiated from the point of view of humanistic approaches formed in the Russian and foreign science and practice.
Скачать PDF

Психологическая характеристика отношения родителей к болезни ребенка с особыми образовательными потр

Правило Екатерина Сергеевна, Кузнецова Валентина Федоровна
Представлена компонентная структура отношения к болезни своего ребенка у матерей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Выделены и описаны чувственный, эмоциональный и интеллектуальный компоненты этого отношения. Приведены рекомендации по формированию у родителей адекватного восприятия своего ребенка и его болезни.
Скачать PDF

Внутрисемейное функционирование и психологические защиты родителей, воспитывающих ребенка с расстрой

Шабанова Евгения Владимировна
Статья посвящена изучению актуальной на сегодняшний день проблеме внутрисемейного функционирования и особенностям психологической адаптации родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В работе рассматривается система детскородительских и супружеских отношений, автор проводит сравнительный анализ материнского и отцовского отношения к таким детям и сопоставляет их с результатами обследования родителей, дети которых имеют типичное развитие. В статье исследуется структура психологических защит семей, имеющих ребенка с РАС, данный феномен автор анализирует с помощью изучения доминирующих защитных механизмов, а также их стилевых характеристик и адаптационного потенциала.
Скачать PDF

Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Матяш Н.В., Павлова Т.А.
В статье анализируются основные психологические проблемы семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются проблемы личности, проблемы супружества, проблемы особого родительства.In article are analysed main psychological problems of family, in which grow the children with Special Needs. Stand out the problems to personalities, problems matrimony, problems of parenthood.
Скачать PDF

Проблема детерминации психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки будущих педаго

Морозюк Светлана Николаевна, Смолева Татьяна Октябриновна
Цель статьи проанализировать генезис и детерминанты психологического неблагополучия ребенка. В содержании статьи представлены критерии психологического благополучия ребенка, раскрыты основные аспекты содержания подготовки будущих педагогов к обеспечению психологического комфорта ребенка.
Скачать PDF

Проблемы психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении

Мухина Валерия, Устюжанин Филипп
Проводится анализ поведения ребенка с эмоциональной слабостью (лабильностью) психики в период его адаптации к сопровождающим психологам. В адаптационный период собирается анамнез, проводятся включенное наблюдение и проективные методы исследования особенностей помыслов, поведения и самопрезентации. Делается попытка выявить типологию личностных особенностей ребенка с явными эмоциональными расстройствами психики.Analysis of behavior of a child suffering from mental emotional weakness (lability) during her adaptation to supporting psychologists is conducted. The history is obtained, included observation is conducted, and projective techniques revealing peculiarities of intentions, behavior and self-presentation are used during adaptation period. The attempt to reveal the typology of personal peculiarities of the child with obvious mental emotional disorders is done.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: