ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ
система доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность, придают ей определенный социальный и индивидуальный смысл. Понятие Л.н., несмотря на то, что оно широко использовалось в советской психологической литературе, не имеет строго научного определения. См. личность, потребности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Направленность личности
понятие, введенное в научный обиход С. Л. Рубинштейном; означает устойчивое доминирование какого-либо влечения, склонности, интереса, определяющее вектор поведения. Согласно другим представлениям — совокупность интересов, мотивов, действующих в одном направлении, определяющих тенденции поведения и деятельности и в конечном итоге — облик человека в социальном плане (Н. л. может быть и индивидуалистической и коллективистской). Н. л. отражает мотивационную доминанту, становящуюся, как писал академик А. А. Ухтомский, вектором поведения (см. Принцип доминанты). Это заставляет человека настойчиво и как можно чаще искать средства, возбуждающие в нем нужные ему переживания, например в состоянии влюбленности.
Литература
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1994.
Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
НАКІРАВАНАСЦЬ АСОБЫ / ORIENTATION OF PERSONALITY– это система устойчивых характеризующих человека побуждений, которая, однако, достаточно динамична. Впервые понятие Н. л. ввел С. Л. Рубинштейн, определив ее как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека, которые определяют деятельность человека, но сами при этом определяются целями и задачами деятельности. В структуре Н. л. можно выделить доминирующие побуждения, которые определяют основную линию поведения личности, избирательность отношений и активности. Н. л. по своему характеру и составу является индивидуальной, формируется в процессе развития личности. В основе Н. л. лежат потребности, которые в процессе жизни, социального развития, включения человека в различные виды деятельности развиваются и трансформируются в установки, влечения, интересы, желания, склонности, намерения, стремления, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение. Согласно Б. Г. Ананьеву, в Н. л. центральным компонентом выступают ценностные ориентации– избирательные, относительно устойчивые отношения к тем или иным материальным и духовным ценностям. Направленность пронизывает весь жизненный путь человека. Разделяемые личностью социальные ценности (например, свобода, равенство, милосердие) могут выступать в качестве целей жизни и деятельности, регулировать поведение. Ценностные ориентации, выражая мировоззрение и нравственные принципы, придают Н. л. устойчивость и цельность. Противоречивость ценностных ориентаций личности, расхождение с ценностными ориентациями других людей (группы, коллектива)– психологический показатель ее маргинальности (см. Маргинальность). Н. л. обладает рядом характеристик. Уровень Н. л.– степень общественной значимости направления человека (его убеждений и мировоззрения). Широта Н. л. характеризует круг ее интересов. Интенсивность Н. л. связана с ее эмоциональной окраской: от нечетких влечений до глубоких убеждений. Устойчивость Н л.– длительность и сохранность побуждений в течение жизни, обусловлена волевыми характеристиками: настойчивостью, целеустремленностью. Действенность Н. л. определяет ее активность в реализации целей в деятельности. Б. И. Додонов центральным компонентом в структуре Н. л. считает эмоциональный и выделяет типы Н. л.: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный. Б. Басс выделяет три глобальных типа Н. л. на взаимодействие (коммуникативная), на профессиональную деятельность (деловая), на самого себя (личная). Диагностика Н. л. может осуществляться с помощью ориентировочной (ориентационной) анкеты Б. Басса (Bass Orientation Inventory), также известной как ЦОЛ (ценностные ориентации личности), разработанной в 1967 г., русскоязычная адаптация сделана Н. Н. Обозовым в 1981 г. Также широкое распространение получил немного видоизмененный вариант методики Б. Басса, выполненный чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером, в русской адаптации Л. А. Верещагиной (2003). Известна методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, которая направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Я. В. Шукевич на основе теории Н. л. Д. И. Фельдштейна и И. Д. Егорычевой разработала авторскую методику диагностки Н. л., позволяющую установить один из ее видов: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную, суицидальную. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
351.80 кб

Направленность личности

Колесов Дмитрий Васильевич
Читать PDF
410.97 кб

Профессиональная направленность личности

Пец О.И.
Рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения; подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека.
Читать PDF
156.79 кб

Направленность личности: взгляд из 2012 года

Неймарк Мария Соломоновна, Толстых Наталия Николаевна
Обсуждается актуальность исследований в области направленности личности, начало которым было положено в 1960-е годы в научном коллективе, руководимом Л. И. Божович.
Читать PDF
365.15 кб

Целевая направленность и саморазвитие личности

Васильев Я. В., Каневский В. И.
В статье рассматриваются вопросы целевой направленности личности, и предлагается методика ее исследования.
Читать PDF
319.40 кб

Акмеологическая направленность личности педагога

Родионова С. В.
Читать PDF
291.62 кб

Методика для диагностики направленности личности

Щукевич Яна Владиславовна
В статье рассматриваются проблемы диагностики направленности личности. Описана авторская методика, направленная на диагностику направленности личности.
Читать PDF
350.95 кб

О целевой направленности и перфекционизме личности

Лукина Наталия Борисовна
В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма. Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм.
Читать PDF
139.86 кб

Аксиологическая направленность личности педагога ДОУ

Щербина А.И.
Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.
Читать PDF
342.47 кб

Профессиональная направленность личности обучающихся

Загайнов Игорь Александрович, Блинова Мария Леонидовна
В статье раскрывается актуальный вопрос о профессиональной направленности личности студентов вузов. Выявлена ведущая роль мотивационного компонента при выборе профессии.
Читать PDF
226.67 кб

Интеллект и альтруистическая направленность личности

Антилогова Лариса Николаевна, Ражина Наталья Юрьевна
На основе тематического апперцептивного теста (ТАТ) были выделены три типа альтруистической направленности: высокоуровневый, среднеуровневый, низкоуровневый.
Читать PDF
608.36 кб

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ханова Зоя Гаджиалиевна
В статье рассматриваются современные психологические подходы к исследованию мотивации. Выделены психологические факторы, определяющие мотивы деятельности.
Читать PDF
236.03 кб

Система ценностных ориентаций и направленность личности

Потапова Илона Ильмаровна
В статье рассмотрена система формирования ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном колледже, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности; определяют иерархию индивидуальных предпочтений, целев
Читать PDF
425.01 кб

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Лабаева Татьяна Александровна
Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.).
Читать PDF
322.06 кб

Профессиональная направленность и направленность личности

Кунц Любовь Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности.
Читать PDF
1.36 мб

Нравственная направленность в структуре личности человека

Мухтарова А.Х.
В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности. Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.

Похожие термины: