Категоризация это что такое Категоризация: определение — Психология.НЭС
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Категоризация понятий общение и коммуникация

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Найдено 5 определений термина КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, - как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами - обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта - это прежде всего семантические структуры естественного языка - значения вербальные; форма фиксации опыта - символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Категоризация

процесс, посредством которого группируются вместе психологические понятия.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

categorization; Kategorisation) – одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями – сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия и т.п. В узком смысле категоризация – это подведение явления, объекта, процесса и т.п. под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, но в более широком смысле – процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений, а также - результат классификационной (таксономической) деятельности. Иногда утверждают, что явление категоризации – это лингвистическое явление, и о нем следует говорить как о лингвистической категоризации. Ее результаты отражены в полнозначной лексике, а каждое полнозначное слово можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Не будь имен, как знали бы мы, к какому классу или категории относит человек, говорящий на естественном языке, какой-либо объект, процесс, признак или явление. Но такое утверждение не следует понимать чересчур буквально: ведь и животные различают стимулы разной природы и по-разному на них реагируют [Jackendoff 1993]. Те же способности ярко проявляются и в экспериментах с маленькими детьми: не зная общих терминов для называния категории (например, номинации «фрукты» или «овощи»), они тем не менее раскладывают по просьбе экспериментатора предъявляемые им предметы по разным кучкам. С развитием когнитивного подхода взгляды на сущность процесса категоризации были подвергнуты радикальному пересмотру. Истоки ее нового понимания нередко связывают с Л. фон Витгенштейном, который в своем блестящем анализе значений слова «игра» пытался показать, что все подобные значения связаны лишь «фамильным сходством», т.е. наличием у попарно сравниваемых значений какого-нибудь общего признака. Это равносильно тому, что один родственник может быть похожим на другого в силу сходства их темпераментов, а другой – из-за внешнего сходства и т.п. Думается, что именно эти идеи были плодотворно развиты затем Дж.Лакоффом и нашли свое отражение в так называемом прототипическом подходе и прототипической семантике. Прототипический подход к исследованию принципов естественной категоризации начинается с работ Э.Рош, которой принадлежат наблюдения о прототипах как лучших образцах категории, и, главное, об уровнях категоризации с выделением базового уровня категоризации как центрального для многих видов когнитивной деятельности. Огромная специальная литература посвящена и в психологии и в лингвистике категоризации цвета, привлекающей к себе внимание ученых благодаря объективной возможности соотнести цветовые обозначения со спектром цвета, который, как известно, сам организован как некий диффузный континуум, границы в котором можно установить лишь условно. Нередко утверждают, впрочем, что по- добно цветовой шкале организован и весь окружающий нас мир: мы членим его только потому, что выделение в нем отдельных фрагментов подсказано языком.  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

греч. kategoreo — порицаю, упрекаю) — психологическая операция по переработке информации, которая приводит к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмножества — категории или классы. Различают два основных вида К.: бинарная (разбиение на два класса) и многоальтернативная. Зависимость времени выполнения операции К. от длины алфавита сигналов п и общего числа представляемых сигналов D аппроксимируется (от аппроксимация — приблизительная оценка) уравнением: где константа С — характеризует время актуализации одной энграммы в памяти; Е — время сопоставления одного воспринятого сигнала с одной энграммой; А — время классификации при одном сигнале, a F — коэффициент, отражающий тип процесса сопоставления (параллельный, последовательный, самозаканчивающий или исчерпывающий); для положительных ответов F = 0, для отрицательных— положительная величина. Т— суммарная оценка переработки структурных действий информации. В процессе повторения задачи происходит уменьшение Т. Объясняется это тем, что процесс сопоставления сигнала с разными энграммами может идти не только последовательно, но и параллельно, причем в результате обучения доля параллельных сопоставлений возрастает. В результате этого процесс К. может превратиться в действие прямого замыкания. Т. о., задача К. по своей психологической сущности может быть разной в зависимости от опыта человека. При этом не исключено, что и другие факторы могут определять параметры К. В частности, обнаружено, что вид логических связей (конъюнкция или дизъюнкция) в задаче К. также влияет на психологическую структуру действия и его количественные показатели (Т. М. Зараковский).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Категоризация

