Контекстные подходы

Найдено 1 определение:

Контекстные подходы

contextual paradigms). Научные направления, в рамках которых считается, что развитие определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов.

Оцените определение:

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Роль эмоциональной культуры преподавателя в воспитании личности студентов: контекстный подход

Казанцева Галина Николаевна
В статье рассматривается влияние личности преподавателя на формирование эмоциональной культуры студентов, понимаемой как компонент общей психологической культуры личности. Формирование личности представлено в системе концентрических контекстов ее жизнедеятельности, при этом эмоциональная культура обозначена в качестве контекста любой деятельности человека.
Скачать PDF

Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход

Емельянова Людмила Андреевна
Специалист, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, усвоивший традиционные ценности европейской цивилизации, может быть конкурентоспособным. В современных условиях глобальной конкуренции актуальность гуманитаризации образования чрезвычайно велика. Теория контекстного обучения может быть принята в качестве концептуальной основы формирования в вузе конкурентоспособных специалистов в условиях модернизации системы образования.
Скачать PDF

Контекстно-зависимый подход как способ преодоления проблем современной психодиагностики

Статья посвящена анализу современной отечественной практики применения психодиагностического инструментария, обозначению основных недостатков используемых методов и обоснованию контекстно-зависимого подхода в психодиагностике.
Скачать PDF

Контекстно-зависимый подход как способ преодоления проблем современной психодиагностики

Статья посвящена анализу современной отечественной практики применения психодиагностического инструментария, обозначению основных недостатков используемых методов и обоснованию контекстно-зависимого подхода в психодиагностике.
Скачать PDF

Контекстный подход к литературоведению: Достоевский и психоанализ

Калашников Виталий Григорьевич
Цель статьи продемонстрировать возможности широко известного в педагогике и психологии контекстного подхода к литературоведческому исследованию. Методы и методология. Контекстный подход, разработанный А.А. Вербицким как основная составляющая методологии образования, стал главным инструментом изложенного в публикации изыскания. Помимо области общего образования, данный подход приложим к различным его частным сферам -воспитательным аспектом, методологии преподавания различных учебных дисциплин математики, биологии, иностранного языка и др. Использование данного подхода в качестве составляющей общепсихологической методологии позволило применять его и в различных областях гуманитарного знания, в частности в литературоведческих исследованиях с ярко выраженной психологической проблематикой. Методом работы был избран соответствующий подходу контекстный анализ. Результаты. С опорой на трактовку А.А. Вербицкого и результаты позднейших исследований автор показывает, что контекст это семантический механизм, объективируемый во внешних формах тестовых фрагментов, социально-коммуникативных ситуаций и т. п. Выделены такие виды контекстов, как микроконтект личности и произведений автора, мезоконтекст социокультурных влияний, а также макроконтекст восприятия и интерпретации произведений в культуре и науке. Представлен критический взгляд на психоанализ как инструмент литературоведения в отечественной культуре. Благодаря систематизации взаимодополняющих контекстов и психоаналитической интерпретации развенчан миф об эпилепсии Ф.М. Достоевского как истоке его творчества, хотя, по признанию самого писателя, личностные проблемы и неврозы все же отразились на его произведениях. Выдвинута гипотеза об обратном влиянии творчества Ф.М. Достоевского на концепцию З. Фрейда, т. е. о формировании психоанализа под воздействием художественного творчества. Научная новизна. Методы привлечения интертекстуального и социокультурного окружения давно известны в языкознании и литературоведении. Однако разнородные среды существования личности и творчества художника в качестве унифицированной системы психологических по своей сути контекстов не рассматривались. Новизна предлагаемого способа исследования заключается прежде всего в систематичности формирования комплекса контекстов изучаемого явления, что позволяет соотносить между собой самую разнородную по происхождению информацию. В результате исследователь получает ряд взаимодополняющих описаний в духе «принципа дополнительности» Н. Бора, что обеспечивает объемность и полноту восприятия изучаемого явления. Практическая значимость работы заключается в убедительном доказательстве перспективности контекстного подхода к междисциплинарному психолого-литературоведческому исследованию.
Скачать PDF

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭМПИРИЧ

Жукова Наталья Владимировна, Рыбакова Людмила Александровна
В статье впервые применена категория «психологический контекст» для изучения социокультурной адаптации первоклассников. Представлена теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста обучающихся как системы, включающей в себя содержательные элементы: этническую и социальную идентичности. Этническая идентичность и социальная идентичность определены как элементы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников. В статье представлены результаты эмпирического исследования. Обнаружены статистически достоверные связи компонентов этнической и социальной идентичностей, подтверждающие гипотезу о том, что учащиеся традиционных культур первоначально решают задачу культурной адаптации в новой этнической среде. Обосновано, что внутренний контекст в зависимости от результата интеграции социокультурных образцов принимает различные формы. Внутренний кросскультурный контекст, проявляющийся в форме субъектной и социокультурной, способствует адаптации первоклассников, а проявляющийся в форме диффузной, кризисной и групповой, не способствует адаптации. Процесс интеграции элементов внутреннего контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит. У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами обнаружена тенденция к большему использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами. Установлено, что первоклассники с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста имеют трудности адаптации к школе. Предложенная в статье теоретическая модель может быть экстраполирована и на другие возрастные этапы развития личности в процессах образования, в том числе профессионального.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Теоретические подходы к определению насилия

Цокуренко С.С.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормонотерапию. Показания к заместительной гормонотерапии распространяются на всю симптоматику климактерического синдрома и сопутствующий ему комплекс метаболических расстройств, однако ни один из используемых вариантов гормонотерапии не может воспроизвести утраченный естественный гормональный статус, особенно индивидуальный циркадный ритм. Кроме того, заместительная гормонотерапия не может всесторонне имитировать всю совокупность индивидуального адекватного гормонального фона. При этом, положительный результат данной терапии нередко сопровождается рядом побочных явлений, весьма губительных для отдельных пациенток. Так, длительное применение эстрогенсодержащих препаратов в качестве заместительной терапии в большинстве случаев приводит к резким нарушениям в сердечно-сосудистой и гепатобилиарной системах, а также к появлению новообразований. Следует отметить, что в эти схемы лечения не входит оптимальная нормализация мнестических процессов пациента, а сведения о какой-либо фармакологической коррекции нарушений высших функций мозга при патологическом функционировании гипофизарно-овариальной системы, кроме заместительной гормональной терапии, отсутствуют. В работе обсуждаются проблемы разработки новых подходов к фармакокоррекции, при которых используемые различные нейротропные препараты или их комбинация с эстрогенами в минимальных дозах прямо или опосредованно модулируют функциональную активность нейромедиаторных или гормональных систем, приводя к улучшению или полной нормализации процессов высшей нервной деятельности мозга. Проведенный в работе анализ эффектов комбинированной терапии нейротропными веществами с 17β-эстрадиолом открывает перспективы для создания новых фармакологических препаратов, сочетающих в себе одновременно гормональный и нейромедиаторный агенты. На основе экспериментальных данных могут быть предложены новые подходы к применению нейротропных средств и/или их комбинациий с гормональными препаратами для эффективной фармакокоррекции расстройств высших функций мозга при дисбалансе эстрогенов в организме. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант РГНФ № 06-06-00551а.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!