ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
– комплекс мотивов, детерминирующих деятельность личности, характеризующийся её интересами, убеждениями, склонностями.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Направленность личности
понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Направленность личности
понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Направленность личности
Мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются имеющиеся потребности, общественные требования и пр.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Один из важных компонентов структуры личности (См. Личности структура по Рубинштейну. Представлена установками, интересами, потребностями, создающими мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. Н. л. имеет ряд качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность — и ряд форм: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения. Формируется Н. л. путем воспитания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ
система доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность, придают ей определенный социальный и индивидуальный смысл. Понятие Л.н., несмотря на то, что оно широко использовалось в советской психологической литературе, не имеет строго научного определения. См. личность, потребности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

направленность личности

сложное психологическое свойство, представляющее собой устойчивую систему внутренних побуждений и жизненных целей человека. Н.л. показывает, к чему стремится человека в своей жизни и что его к этому побуждает. Структура Н.л. включает: потребности, мировоззрение, интересы, склонности, идеалы, убеждения и цели.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Направленность личности
Устойчивое доминирование какого-либо влечения, устремленность к какой-либо цели, совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций, воплощающихся в мотивах, ориентирующих деятельность и поведение личности. Н. л. определяется ее духовным содержанием: идеалами, склонностями, интересами. Характеризуется напряжением, возникающим при ее реализации.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, выражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Направленность личности
термин Рубинштейна С.Л. (1946), обозначает динамические аспекты личности, такие, как потребности, установки, интересы и наклонности, которые определяют мотивацию деятельности индивида и его поведение в соответствии с конкретными жизненными целями. Патология динамизирующих структур личности встречается у подавляющего большинства психиатрических пациентов, это, например, усиление, ослабление потребностей, появление аномальных потребностей и способов их удовлетворения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
интегральное высшее свойство личности - система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В Н. л. выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. В акме личности входят компоненты направленности, способствующие высшим достижениям человека в избранном виде деятельности.

Источник: Акмеологический словарь.

Направленность личности
Один из важных компонентов структуры личности. Представлена установками, интересами, потребностями, создающими мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями. Расстройства в Н. л. наблюдаются при многих невротических и психических заболеваниях. Они присутствуют либо только во время приступа, либо в некоторых случаях остаются и после него (главным образом при заболеваниях, когда наступает личностное изменение - интеллектуальное, касающееся памяти, волевого и других типов упадка).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Одним из компонентов Н. л. является ориентация человека на тот или иной стиль в организации межличностных отношений. Есть люди, стремящиеся отдавать окружающим больше, чем получать от них. Др. люди хотят получать больше, чем отдавать. Третьи стремятся поддерживать примерный баланс взаимных услуг во взаимоотношениях с окружающими. Стремление получать от окружающих больше, чем отдавать им, является эгоистической Н. л. и чревато конфликтами.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
сложное свойство личности, которое определяется системой потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в ее жизненных целях, установках, отношениях и активной деятельности по достижению этих целей. Н. – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Н. л. может быть узколичной или носить широкий общественный характер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения). В Н. л. выделяются ценностные ориентации – избирательные, относительно устойчивые, заинтересованные отношения к тем или иным материальным и духовным ценностям. Направленность пронизывает весь жизненный путь человека. Разделяемые личностью социальные ценности (например, свобода, равенство, милосердие) могут выступать в качестве целей жизни и деятельности, регулировать поведение. Ценностные ориентации, выражая мировоззрение и нравственные принципы, придают Н. л. устойчивость и цельность. Противоречивость ценностных ориентаций личности, расхождение с ценностными ориентациями других людей (группа, коллектив) – психологический показатель ее маргинальности (см. Маргинальность).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
по сложившейся в отечественных журналах традиции "Н. л." переводится на англ. как personality trend) - термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Сложность операционализации этого конструкта связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает ее единственности, ее монополии на детерминацию поведения и переживаний); в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности (скрытость от "внутреннего" наблюдения). Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали подростков на след. группы по видам Н. л.: 1) с коллективистической направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности). Отметим, что понятия "личная направленность" и "деловая направленность" введены Кюнкелем (F. Kunkel, 1934). Делались попытки раскрыть понятие Н. л. через установки, ценности, отношения личности, эмоции (Б. И. Додонов ввел термин "эмоциональная направленность"), мировоззрение. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
система мотивов (побуждений), устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных, в том числе и неожиданных ситуациях. Если у человека сложилась индивидуалистическая или, наоборот, деловая коллективистская Н. л., то можно с большой степенью вероятности предсказать, как он поведет себя в предполагаемых ситуациях. Это важно, в частности, при решении вопросов подбора и расстановки кадров, комплектовании производственных бригад, управленческих команд, экипажей, боевых расчетов. Воспитание Н. л .— важнейшая и сложная задача семьи, школы и системы профессионального образования (Е. А. Климов). Важное значение в проблеме Н. л. имеет также определение профессиональной направленности, профессиональной мотивации, определяющей выбор наиболее предпочтительного типа будущей профессии. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности под руководством Е. А. Климова разработан специальный дифференциально-диагностический опросник (ДДО). В основу методики ДДО положена схема классификации профессий, в соответствии с которой по признаку «предмет труда» все профессии делятся на пять типов: 1) «человек—человек» (предмет труда— человек, группы людей); 2) «человек—техника» (предмет труда — машины, технические устройства); 3) «человек—природа» (предметтруда — животные, растения); 4) «человек—знаковая система» (предмет труда — тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, коды); 5) «человек—художественный образ» (предметтруда — литература, живопись, искусство). Близкой к рассмотренной является и классификация профессий Йовайши, модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения. В соответствии с этой классификацией разработана методика определения сферы профессиональных предпочтений кандидатов на работу (опросник Йовайши). Представляет интерес и разработанная Дж. Холландом типология личности, согласно которой различают шесть психологических типов людей (реалистический, интеллектуальный, социальный, стандартный, предприимчивый, артистический). Каждому типу соответствуют профессии, в которых человек может добиться наибольших успехов. Отнесение конкретного человека к тому или иному типу осуществляется с помощью специальной методики Дж. Холланда.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
351.80 кб