англ. categorize - классифицировать, устанавливать категорию) - базисное понятие психол. науки (Дж. Брунер), как и более распространенный в отеч. психологии (в первую очередь, в школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии) термин «означивание» или «опосредованность значением». Восприятие и осознание объектов и событий окружающей физич. и социальной действительности, др. людей и даже самого себя является, с т. зр. психол. науки, обобщенным и опосредованным. Воспринимая единичный объект, человек сознательно или на неосознаваемом уровне его категоризует, т. е. относит этот единичный объект к нек-рому классу объектов, представителем или носителем к-рого может выступать некий перцептивный эталон, вербальное значение, социальный стереотип, типажный образ и т. п., и категоризовав, т. е. соотнеся это единично воспринятое с категорией или неким значением, субъект проецирует свое знание об этой категории на единичный объект. Во времена В. Вундта это обозначалось как перцепция (непосредственное восприятие) и апперцепция (проекция на воспринимаемое опыта воспринимающего субъекта), обеспечивающая, в частности, константность восприятия (относительная независимость восприятия от внеш. условий). Так, напр., в результате неосознанных перцептивных операций, связанных с поправками на удаленность, высокий человек на далеком расстоянии воспринимается высоким человеком, а не маленькой «букашкой», несмотря на ничтожно малую величину его проекции на сетчатку глаза. Имея эталонный образ человека и делая поправку на удаленность, наше восприятие создает адекватный истинным размерам человека перцептивный образ. Относительно социальной перцепции (т. е. восприятия человека человеком), процесс К. заключается в том, что, воспринимая некоего человека, о к-ром мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внеш. признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Т. е. в результате процесса К. субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, естеств. языка, поведенческих сюжетов. Т. о., восприятие и осознание единично воспринимаемого оказывается опосредованным (значениями или категориями) и обобщенным. Все вышесказанное относительно процесса К. справедливо не только применительно к процессам восприятия, но и осознания, памяти, воображения. Наше восприятие мира вооружено и вместе с тем ограничено средствами К. Как писал Л. Витгенштейн, «Границы моего языка определяют границы моего мира» (2003). С этой т. зр. выделено из потока ощущений или извлечено из памяти и затем осознано может быть только то, для чего имеется соответствующее значение, эталоны, стереотипы, типажи. Представляет интерес феномен возможного искажения воспринимаемого в сторону большего соответствия эталонной форме. Т. е. видение и интерпретация воспринимаемого подстраивается под некие эталонные, стереотипные формы, подчас принося в жертву точность восприятия. Так, применительно к житейским историям очевидец неосознанно категоризует их, подводя к эталонным житейским или литературным сюжетам. Дж. Брунер исследовал проблематику описания человеком своего жизненного пути, своей жизненной ситуации в рамках т. наз. нарративной психологии (нарратив - рассказ). Рассказывая психотерапевту события своей жизни, человек неизбежно использует уже имеющиеся сюжеты, как бы подгоняя собственное бытие под культурно-исторически сложившиеся сценарии и сюжеты нарратива. Т. е. и жизненные сценарии, и сюжеты можно рассматривать как объемные и емкие единицы категоризации. В обл. психологии личности исследование содержания и функционирования индивидуальных форм К. представлено в теории личностных конструктов Дж. Келли. Он рассматривал обычного человека как познающего мир и себя исследователя, к-рый проверяет гипотезы, касающиеся мироустройства с помощью личностных конструктов иерархически организованных биполярных оппозиций, на языке к-рых осуществляется описание мира. Им же разработан методический аппарат - «репертуарные решетки», позволяющие с помощью факторного анализа выделять разного уровня обобщения индивидуальные категории субъекта познания. Областью психологии, исследующей структуру, содержание, генезис и функционирование категорий в процессе миропознания, является психосемантика (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев), где многие методические принципы Келли также распространены на исследование К. не только в сфере межличностного познания, но и применительно к психологии искусства и массовых коммуникаций, в области полит. и этнопсихологии, исследований экологического сознания и представлений в области права, этики, юриспруденции и т. п., т. е. исследований имплицитных моделей мира субъекта в самых разных сферах бытия. В области социальной психологии К. тесно связана с проблемой социальной идентичности. А. Тэшфел и Дж. Тернер в эксперим. исследованиях показали, что даже простое разбиение однородной группы испытуемых на 2 класса (напр., А и Б) способно вызвать у них чувство групповой сплоченности, фаворитизма и конкуренции. Любые формы дифференциации при К. по социальному, национальному, религиозному, возрастному принципу способны мобилизовать групповое единство, но одновр. вызвать и чувство противостояния и агрессии. И наоборот, К. по общему основанию ведет к интеграции вначале на уровне социальных представлений (С. Московичи), а затем и на уровне социального поведения. Лит.: Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентативности в обыденном сознании. М., 1983; Он же. Основы психосемантики. М.-Смоленск, 1997. В. Ф. Петренко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Предрассудки, категоризация и дискриминации

