ЛИЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
в современной психологии выделяются и рассматриваются следующие основные направления исследований Л.: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении Л., в котором человек как Л. представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение его поступкам дается исключительно изнутри, без учета социальных, ситуационных факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей его среды. Такие, например, понятия, как мотивы, потребности, способности, воля, темперамент, характер и другие, являются понятиями, относящимися к внутреннему миру человека, и именно они используются в психодинамических теориях личности. Данное направление исследований Л. называется психодинамическим еще и потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика изображается исключительно как изменение психологии, а не поведения человека. Социодинамическим называют такое направление в изучении Л., в котором человек как Л. описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа внешних факторов-ситуации, обстановки и других, не зависящих от самого человека обстоятельств. В рамках социодинамического направления поведение человека рассматривается исключительно как система ответных реакций на внешние обстоятельства. При этом внимание обращается на связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками, и на основе знания внешних воздействий, законов реагирования на них и типичных реакций человека предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, первоисточники поступков человека в этом случае помещаются вне его, и научное объяснение поведения дается не изнутри, а извне. Однако как психодинамическое, так и социодинамичесткое направления в изучении Л., а также и соответствующие им способы объяснения поведения человека являются явно ограниченными и односторонними. В рамках психодинамического направления, например, не принимается в расчет зависимость поведения от внешних об стоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления не учитывается зависимость поведения человека от его собственной психологии. Данное обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к поиску компромиссного описания и объяснения поведения, учитывающего как внутренние, так и внешние факторы. В результате возникло третье, компромиссное направление в изучении Л.-интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого Л. представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека, и его поведение, а объяснение поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и независимо от него складывающихся обстоятельств. Специфика четвертого, гуманистического направления в изучении Л. заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются как характеризующие личность человека только высшие его психологические свойства, не присущие животным (воля, сознание, совесть, мораль, цели, ценности, смысл жизни). Исходя из них, в гуманистических теориях личности понимаются и объясняются различные виды социального поведения человека. Гуманистическое направление в изучении личности в настоящее время наиболее распространено среди психологов, разрабатывается наиболее активно, и связанные с ним теории не только разделяются многими психологами-учеными в мире (в том числе и в России), но находят широкое применение в психотерапевтической и психокоррекционной практике.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007