коллективное мнение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

коллективное мнение

разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ
совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение членов коллектива к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам. Человек не только лично переживает впечатление от воспринятого события, а делится этим впечатлением с окружающими, сопоставляет свою точку зрения со взглядами других. Происходит сложный процесс взаимодействия и синтез индивидуальных мнений, в результате которых одни суждения отсеиваются, другие обогащаются, уточняются. Так складывается К. м., поддерживаемое если не всеми, то большинством. Это единство мнений сближает людей, создает предпосылки для единства их действий и сплочения. Общественное мнение коллектива возникает не по любому поводу, а только по событиям и фактам, близко затрагивающим их интересы. Ответ на вопрос вокруг каких событий, фактов и т. д. существует общее мнение свидетельствует о моральном облике коллектива, его воспитательных возможностях. Например, от того, кто авторитетен в воинском коллективе, на чем зиждется его авторитет, в значительной степени зависит моральный климат в коллективе в целом, поведение отдельных воинов, результаты их деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ
КАЛЕКТЫЎНАЕ МЕРКАВАННЕ / COLLECTIVE OPINION– социально разделяемая позиция (та, которой придерживается большинство членов исследуемой социальной группы) по социально значимым вопросам. Наиболее прототипической разновидностью К. м. является общественное мнение– представления и позиции, разделяемые большинством представителей большой устойчивой социальный группы (обычно подразумевается большинство населения национального государства). Также носителем коллективного мнения может быть другая социальная группа, например коллектив сотрудников организации, локальное сообщество и т. п. Исследования К. м. берут свое начало в работах Э. Дюркгейма, Дж. Гэллапа, П. Лазарсфельда и др. В социальной психологии особенно хорошо теоретически обоснован феномен социальных репрезентаций– разновидность К. м., обладающая особой структурой и динамикой формирования. К. м. может формироваться различными путями– стихийно, снизу вверх, посредством обсуждения социально значимых вопросов либо путем возникновения у большинства представителей социальной группы сходной позиции независимо друг от друга, или сверху вниз посредством направленного влияния тех, кто обладает для этого достаточной мотивацией и властными ресурсами. Поэтому в последние десятилетия К. м. активно изучается в рамках исследований массовых коммуникаций, в том числе медиакоммуникаций, с одной стороны, и исследований локальных сообществ и формирования горизонтальных связей– с другой, а также в рамках исследований элит. В формировании К. м. особую роль играют лидеры мнений– публичные личности, выступающие для значительной части населения авторитетными фигурами по определенным вопросам. Особую роль в понимании К. м. в психологии играет феномен множественного неведения. Это понятие было введено в научный оборот Ф. Олпортом для обозначения социальной ситуации, в которой большинство людей разделяют определенную позицию, однако пребывают в неведении относительно того, что эти взгляды разделяются большинством, считая себя, напротив, носителями непопулярных идей. Феномен множественного неведения объясняет один из возможных механизмов, опосредующих связь между К. м. и коллективным действием, препятствуя выработке группового консенсуса и коллективной мобилизации. Психодиагностику К. м. обычно производят методом опроса, особенно если речь идет об изучении общественного мнения. Кроме того, преобладающее К. м. по конкретному вопросу можно изучить посредством естественного эксперимента (так, в экспериментальном дизайне, разработанном С. Милграмом и коллегами, анализировалось то, какое количество якобы потерянных писем, адресованных представителям противоборствующих политических сил, было отправлено случайными прохожими). В последнее время активно развиваются методы изучения К. м. по материалам социальных сетей и другого интернет-контента. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
447.11 кб

Аспекты изучения коллективного мнения, коллективного настроения и внутриколлективных традиций в подр

Исаева Наталья Николаевна
В статье раскрываются технологии формирования таких важных социально-психологических явлений, как коллективное мнение, коллективное настроение и внутриколлективные традиции, в подразделении внутренних войск МВД России, показана ак

Похожие термины:

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ (КОЛЛЕКТИВНОЕ) МНЕНИЕ

    совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным явлениям, событиям в жизни общества, к поведению и деятельности членов коллектива.