Кубякин Евгений Олегович
Я-концепция это осознание того, что мы собой представляем, а групповое определение того, кем вы являетесь, подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь. Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции, а потребность в общественном признании, также может стать причиной формирования предубеждений. Поэтому одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация разбивка различных объектов окру жающего мира по группам.
Скачать PDF

Социальная категоризация: представления об объекте и специфике процесса

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена обзору особенностей процесса социальной категоризации, его объекту и функциям. Освещается специфика использования данного процесса в центральных теориях психологии социального познания.
Скачать PDF

Категоризация социальных групп

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена рассмотрению вопроса категоризации социальных групп. Ключевой вопрос данной статьи заключается в том, существуют ли различия между категоризацией одного человека и группы людей. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу, что данные различия существуют и в их основе лежат те свойства, которыми обладает группа как сложный социальный объект. Основной акцент делается на рассмотрении «целостности» как ключевого свойства социальной группы. Рассмотрев группы, в разной степени обладающие признаком «целостности», автор описывает примерную классификацию социальных групп.
Скачать PDF

Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизац

Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н.
В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий. Представлены категории уровней коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, акмеологической культуры, природных и творческих потенциалов, антиципации, интеграции и дифференциации. Раскрыты категории путей их развития, самореализации, самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации коммуникативной культуры в созидаемых продуктах в самих себе и учащихся будущих бакалаврах, магистрах, специалистах. The article presents the categorization of psychological-acmeological concepts. Considered category, the levels of communicative culture, communicative competence, acmeological culture, nature and creative potential of anticipation, integration, and differentiation. Disclosed category the ways of their development, self-fulfillment, self-improvement, self-correction, the reorganization of communicative culture to build products themselves, and students future bachelors, masters, specialists.
Скачать PDF

Особенности категоризации телесного опыта у детей с разными типами межполушарного взаимодействия

Акимова Ольга Владимировна
Представлены результаты исследования категоризации телесного опыта у детей 8-9 лет с разными типами межполушарного взаимодействия. Обнаружена специфика в структуре и содержании телесного и болевого опыта детей с правополушарным и левополушарным доминированием.
Скачать PDF

Специфика социальной категоризации молодежи в различных условиях социализации

Аринушкина Наталья Сергеевна
В статье представлен анализ категоризации на «своих» и «чужих» в представлениях учащейся молодежи. В качестве основного рассмотрен механизм принятия и дистанцированности. В статье социальные представления о «своих» и «чужих» рассматриваются как важнейшие показатели сформированности социальной и личностной идентичности молодежи.
Скачать PDF

Возрастные аспекты социальной категоризации

Курышева О.В.
Статья посвящена теоретическому анализу специфики социальной категоризации на основе возрастных признаков. Раскрываются особенности возраста как фундаментальной социальной категории универсальность, доступность, очевидность. Рассматриваются принципы и стратегии социальной категоризации возрастных групп, роль возрастных признаков в групповой идентификации. Теоретические выводы подтверждаются результатами существующих зарубежных исследований.
Скачать PDF

Выбор скриптов поведения в процессе категоризации социальных объектов

Сакбаев Ахмет
Изучалась реализация социальных представлений в процессе принятия решений. В исследовании была разработана методика, позволяющая организовать сетевое (а не иерархическое) пространство поиска для выявления стратегий (выборов поведенческих скриптов) в процессе принятия решения относительно социальных объектов. В качестве социальных объектов использовались изображения 8 женских лиц. В предварительном исследовании выявлены имплицитные конструкты относительно данных объектов. Методом двушаговой классификации выделено три категории, надежно дискриминирующие имплицитные конструкты («внешний вид», «литературные предпочтения», «темперамент»). На основании выделенных конструктов составлены вербальные портреты социальных объектов. Испытуемым предлагается найти социальный объект, используя процедуру квеста. Показано, что в процессе социальной категоризации испытуемые руководствуются имплицитными представлениями.
Скачать PDF

Решение задачи категоризации при разных формах категориального прайминга

Койфман А.Я.
В статье рассматривается возможность выделения двух компонентов категориального прайминга по типу отношения между праймом и объектом категоризации. Первый компонент ситуативный и связан с заданными категориями ответа (прайм и объект категоризации требуют одинакового ответа), второй компонент семантический, связан с устойчивыми категориальными структурами семантической памяти (прайм является названием естественной категории объекта). В задаче категоризации объектов из категорий «одежда» и «здания» (категории объекта) по основанию «часть»—«целое» (категории ответа) получен отрицательный категориальный прайминг ответа при отсутствии прайминга объекта. Эффект в разной степени выражен в разных категориях объектов. Результат интерпретируется как подтверждение необходимости различения двух компонентов неосознаваемого категориального прайминга.
Скачать PDF

