ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Найдено 13 определений термина ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

gt; личность: направленность.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности, и признание их правильными (неправильными) и субъективно важными (никчемными) для деятельности. Идейная убежденность - это синтез знаний, а также интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Один из важных компонентов структуры личности (См. Личности структура по Рубинштейну. Представлена установками, интересами, потребностями, создающими мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

по сложившейся в отечественных журналах традиции "Н. л." переводится на англ. как personality trend) - термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Сложность операционализации этого конструкта связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает ее единственности, ее монополии на детерминацию поведения и переживаний); в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности (скрытость от "внутреннего" наблюдения). Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали подростков на след. группы по видам Н. л.: 1) с коллективистической направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности). Отметим, что понятия "личная направленность" и "деловая направленность" введены Кюнкелем (F. Kunkel, 1934). Делались попытки раскрыть понятие Н. л. через установки, ценности, отношения личности, эмоции (Б. И. Додонов ввел термин "эмоциональная направленность"), мировоззрение. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

направленность личности

психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

направленность личности

сложное психологическое свойство, представляющее собой устойчивую систему внутренних побуждений и жизненных целей человека. Н.л. показывает, к чему стремится человека в своей жизни и что его к этому побуждает. Структура Н.л. включает: потребности, мировоззрение, интересы, склонности, идеалы, убеждения и цели.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Одним из компонентов Н. л. является ориентация человека на тот или иной стиль в организации межличностных отношений. Есть люди, стремящиеся отдавать окружающим больше, чем получать от них. Др. люди хотят получать больше, чем отдавать. Третьи стремятся поддерживать примерный баланс взаимных услуг во взаимоотношениях с окружающими. Стремление получать от окружающих больше, чем отдавать им, является эгоистической Н. л. и чревато конфликтами.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Направленность личности

Мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются имеющиеся потребности, общественные требования и пр.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

система мотивов (побуждений), устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных, в том числе и неожиданных ситуациях. Если у человека сложилась индивидуалистическая или, наоборот, деловая коллективистская Н. л., то можно с большой степенью вероятности предсказать, как он поведет себя в предполагаемых ситуациях. Это важно, в частности, при решении вопросов подбора и расстановки кадров, комплектовании производственных бригад, управленческих команд, экипажей, боевых расчетов. Воспитание Н. л .— важнейшая и сложная задача семьи, школы и системы профессионального образования (Е. А. Климов). Важное значение в проблеме Н. л. имеет также определение профессиональной направленности, профессиональной мотивации, определяющей выбор наиболее предпочтительного типа будущей профессии. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности под руководством Е. А. Климова разработан специальный дифференциально-диагностический опросник (ДДО). В основу методики ДДО положена схема классификации профессий, в соответствии с которой по признаку «предмет труда» все профессии делятся на пять типов: 1) «человек—человек» (предмет труда— человек, группы людей); 2) «человек—техника» (предмет труда — машины, технические устройства); 3) «человек—природа» (предметтруда — животные, растения); 4) «человек—знаковая система» (предмет труда — тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, коды); 5) «человек—художественный образ» (предметтруда — литература, живопись, искусство). Близкой к рассмотренной является и классификация профессий Йовайши, модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения. В соответствии с этой классификацией разработана методика определения сферы профессиональных предпочтений кандидатов на работу (опросник Йовайши). Представляет интерес и разработанная Дж. Холландом типология личности, согласно которой различают шесть психологических типов людей (реалистический, интеллектуальный, социальный, стандартный, предприимчивый, артистический). Каждому типу соответствуют профессии, в которых человек может добиться наибольших успехов. Отнесение конкретного человека к тому или иному типу осуществляется с помощью специальной методики Дж. Холланда.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Направленность личности

понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В.Г. Баженов, В.П. Баженова, Феникс, 2007 г

Направленность личности

Устойчивое доминирование какого-либо влечения, устремленность к какой-либо цели, совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций, воплощающихся в мотивах, ориентирующих деятельность и поведение личности. Н. л. определяется ее духовным содержанием: идеалами, склонностями, интересами. Характеризуется напряжением, возникающим при ее реализации.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Направленность личности

понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Направленность личности

термин Рубинштейна С.Л. (1946), обозначает динамические аспекты личности, такие, как потребности, установки, интересы и наклонности, которые определяют мотивацию деятельности индивида и его поведение в соответствии с конкретными жизненными целями. Патология динамизирующих структур личности встречается у подавляющего большинства психиатрических пациентов, это, например, усиление, ослабление потребностей, появление аномальных потребностей и способов их удовлетворения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личность в структуре университетского сообщества

Закревская Наталья Григорьевна
Рассматриваются вопросы особенностей социализации личности в условиях университетского образования. Основная направленность процесса на факторы образования, которые обусловливают формирование элитности как показателя принадлежности к высокоинтеллектуальной социальной группе.
Скачать PDF

Методика ассимиляции опыта социальной компетентности личностью студента технического вуза в процессе

Перепелицына М.Ю.
Скачать PDF

Факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом

Свинолупов Андрей Григорьевич, Тряпичкина Мария Викторовна
В данной статье рассматриваются факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом раскрываются преимущества иппотерапии не только как отдельной терапевтической методики, но и в комплексе с поведенческой терапией.
Скачать PDF

Психические изменения, происходящие с личностью сотрудника отряда особого назначения в период подгот

Якушев И. В., Расписенко Н. П.
В статье рассматривается влияние фактора «стрессожидания» служебной командировки в зону вооруженного конфликта на личность сотрудников отрядов особого назначения в период подготовки.
Скачать PDF

Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса от

Трофимова М. В.
Рассмотрена специфика осужденных на разных этапах отбывания наказания через проявления агрессии, депрессии и акцентуаций характера. Specificity convicts on different stages of serving of punishment through displays of aggression, depression and accentuations of character is considered.
Скачать PDF

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан. Метод или методология проведения работы: для сравнения были выбраны две конфессии: традиционный ислам и секта «Свидетелей Иеговы», в качестве фоновой группы выступали студенты. В качестве методов исследования применялась стандартизированная беседа, проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), методика М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение». Результаты: обнаружены различия формирования самосознания и социальной деятельности у всех трех групп. В частности, выявилось, что идеология представленных религиозных конфессий, четко определяет нормы и правила общественной и личной жизни верующих. В тоже время, социальные идеалы, система семейных и образовательных ценностей «Свидетелей Иеговы», в отличии от мусульман приводит к серьезным искажениям развития личности, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений. Все структурные звенья самосознания верующих юношей и девушек содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознание характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Личность реализует себя лишь в культовой практике и деятельности. Половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Мусульмане и студенты фоновой группы, демонстрируют более выраженные чем «Свидетели Иеговы» способности к рефлексии собственно личностных качеств, что позволяет сделать вывод о более адекватной их адаптации в многообразии социальных отношений. Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека в рамках таких наук как: социальная философия, философия религии, социология, психология личности и педагогика
Скачать PDF

Личность как субъект отношений и взаимоотношений

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждается проблема личности как субъекта организации отношений и взаимоотношений с другими. Анализируются многоуровневые отношения личности и их психологическое своеобразие. Особое внимание обращено вопросу о субъектной позиции и об отношении личности к другому и взаимоотношениям.
Скачать PDF

Специфика переживания ситуации инвалидности как приемлемого личностью и кризисного состояния

Адеева Татьяна Николаевна
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Личность в лабиринте идентичностей

Резчикова Виктория Владимировна
Автор рассматривает возможности развития и становления человека-личности в рамках идентичности социальной и персональной. Личностная характеристика зрелой идентичности представлена автором на основе эмпирических результатов, что дает возможность более подробно проследить трансформацию личностной идентичности.
Скачать PDF

Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения

Ковальская Ольга Сергеевна
В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Приводятся и анализируются результаты определения особенностей ценносто-смысловой сферы личности в период ранней юности. Обосновывается специфика совладающего поведения: несистематичность, незрелость, противоречивость.
Скачать PDF

Развитие творческих способностей и личность

Симановский Андрей Эдгарович
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!