ЛИЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
в современной психологии выделяются и рассматриваются следующие основные направления исследований Л.: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении Л., в котором человек как Л. представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение его поступкам дается исключительно изнутри, без учета социальных, ситуационных факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей его среды. Такие, например, понятия, как мотивы, потребности, способности, воля, темперамент, характер и другие, являются понятиями, относящимися к внутреннему миру человека, и именно они используются в психодинамических теориях личности. Данное направление исследований Л. называется психодинамическим еще и потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика изображается исключительно как изменение психологии, а не поведения человека. Социодинамическим называют такое направление в изучении Л., в котором человек как Л. описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа внешних факторов-ситуации, обстановки и других, не зависящих от самого человека обстоятельств. В рамках социодинамического направления поведение человека рассматривается исключительно как система ответных реакций на внешние обстоятельства. При этом внимание обращается на связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками, и на основе знания внешних воздействий, законов реагирования на них и типичных реакций человека предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, первоисточники поступков человека в этом случае помещаются вне его, и научное объяснение поведения дается не изнутри, а извне. Однако как психодинамическое, так и социодинамичесткое направления в изучении Л., а также и соответствующие им способы объяснения поведения человека являются явно ограниченными и односторонними. В рамках психодинамического направления, например, не принимается в расчет зависимость поведения от внешних об стоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления не учитывается зависимость поведения человека от его собственной психологии. Данное обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к поиску компромиссного описания и объяснения поведения, учитывающего как внутренние, так и внешние факторы. В результате возникло третье, компромиссное направление в изучении Л.-интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого Л. представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека, и его поведение, а объяснение поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и независимо от него складывающихся обстоятельств. Специфика четвертого, гуманистического направления в изучении Л. заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются как характеризующие личность человека только высшие его психологические свойства, не присущие животным (воля, сознание, совесть, мораль, цели, ценности, смысл жизни). Исходя из них, в гуманистических теориях личности понимаются и объясняются различные виды социального поведения человека. Гуманистическое направление в изучении личности в настоящее время наиболее распространено среди психологов, разрабатывается наиболее активно, и связанные с ним теории не только разделяются многими психологами-учеными в мире (в том числе и в России), но находят широкое применение в психотерапевтической и психокоррекционной практике.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
297.87 кб

Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности

Касаткина Дарья Алексеевна
В статье представлено исследование волевых качеств и направленности личности студентов 4-5 курсов различных факультетов. В работе изучается связь волевой структуры с направленностью личности.
Читать PDF
493.85 кб

Некоторые аспекты исследования инновационной направленности личности

Абдалина Л.В.
В статье на основе анализа актуальной психологической и социологической, педагогической литературы обосновываются психологические особенности инновационной направленности личности, раскрываются ее структурно-содержательные и уровн
Читать PDF
239.58 кб

Основные направления исследования устойчивости личности в психологии

Хизроева Заира Магомедовна
В статье рассматриваются разные подходы к исследованию устойчивости личности в психологии, анализируются внутренние факторы сохранения устойчивости: мотивация, активность, самосознание, саморегуляция, уровень тревожности, когнитив
Читать PDF
76.95 кб

Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование

Стецишин Роман Иванович
В статье рассматривается диноменология жизнестойкости во взаимосвязи с направленностью личности.
Читать PDF
757.58 кб

К вопросу об исследовании направленности личности сотрудников МЧС России

Артемова Светлана Федоровна
Рассматривается понятие направленности личности, анализируется направленность личности сотрудников МЧС. Целью данного исследования является теоретическое изучение направленности личности сотрудника МЧС.
Читать PDF
254.78 кб

Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии

Ханова З. Г.
Читать PDF
126.34 кб

Созидательная направленность личности как объект психолого-педагогического исследования

Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В.
В статье представлены: краткий анализ социально-культурных тенденций российского общества, роль созидания в его развитии; понятие созидательной направленности личности, и ее типология; описывается теоретическая основа авторской ме
Читать PDF
368.04 кб

Направления развития методологии научных исследований и практической психологии личности

Яценко Денис Александрович
Методология психологии, как наука, изучающая конкретные методы и методики психологии, оценивающая их и предлагающая пути и средства их совершенствования.
Читать PDF
158.55 кб

Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка

Тудупова Туяна Цибановна
Дан анализ возможностей использования монографического метода в изучении направленности личности подростка. Приведены характеристики подростков с различной направленностью личности.
Читать PDF
10.30 мб

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сочивко Ольга Ивановна
В статье рассмотрены направления исследований расстройств личности осужденных женского пола, обобщены практические исследования о поведенческих особенностях и эмоциональных проявлениях осужденных женщин. Так, по данным Ю. М.
Читать PDF
499.71 кб

Исследование взаимосвязи стиля управления руководителя с направленностью личности сотрудников

Голованова Татьяна Николаевна, Белова Мария Владимировна
Направленность личности предопределяет основные закономерности в поведении человека и считается ведущим компонентом структуры личности.
Читать PDF
2.80 мб

Опыт исследования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов

Калинин Р.Е., Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Фролов А.И., Яковлев В.В., Разживина М.И.
В статье обоснована модель мотивации здоровьесбережения. Представлены результаты исследования мотивации здоровьесбережения студентов региональных вузов.
Читать PDF
367.39 кб

Вторичная экономическая социализация личности и группы: понятие и основные направления исследования

Дробышева Татьяна Валерьевна
Целью представленного в статье теоретического анализа стало выделение из некоторых частей экономической психологии тех направлений исследований, которые представляют интерес с позиции описания разных форм вторичной экономической с
Читать PDF
529.49 кб

Экспериментальное исследование процесса развития профессиональной направленности личности студентов

Земцова В. И., Швалева А. В.
Читать PDF
151.74 кб

Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и деву

Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В.
В статье представлены результаты исследования особенностей связи ценности семьи со структурно-содержательными характеристиками направленности личности современных юношей и девушек.