КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В психоанализе, модель реагирования на конфликт, в которой выражены элементы обоих компонентов конфликта. Классическая теория рассматривает это как смешение подавленных импульсов и подавляющего фактора.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Компромиссное образование
в психоанализе – любое явление психического (обычно это симптом), оказывающееся продуктом конфликта и частично представляющее обе стороны конфликта. Осуществляет компромисс между вытесненным импульсом и вытесняющей инстанцией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
compromise formation) Любое психическое явление, оказывающееся продуктом КОНФЛИКТА и частично представляющее обе стороны конфликта. Обычно это симптом. Он осуществляет компромисс между вытесненным импульсом и вытесняющей инстанцией (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Компромиссное образование
Разрешение психического конфликта, при котором с целью удаления невыносимого неудовольствия (страха и/или депрессивного аффекта) элементы бессознательного конфликта интегрируются таким образом, чтобы удовлетворить как защиту, так и бессознательное желание и притязания Суперэго. Следует отличать патологические компромиссные образования, носящие характер симптомов, от таких, которые расположены на границе внутренней и внешней адаптации, не связанной с нарушениями.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
COMPROMISE FORMATION)
Идеационные, аффективные и поведенческие результирующие попыток разрешения конфликта между психическими силами или между психикой и внешним миром. Компромиссное образование возникает в результате того, что проявления-дериваты инстинктивных влечений (желания и фантазии) сталкиваются с ограничениями со стороны Я или запретами со стороны Сверх-Я; конфликт завершается тем, что они отделяются от сознания. Разрешение такого конфликта предполагает реорганизацию внутренних сил, при которой возникает возможность приемлемого выражения и проявления каждого из соперничающих интересов в соответствии с принципом множественного функционирования (Waelder, 1930). Компромиссные образования включают динамически активные составляющие, которые проистекают кок из психических сил (Оно, Я, Сверх-Я), так и из внешней реальности. Например, фантазия отражает не только желание, но и вызывающую страх опасность, защитные действия и наказание; таким образом, сознание становится толерантным по отношению к фантазии. Компромиссные образования могут принимать различные формы: черт характера, идентичности, самооценки, сублимированного поведения, символов, фантазий, симптомов или симптоматических действий, сновидений, ошибочных действий, переноса или некоторых интропсихических паттернов, которые могут иметь структурное значение в качестве компонентов Сверх-Я (см. Brenner, 1982). Компромиссные образования могут сохранять свое значение продолжительное время или же представлять собой лишь неустойчивые комбинации, наблюдаемые во время аналитического процесса. Поскольку компромиссные образования участвуют в формировании сопротивления анализу, необходимо выявлять компоненты защиты против возникающих специфических дериватов влечений.
Не всякое поведение является результатом компромиссных образований. В 1939 году Гартманн сформулировал положение о существовании свободной от конфликтов сферы Я с относительно независимыми функциями; соответствующая активность не рассматривается кок компромиссное образование.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
психическое явление, возникающее в результате предпринимаемых человеком попыток по разрешенияю внутриличностного конфликта.
   Понятие компромиссного образования было введено З. Фрейдом для описания механизмов возникновения сновидений, ошибочных действий, симптомов невротических заболеваний. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) при рассмотрении отношений между системами бессознательного и предсознательного он исходил из того, что степень подчинения первой системы со стороны второй свидетельствует о степени психической нормальности человека. Невротические симптомы показывают, что обе системы находятся в конфликте друг с другом и они «суть компромиссные результаты этого конфликта». По мнению З. Фрейда, в сновидении противоречивые мысли не стремятся уничтожить друг друга, а существуют одна возле другой. Часто они объединяются в продукты сгущения, как будто между ними нет никаких противоречий, или же «образуют компромиссы». В целом, сгущение представлений, «посредующие и компромиссные образования» препятствуют достижению цели идентичности восприятия и мышления. Психически подавленное, которое в бодрствененом состоянии не могло найти себе выражения и было изолировано от внутреннего восприятия, в ночной жизни, «при господстве компромиссных образований находит себе пути и средства для проникновение в сознание».
   С точки зрения З. Фрейда, вещественное или словесное сходство между двумя элементами бессознательного материала служит поводом для создания третьего – «смешанного или компромиссного представления», которое в содержании сновидения представляет оба слагаемых. Аналогичное положение имеет место также при совершении ошибочных действий, поскольку, как заметил основатель психоанализа в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901), «сгущение и компромиссные образования» являются характерными как в том, так и в другом случае. В конечном счете ошибочные действия представляют собой компромиссы, они означают полуудачу и полунеудачу для двух противоположных намерений.
   Подобно сновидениям и ошибочным действиям, симптомы психических заболеваний также являются производными бессознательных процессов, результатом компромиссных образований. В процессе аналитической терапии приходится встречаться с разнообразными компромиссными образованиями, включающими в себя не только сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы, но и символы, фантазии, черты характера, различные формы поведения пациента. В центре внимания аналитика оказываются как устойчивые, продолжительные по времени компромиссные образования, так и их незначительные, кратковременные проявления, нередко возникающие в ходе аналитического лечения. В частности, перенос на психоаналитика нежных или враждебных чувств со стороны пациента выступает в качестве одного из компромиссных образований, требующих соответствующей проработки.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Похожие термины:

  • Психосоциальное компромиссное образование

    Осуществляемое в группах, подвергаемых основанной на психоанализе и глубинной психологии терапии, групповое действие, в процессе которого на среднем уровне глубины регрессии развиваются относи