Влияние предыдущих знаний на открытие правил категоризации и их изменение в процессе использования

Котов Алексей Александрович, Бангура Мариам
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. В основе нашего эксперимента лежит процедура, использованная в эксперименте Э. Висневски и Д. Медина (1994), однако мы давали испытуемым задачу не только создать правило для категоризации рисунков, как в оригинальном эксперименте, но и использовать это правило для категоризации новых рисунков и при этом оценивали, как часто испытуемые будут изменять первоначальное правило и как именно они будут это делать. В исследовании приняли участие 114 студентов из нескольких вузов. Испытуемые попадали в одно из четырех условий. В первом условии испытуемые получали инструкцию, что рисунки были созданы детьми с высокой и низкой креативностью (теоретическая группа). Во втором условии — что рисунки рисовали дети из групп А и В (стандартные группы). Испытуемые в третьей группе получали нерелевантное теоретическое знание. Испытуемые в четвертой группе получали инструкцию, что рисунки рисовали дети из групп А и В, как в стандартной группе, но дополнительно мы давали им пример рисунка ребенка из группы А и из группы В (стандартная группа с примерами). В результате исследования оказалось, что при категоризации на основе подходящих предыдущих знаний (теоретическая группа), в отличие от условий, когда такой основы не было (стандартная группа, группа с нерелевантным знанием и группа с примерами), испытуемые не только открывали более сложные и абстрактные правила, но и потом гораздо чаще изменяли их при последующем использовании, когда категоризовали новые объекты. Еще одним важным открытием в исследовании было то, что после изменений правил категоризации в процессе их использования во всех экспериментальных группах по содержанию эти правила категоризации становились более сложными и абстрактными. Мы обсуждаем результаты исследования как присутствие в категоризации двух этапов — поиска в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.
Скачать PDF

О связи категоризации социального окружения («Своих», «Чуждых», «Иных») с оптимизмом/пессимизмом у р

Донцов Александр, Зеленев Илья
В статье рассматривается связь между эмоциями и особенностями категоризации социального окружения. Проанализированы результаты исследования по материалам репрезентативного опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» по авторской методике. Выявлен характерный симптомокомплекс, объединяющий: принцип категоризации «своих», «чуждых» и «иных»; субъективное представление об их количественном соотношении; склонность к оптимизму/пессимизму.The authors examine connections between emotions and peculiarities of the categorization of social environment. The results of the representative survey conducted by the Public Opinion Foundation based on the authors methodology are analized. Specific symptoms that combines the principle of categorization of the Ours, the Aliens and the Others, subjective conception of their quantitative ratio and tendency to optimism / pessimism is detected.
Скачать PDF

Особенности религиозной категоризации женщин в хиджабе и без него

Погонцева Дарья Викторовна, Кожухарь Галина Сократовна
Статья посвящена проблеме роли внешнего облика в религиозной категоризации Другого (идентификации Другого как представителя определенной конфессии). В работе приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных данной проблеме, результаты проведенного авторами исследования. Исследуется роль внешнего облика в процессе категоризации Другого в целом, а кроме того взаимоотношение с представителями различных конфессий. Приводятся результаты собственного исследования, в котором приняли участие девушки (100 человек в возрасте от 18 до 25 лет), проживающие в Южном федеральном округе. Методы исследования включали ряд авторских опросников, в которых респондентам предлагалось оценить свое отношение к представителям различных религиозных конфессий (модифицированный опросник В.А. Лабунской, А.А. Бзезян «Методика диагностики позитивности-негативности отношения к этническим группам»), отношение к девушкам в хиджабах (традиционный платок в исламе, которым женщины закрывают голову и шею) и без хиджаба, а также категоризировать представленных девушек в соответствии с их религиозными убеждениями (опросник «Диагностика отношения к Другому в зависимости от оформления внешнего облика»). Применялись непараметрические математические процедуры для осуществления сравнительного анализа. Выполненное исследование подтверждает, что внешний облик и его оформление (наличие/отсутствие хиджаба) является одним из пусковых механизмов религиозной категоризации Другого и влияет на формирование отношения к нему (дружелюбного или враждебного). Также делается вывод о необходимости более глубоко изучения данного вопроса в связи с миграционными процессами в России и Европе.
Скачать PDF