КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ это что такое КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ: определение — Психология.НЭС
Категоризация понятий общение и коммуникация КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение:

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ

а) когнитивная организация и систематизация восприятий людей других этнических общностей, обусловленная социально-психологическими закономерностями ценностного восприятия действительности; б) способ классификации других народов и система ориентации, помогающая представителю конкретной нации определить свое место по отношению к ним. Понятие К.э. широко применяется в теориях и исследованиях межнациональных отношений, где изучается отражение в сознании членов различных этнических групп системы свойственных для них межнациональных диспозиций.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности категоризации телесного опыта у детей с разными типами межполушарного взаимодействия

Акимова Ольга Владимировна
Представлены результаты исследования категоризации телесного опыта у детей 8-9 лет с разными типами межполушарного взаимодействия. Обнаружена специфика в структуре и содержании телесного и болевого опыта детей с правополушарным и левополушарным доминированием.
Скачать PDF

Предрассудки, категоризация и дискриминации

Кубякин Евгений Олегович
Я-концепция это осознание того, что мы собой представляем, а групповое определение того, кем вы являетесь, подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь. Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции, а потребность в общественном признании, также может стать причиной формирования предубеждений. Поэтому одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация разбивка различных объектов окру жающего мира по группам.
Скачать PDF

Социальная категоризация: представления об объекте и специфике процесса

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена обзору особенностей процесса социальной категоризации, его объекту и функциям. Освещается специфика использования данного процесса в центральных теориях психологии социального познания.
Скачать PDF

Специфика социальной категоризации молодежи в различных условиях социализации

Аринушкина Наталья Сергеевна
В статье представлен анализ категоризации на «своих» и «чужих» в представлениях учащейся молодежи. В качестве основного рассмотрен механизм принятия и дистанцированности. В статье социальные представления о «своих» и «чужих» рассматриваются как важнейшие показатели сформированности социальной и личностной идентичности молодежи.
Скачать PDF

Возрастные аспекты социальной категоризации

Курышева О.В.
Статья посвящена теоретическому анализу специфики социальной категоризации на основе возрастных признаков. Раскрываются особенности возраста как фундаментальной социальной категории универсальность, доступность, очевидность. Рассматриваются принципы и стратегии социальной категоризации возрастных групп, роль возрастных признаков в групповой идентификации. Теоретические выводы подтверждаются результатами существующих зарубежных исследований.
Скачать PDF

Категоризация социальных групп

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена рассмотрению вопроса категоризации социальных групп. Ключевой вопрос данной статьи заключается в том, существуют ли различия между категоризацией одного человека и группы людей. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу, что данные различия существуют и в их основе лежат те свойства, которыми обладает группа как сложный социальный объект. Основной акцент делается на рассмотрении «целостности» как ключевого свойства социальной группы. Рассмотрев группы, в разной степени обладающие признаком «целостности», автор описывает примерную классификацию социальных групп.
Скачать PDF

Выбор скриптов поведения в процессе категоризации социальных объектов

Сакбаев Ахмет
Изучалась реализация социальных представлений в процессе принятия решений. В исследовании была разработана методика, позволяющая организовать сетевое (а не иерархическое) пространство поиска для выявления стратегий (выборов поведенческих скриптов) в процессе принятия решения относительно социальных объектов. В качестве социальных объектов использовались изображения 8 женских лиц. В предварительном исследовании выявлены имплицитные конструкты относительно данных объектов. Методом двушаговой классификации выделено три категории, надежно дискриминирующие имплицитные конструкты («внешний вид», «литературные предпочтения», «темперамент»). На основании выделенных конструктов составлены вербальные портреты социальных объектов. Испытуемым предлагается найти социальный объект, используя процедуру квеста. Показано, что в процессе социальной категоризации испытуемые руководствуются имплицитными представлениями.
Скачать PDF

Решение задачи категоризации при разных формах категориального прайминга

Койфман А.Я.
В статье рассматривается возможность выделения двух компонентов категориального прайминга по типу отношения между праймом и объектом категоризации. Первый компонент ситуативный и связан с заданными категориями ответа (прайм и объект категоризации требуют одинакового ответа), второй компонент семантический, связан с устойчивыми категориальными структурами семантической памяти (прайм является названием естественной категории объекта). В задаче категоризации объектов из категорий «одежда» и «здания» (категории объекта) по основанию «часть»—«целое» (категории ответа) получен отрицательный категориальный прайминг ответа при отсутствии прайминга объекта. Эффект в разной степени выражен в разных категориях объектов. Результат интерпретируется как подтверждение необходимости различения двух компонентов неосознаваемого категориального прайминга.
Скачать PDF

