КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение:

КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"

(Б.Г.Ананьев)

Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.

Индивидуальность - это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида , личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личн. - составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность - "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность - это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности.

Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личност. свойств.

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Читать PDF

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и

Чистоградова И. А.
Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба.
Читать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Читать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной общест
Читать PDF

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ

Дыхан Л.Б., Панова Ю.В.
Читать PDF

Значимость «Я-концепции» в профессионально-личностном становлении студентов будущих преподавателей т

Пономаренко Карина Геворговна
Статья посвящена изучению актуальной проблемы педагогической психологии исследованию личностного становления студента, определению функциональной роли «Я-концепции» в данном процессе.
Читать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики.
Читать PDF

Построение «Я-концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников

Беляева Л. А.
В статье представлены актуальные вопросы, имеющие отношение к профессиональному самоопределению старшеклассников в школе.
Читать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех фа
Читать PDF

Изменения я-концепции у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и п

Милейко М. В.
В статье обсуждается взаимосвязь заболевания и особенностей смысловой сферы у детей с ХГП.
Читать PDF

Возможные подходы к исследованию индивидуальной концепции любви

Петрушин С.В.
Читать PDF

Становление позитивной Я-концепции дошкольников

Косолапова Нина Григорьевна
В статье представлен опыт экспериментального исследования автора. Показывается роль личностного опыта в становлении и формировании Я-концепции дошкольника.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: