Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени это что такое Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени: определение — Психология.НЭС
КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Когнитивно-аффективные единицы

Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени

Найдено 1 определение:

Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени

Когнитивная согласно которой субъективное восприятие течения времени непосредственно зависит от центра внимания. Сторонники этой теории исходят из того, что внимание человека распределено между двумя «процессорами» — между «процессором», обрабатывающим информацию невременного характера, и когнитивным таймером, обрабатывающим временную информацию.
Оцените определение:

Источник: Психология ощущений, глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивно-стилевые и личностные особенности субъекта в интерпретации текстов: к теории и методологи

Павленко Виктория Анатольевна
Рассматривается один из фундаментальных вопросов психологии о роли когнитивно-стилевых и личностных особенностей субъекта в интерпретации текстов. Анализируются различные подходы, позволяющие говорить о том, что порождение текстов и их интерпретация находятся под влиянием определенных личностных характеристик субъекта, в частности, психотипа и когнитивного стиля. Акцентируется внимание не на текстах вообще, а на так называемых текстах-интерпретациях, требующих индивидуально-психологического подхода к анализу. Предполагается, что одновременное использование возможностей когнитивно-стилевого и типологического подхода при изучении текстов-интерпретаций позволит получить новые основания для выделения психотипов. Констатируется необходимость учета при этом ценностно-мотивационных характеристик субъекта. Делаются выводы и рекомендации по дальнейшему изучению поднятой проблемы.
Скачать PDF

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: пространственные и

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает пространство древнегреческого симпосия, включающее в себя и проективную реальность симпосиатической вазописи с точки зрения стоящих за ними когнитивных механизмов.
Скачать PDF

Когнитивные и мотивационные теории в психолого-экономических исследованиях поведения

Шульгин М.В.
Проведен исторический анализ становления и развития когнитивных и мотивационных теорий с позиции междисциплинарных психолого-экономических исследований. На основе исторического анализа осуществлена систематизация факторов, влияющих на характер экономического поведения, выделены основополагающие концептуальные подходы к анализу поведения
Скачать PDF

Проблема cтресса (дистресса) и когнитивные теории

Тимошенко Татьяна Викторовна
Феномен стресса в условиях современного технологического общества постоянно сопутствует жизни человека. Чем благополучнее становится жизнь людей, тем более снижена их способность к изменениям и адаптации. Стресс изучается целым рядом различных наук: от биологии, медицины, физиологии и психологии, до демографии, юриспруденции и политологии. Но это явление существовало и в древности. Человеку для восстановления гармоничного существования рекомендовалось освободиться от влияния внешнего мира путем изменения образа мыслей, постоянного самосовершенствования. И среди современных исследований также будущее за когнитивными науками, исследующими и разрабатывающими когнитивные техники и технологии управления стрессом.
Скачать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания. Это приводит к изменению педагогической системы «обучающий – обучаемый – обучающие программы – содержание учебного материала», направленной на инновационные тенденции. В современных теориях образования обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой.
Скачать PDF

Когнитивные модели и коды культуры и искусства созерцание. Восприятие. Представление

Привалова Вера Михайловна
Статья посвящена вопросу когнитивной детерминации артефактов культуры и искусства, поскольку человек представляет собой единство своей биологической и социальной природы, одновременно. Основное содержание статьи направлено на выявление различных интегрирующих и дифференцирующих принципов культуры, которые позволяют существовать множеству системных стереотипов в единстве культурно-исторического контекста, а также направляют адаптацию человека к конкретной культуре в процессе жизнедеятельности.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: особенности культур

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает комплекс культурных кодов, свойственных древнегреческому симпосию, как единое целое, определяющее способы создания у симпосиастов соответствующей системы когнитивных диспозиций.
Скачать PDF

Основания для классификации психологических теорий восприятия информации

Первушина Нина Андреевна
Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Скачать PDF

Методический арсенал социально-когнитивной теории личности

Виноградов Александр Геннадьевич
Статья посвящена обзору основных направлений в области социально-когнитивной диагностики поведенческих структур (поведенческих или личностных сигнатур) с целью наметить возможные перспективы ее развития. Утверждается, что социально-когнитивная теория сможет составить реальную конкуренцию современной теории личностных черт исключительно в том случае, если сумеет выработать не только собственную теорию диагностики, но и собственную систему статистических методов, дизайна исследований и психометрику. На основании обзора ряда исследований, базирующихся на внешнем наблюдении, самонаблюдении, техниках изучения предпочтений, Q-сортировке и S–R опросниках, предложена общая схема сбора данных о поведенческих сигнатурах и их статистического анализа. Эта схема позволяет преодолеть существенные недостатки диагностических инструментов в рамках социальнокогнитивного направления в исследовании личности: чрезмерную трудоемкость и невысокую информативность результатов. В ее основе лежат использование методов планирования эксперимента для формирования стимульных ситуаций, объединение данных самоотчета и внешнего наблюдения, проведение повторных замеров и глубинных интервью, а также применение комплекса современных статистических методов для описания и объяснения интраиндивидуальной вариативности поведения (конджойнт-анализ, кластерный анализ, многоуровневое моделирование и т.д.). На основании проведенного анализа предлагается система показателей для описания качества статистических моделей на уровне индивида – индивидуальные индексы надежности-эквивалентности, стабильности, внутренней согласованности и валидности. Предложенная схема и система показателей может быть использована для индивидуальной личностной диагностики с позиций социально-когнитивного подхода, а также при проведении научных исследований, имеющих целью объяснение интраиндивидуальной вариативности поведения. Делается вывод о том, что в психологии личности складывается целостная система методов идиографического анализа, при этом ее важной составляющей должна стать индивидуальная психометрика. Дальнейший прогресс в этой области предполагает возможность интегрировать информацию об активных ингредиентах ситуации из различных источников на основе содержательной психологической теории ситуаций.
Скачать PDF

Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателям

Бородовская А.Ю.
В статье рассмотрена история возникновения, развития и применения компьютерных технологий в процессах переработки знаний, в когнитивных подходах к восприятию информации.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть II. Теории косвенной оценк

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Во второй части статьи продолжается анализ теорий мета-оценки, то есть субъективной оценки эффективности решения задач. Описываются модели косвенной оценки, рассматривающие мета-оценки как результат анализа косвенных признаков, не имеющих непосредственного отношения к выбранному решению. Например, человек может быть уверен в ответе, поскольку он знает, что в принципе хорошо решает задачи данного типа, или испытывать чувство «на кончике языка», поскольку у него возникает много ассоциаций в ответ на заданный вопрос. Как и в случае теорий дополнительной оценки и теорий частичного доступа, рассмотренных в первой части статьи, теории косвенной оценки обладают схожими сильными и слабыми сторонами, вне зависимости от того, какие конкретно мета-оценки они описывают. Подобного рода модели хорошо справляются с проблемой расхождения объективной эффективности и мета-оценок, но взаимосвязь между этими параметрами оказывается для данного класса теорий проблемой. В заключении рассматриваются возможные направления дальнейшего развития теорий мета-оценки. Формулируются три проблемы для будущих теорий: (1) как объяснить соответствие и рассогласование мета-оценок и объективной эффективности решения? (2) что объединяет различные мета-оценки и в чем они отличаются? (3) как соотносятся между собой мета-оценки и осознанность?
Скачать PDF