Лексический барьер это что такое Лексический барьер: определение — Психология.НЭС
Лексические ошибки Лемберг Раиса Григорьевна

Лексический барьер

Найдено 1 определение:

Лексический барьер

К недостаткам общего характера, портящим все говорение, особенно заметно монологическое, прежде всего относится лексический барьер. Лексический барьер – это бедность словарного запаса субъекта и, следовательно, использование малого числа слов в его речи. Многие носители родного языка, в том числе многие носители очень развитого современного русского языка, имеют активный словарь (личный свой вокабуляр) в размере 400 слов, а средний его размер (для типичного, обычного носителя родного языка) признают, устанавливают подсчетами в размере 1000–1200 слов. Это то количество слов, которым такой человек реально пользуется при говорении. При аудировании, чтении он пользуется еще и пассивным словарем, который у него составляет 5–6 тысяч слов. И та и другая средние цифры представляются очень маленькими, если их относить к серьезному высокообразованному современному человеку, который, конечно, должен владеть свободным говорением на очень многие темы. Ведь слов в развитом современном языке (в частности, в русском) – несколько сот тысяч, возможно, более миллиона, в том числе, бесспорно, несколько десятков тысяч общенародных, а не узкоспециальных. Высокообразованному человеку необходимо знать все общенародные слова, хотя бы пассивно, но в определенных условиях пользоваться ими в своей собственной устной и письменной речи. Также он должен знать и основные термины многих наук и производств (а это еще несколько тысяч слов) и тоже употреблять их в соответствующих разговорах и выступлениях. Естественно, что невеликий словесный багаж, отсутствие практики свободного многоразового, постоянного включения по необходимости десятков тысяч слов в свою речь ведет к затруднениям в выражении мысли, к пресности, банальности речи, к скрадыванию содержательных деталей, к неумению развернуть освещение темы. Изживание этого недостатка происходит за счет обогащения, причем резкого обогащения состава своего индивидуального вокабуляра – посредством вдумчивого чтения многих книг, газет; посредством бесед по содержанию прочитанного, активного использования в дальнейшем массы усвоенных слов.

Систематическое чтение обязательно «выходит» на говорение – дает ему пищу (темы, материал), средства (новые слова и выражения). Накапливается запас слов и словосочетаний, откладываются в памяти и осознаются все новые стилистические средства и возможности, наращивается предметная компетенция – все больше появляется в голове того, о чем можно сказать, распределяясь в долговременной памяти по отдельным темам. Сначала это может быть при переходе от отложившегося материала чтения к преимущественно репродуктивной речи субъекта на разные темы, особенно если содержание читаемого имело существенное интеллектуальное, духовно-нравственное влияние, но затем, вследствие его дальнейшего анализа во внутренней речи, наступает этап ассимиляции этого содержания и характерных языковых и речевых средств его выражения, что поведет к продукции речи на эти темы.

Для развития всех качеств говорения важна и чужая устная речь, ее аудирование – наличие собеседников, особенно таких, которые сами умеют хорошо говорить и у которых этому можно поучиться, задающих в диалоге высокий уровень речи. Также полезно регулярно слушать высококачественную монологическую речь – великолепных ораторов, лекторов. Но не меньшее значение для развития навыков говорения, для усвоения набираемого, наращиваемого из внешних речевых источников словаря, стилистики, стилистических средств имеет внутренняя речь – постоянная привычка размышлять про себя беззвучной неартикулируемой вербальной речью (внутренняя речь в варианте внутреннего проговаривания) – как репетиция будущих внешних речей, монологических и диалогических.

Оцените определение:

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

Найдено рефератов по теме Лексический барьер — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Состояние «Барьера» общения и особенности его диагностики

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Особенности и барьеры непонимания в процессах метафорического моделирования смыслов

Шабанов Л. В.
Рассмотрен феномен перехода смысла метафоры в адиафору. Анализ проблемы дается на примерах бытовой линии общения и в научном объяснительном поле, исходя из контекста качества человеческой деятельности в условиях, когда метафоры превращаются в малопонятную игру словами.
Скачать PDF

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению психолого-педагогических барьеров

Фещенко В.В.
Прогресс развития общества в новом столетии во многом зависит от воспитания современной молодежи. Формирование и становление личности школьников требуют современных и эффективных образовательных технологий, помогающих адаптироваться в окружающем социуме. В данном случае можно выделить новый вид творческой учебной деятельности как проектную. В этой учебной деятельности взаимодействие субъектов образовательного процесса должно способствовать развитию творчества и активности ребенка. Огромную помощь учителям и учащимся окажет знание возможных психолого-педагогических барьеров в обучении проектной деятельности, с которыми они могут столкнуться при ее овладении.
Скачать PDF

Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска

Пономарев Н.Л.
Скачать PDF

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие

Мурашова Лада Анатольевна
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.
Скачать PDF

Метафорическое моделирование социальных процессов и барьеры непонимания

Шабанов Л.В.
Метафора часто становится причиной коммуникативных барьеров в области гуманитарных наук, превращаясь в адиафорическую игру слов.
Скачать PDF

К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров

Залевский Г.В.
Рассматриваются вопросы определения инновационного поведения и инновационной личности, возможные их классификации и типология. К антиподам инновационного поведения автор относит фиксированные формы социального, профессионального и научного поведения и выдвигает идею о том, что инновационное поведение есть состояние и результат борьбы человека-личности с самим собой: с наследственностью, со средой, с опытом и системой в движении, во времени и пространстве, между ирдическим и ноэтическим.
Скачать PDF

Развитие познавательной активности студентов как способ преодоления психологических барьеров при ауд

Агеева Наталия Валерьевна
Рассматривается современный подход к проблеме возникновения психологических барьеров при восприятии иностранной речи на слух. Представлены основные дефиниции термина «психологический барьер». Определяются формы подачи материала, стимулирующие познавательную активность с целью преодоления психологических барьеров в процессе аудирования. Автор указывает на наличие познавательной активности слушателей как на одно из условий успешного аудирования.
Скачать PDF

Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров в образовательном процесс

Дроздова Н.В.
В статье рассмотрены понятия стратегия, стратегия преодоления психологических барьеров, основные характеристики стратегии преодоления психологических барьеров. Изучены стратегии преодоления психологических барьеров студентов-психологов.
Скачать PDF

Психологические особенности полов как барьеры делового общения

Толкачев Юрий Аркадьевич
Целью делового общения выступает соглашение, а следовательно, понимание. В силу присущих им различий субъекты взаимодействия сами порождают многочисленные препятствия профессионального, психологического, вербального характера. В статье анализируются барьеры общения, возникающие в процессе поиска равновесия между требованиями близости и независимости у оппонентов, принадлежащих различным полам. Проводится мысль, что различия, вызываемые особенностями психофизиологической конституции и характером предшествовавшей социализации, в значительной степени определяют форму субкультуры бизнес-деятельности.
Скачать PDF

Разработка новой типологии коммуникативных барьеров в современной педагогике

Чмутова Юлия Сергеевна, Рудакова Ирина Алексеевна
В статье приведена новая классификация типов коммуникативных барьеров, в основании которой положена причинная обусловленность. Представленные типы «барьеров» выделены по строго субъективным критериям как индивидуально-психологические факторы обучаемого, ведущие к деструкции совместной коммуникативной деятельности и снижению эффективности обучения.
Скачать PDF

Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов

Зеер Эвальд Фридрихович, Попова Лидия Сергеевна
В статье обобщены результаты изучения влияния креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов. Предметом исследования было определение взаимосвязи креативности и профессионального выгорания педагогов. Целью работы стало установление закономерностей воздействия различных аспектов креативности на устранение деструктивных тенденций профессиональной педагогической деятельности. Методологической основой исследования послужила концепция Э. Э. Сыманюк о деструктивных тенденциях профессионального становления педагогов и конструктивных стратегиях их преодоления. Исследование проводилось на курсах повышения квалификации Института развития регионального образования Свердловской области. Диагностика психологических конструктов рассматриваемых феноменов осуществлялась посредством тестов, характеризующихся высокой надежностью и валидностью. Экспериментальные данные были обработаны с помощью современных методов математической статистики. Результаты исследования имеют важное практическое значение для проектирования содержания повышения квалификации педагогов и подготовки их к образовательным инновациям. Выводы свидетельствуют о возможности преодоления психологических барьеров, возникающих в процессе выполнения педагогической деятельности, путем развития креативности.
Скачать PDF