Направленность личности

Колесов Дмитрий Васильевич
Читать PDF
410.97 кб

Профессиональная направленность личности

Пец О.И.
Рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения; подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека.
Читать PDF
156.79 кб

Направленность личности: взгляд из 2012 года

Неймарк Мария Соломоновна, Толстых Наталия Николаевна
Обсуждается актуальность исследований в области направленности личности, начало которым было положено в 1960-е годы в научном коллективе, руководимом Л. И. Божович.
Читать PDF
365.15 кб

Целевая направленность и саморазвитие личности

Васильев Я. В., Каневский В. И.
В статье рассматриваются вопросы целевой направленности личности, и предлагается методика ее исследования.
Читать PDF
319.40 кб

Акмеологическая направленность личности педагога

Родионова С. В.
Читать PDF
291.62 кб

Методика для диагностики направленности личности

Щукевич Яна Владиславовна
В статье рассматриваются проблемы диагностики направленности личности. Описана авторская методика, направленная на диагностику направленности личности.
Читать PDF
350.95 кб

О целевой направленности и перфекционизме личности

Лукина Наталия Борисовна
В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма. Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм.
Читать PDF
139.86 кб

Аксиологическая направленность личности педагога ДОУ

Щербина А.И.
Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.
Читать PDF
342.47 кб

Профессиональная направленность личности обучающихся

Загайнов Игорь Александрович, Блинова Мария Леонидовна
В статье раскрывается актуальный вопрос о профессиональной направленности личности студентов вузов. Выявлена ведущая роль мотивационного компонента при выборе профессии.
Читать PDF
226.67 кб

Интеллект и альтруистическая направленность личности

Антилогова Лариса Николаевна, Ражина Наталья Юрьевна
На основе тематического апперцептивного теста (ТАТ) были выделены три типа альтруистической направленности: высокоуровневый, среднеуровневый, низкоуровневый.
Читать PDF
608.36 кб

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ханова Зоя Гаджиалиевна
В статье рассматриваются современные психологические подходы к исследованию мотивации. Выделены психологические факторы, определяющие мотивы деятельности.
Читать PDF
236.03 кб

Система ценностных ориентаций и направленность личности

Потапова Илона Ильмаровна
В статье рассмотрена система формирования ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном колледже, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности; определяют иерархию индивидуальных предпочтений, целев
Читать PDF
425.01 кб

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Лабаева Татьяна Александровна
Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.).
Читать PDF
322.06 кб

Профессиональная направленность и направленность личности

Кунц Любовь Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности.
Читать PDF
1.36 мб

Нравственная направленность в структуре личности человека

Мухтарова А.Х.
В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности. Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.

Похожие термины: