ЛИЧНОСТЬ СТРУКТУРА В РАЗНЫХ ТЕОРИЯХ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТЬ СТРУКТУРА В РАЗНЫХ ТЕОРИЯХ
структура Л. разных ее теориях представляется и описывается по-разному. 1. В теории черт Л. ее структура представляется и описывается как взаимосвязанная систем черт Л. Создание и начало разработки теории черт Л. связывают с именами американского психолога Г. Оллпорта и английского психолога Р. Кеттела. Все черты Л. в данной теории считаются прижизненно приобретенными (не врожденными), хотя, по определению Оллпорта, черты Л. включают синтез психологии человека и физиологических особенностей его организма. К наиболее известным чертам личности относят черты характера человека. Предполагается, что черты Л. начинают складываться еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты Л. человека (например, черты его характера) уже проявляются довольно отчетливо в психике и поведении ребенка. Далее система черт личности человека может продолжать формироваться, изменяться, развиваться, и этот процесс непрерывно длится в течение всей жизни человека. Однако, главные черты личности, сформированные еще в детстве (их Оллпорт называл базисными), остаются в течение жизни человека в основном неизменными. Психоаналитическая теория Л. была создана З. Фрейдом и получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известные из которых А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан. Основные идеи, касающиеся структуры личности в этой теории, сводятся к следующему. Л. является сугубо внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть структуры Л. представляет бессознательное (в классической психоаналитической теории Фрейда его обозначают термином Ид. В состав бессознательного, по Фрейду, входят врожденные биологические инстинкты и естественные, органические потребности человека, общие у него с животными. Влияние инстинктов, составляющих основное содержание его бессознательного, на свое собственное поведение человек контролировать не может. Напротив, сами инстинкты управляют его поведением, зачастую заставляя человека действовать вопреки собственному сознанию и воле. Между Фрейдом и наиболее известными его учениками имеются существенные расхождения в понимании сущности Л. и ее структуры. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на науки о человеке оказывала теория эволюции Ч. Дарвина, Фрейд положил в основу поведения человека только два биологических инстинкта, общих у человека и животных: инстинкт жизни и инстинкт смерти (Эрос и Танатос-в собственной терминологии Фрейда, заимствованной из древнегреческой мифологии). Такое, слишком узкое и исключительно биологическое понимание содержания бессознательного в Л. пытались оспаривать многие ученики и последователи Фрейда, дополняя или заменяя его другими, также бессознательными, но приобретенными в процессе жизни, социально обусловленными свойствами. А. Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человек считал стремление к власти. К. Хорни включала в структуру бессознательного в личности разнообразные комплексы. Э. Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению. Вторую, среднюю часть структуры Л. в классической психоаналитической теории представляет Эго. К нему относится все, что человек сам знает о себе как о личности, каким он реально себя представляет, т. е. его актуальное самосознание. Эта часть Л. всегда осознается человеком, хотя и не совсем правильно отражает то, что на самом деле присуще ему как личности (например, в Эго не представлено то, что находится в бессознательном). К Эго, по Фрейду, могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком как реально существующие у него. Третью, верхнюю часть Л. представляет Супер-Эго. В него, в свою очередь, входят ценности человека, его жизненные цели, моральные нормы, нравственные идеалы-все то, чем человек хотел бы стать, каким он хотел бы себя видеть как личность. 2. Теория социальных ролей в понимании и описании структуры личности исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и всегда играет определенные социальные роли во взаимодействии с другими людьми. Освоенными и умело исполняемыми человеком социальными ролями определяется структура его личности. Роли, которые человек чаще других берет на себя, в которые он постепенно вживается настолько, что они становятся типичными (характерными) для него, которые он исполняет в разнообразных жизненных ситуациях, и определяют человека как Л. 3. Основным понятием, с помощью которого структура Л. характеризуется в теории А. Маслоу, является понятие «потребность». Внутреннее строение Л., по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему или иерархию потребностей, в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность. Если человек представляет собой высокоразвитую Л., то главной для него становится потребность в самоактуализации, занимаюшая высшую ступень в иерархии человеческих потребностей. Индивид, для которого эта потребность действительно стала наиболее важной жизненной потребностью, считается, соответственно, самоактуализирующейся Л. Такая Л., по Маслоу, обладает следующими основными особенностями: наличие высокой морали; повышенные требования к себе; самостоятельность и независимость в мышлении и поведении; реалистический взгляд на мир; адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний; доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям; принятие всех людей такими, какие они есть, без попыток изменить их психологию и поведение в соответствии с собственными представлениями; относительная независимость от мнений окружающих людей; ориентация на собственную систему ценностей в своих поступках; постоянное стремление к развитию, к духовному росту и нравственному самосовершенствованию. См. бессознательное, инстинкт, Ид, Супер-Эго, черта личности, Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007