Влияние предыдущих знаний на открытие правил категоризации и их изменение в процессе использования

Котов Алексей Александрович, Бангура Мариам
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. В основе нашего эксперимента лежит процедура, использованная в эксперименте Э. Висневски и Д. Медина (1994), однако мы давали испытуемым задачу не только создать правило для категоризации рисунков, как в оригинальном эксперименте, но и использовать это правило для категоризации новых рисунков и при этом оценивали, как часто испытуемые будут изменять первоначальное правило и как именно они будут это делать. В исследовании приняли участие 114 студентов из нескольких вузов. Испытуемые попадали в одно из четырех условий. В первом условии испытуемые получали инструкцию, что рисунки были созданы детьми с высокой и низкой креативностью (теоретическая группа). Во втором условии — что рисунки рисовали дети из групп А и В (стандартные группы). Испытуемые в третьей группе получали нерелевантное теоретическое знание. Испытуемые в четвертой группе получали инструкцию, что рисунки рисовали дети из групп А и В, как в стандартной группе, но дополнительно мы давали им пример рисунка ребенка из группы А и из группы В (стандартная группа с примерами). В результате исследования оказалось, что при категоризации на основе подходящих предыдущих знаний (теоретическая группа), в отличие от условий, когда такой основы не было (стандартная группа, группа с нерелевантным знанием и группа с примерами), испытуемые не только открывали более сложные и абстрактные правила, но и потом гораздо чаще изменяли их при последующем использовании, когда категоризовали новые объекты. Еще одним важным открытием в исследовании было то, что после изменений правил категоризации в процессе их использования во всех экспериментальных группах по содержанию эти правила категоризации становились более сложными и абстрактными. Мы обсуждаем результаты исследования как присутствие в категоризации двух этапов — поиска в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.
Скачать PDF

О связи категоризации социального окружения («Своих», «Чуждых», «Иных») с оптимизмом/пессимизмом у р

Донцов Александр, Зеленев Илья
В статье рассматривается связь между эмоциями и особенностями категоризации социального окружения. Проанализированы результаты исследования по материалам репрезентативного опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» по авторской методике. Выявлен характерный симптомокомплекс, объединяющий: принцип категоризации «своих», «чуждых» и «иных»; субъективное представление об их количественном соотношении; склонность к оптимизму/пессимизму.The authors examine connections between emotions and peculiarities of the categorization of social environment. The results of the representative survey conducted by the Public Opinion Foundation based on the authors methodology are analized. Specific symptoms that combines the principle of categorization of the Ours, the Aliens and the Others, subjective conception of their quantitative ratio and tendency to optimism / pessimism is detected.
Скачать PDF

Особенности религиозной категоризации женщин в хиджабе и без него

Погонцева Дарья Викторовна, Кожухарь Галина Сократовна
Статья посвящена проблеме роли внешнего облика в религиозной категоризации Другого (идентификации Другого как представителя определенной конфессии). В работе приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных данной проблеме, результаты проведенного авторами исследования. Исследуется роль внешнего облика в процессе категоризации Другого в целом, а кроме того взаимоотношение с представителями различных конфессий. Приводятся результаты собственного исследования, в котором приняли участие девушки (100 человек в возрасте от 18 до 25 лет), проживающие в Южном федеральном округе. Методы исследования включали ряд авторских опросников, в которых респондентам предлагалось оценить свое отношение к представителям различных религиозных конфессий (модифицированный опросник В.А. Лабунской, А.А. Бзезян «Методика диагностики позитивности-негативности отношения к этническим группам»), отношение к девушкам в хиджабах (традиционный платок в исламе, которым женщины закрывают голову и шею) и без хиджаба, а также категоризировать представленных девушек в соответствии с их религиозными убеждениями (опросник «Диагностика отношения к Другому в зависимости от оформления внешнего облика»). Применялись непараметрические математические процедуры для осуществления сравнительного анализа. Выполненное исследование подтверждает, что внешний облик и его оформление (наличие/отсутствие хиджаба) является одним из пусковых механизмов религиозной категоризации Другого и влияет на формирование отношения к нему (дружелюбного или враждебного). Также делается вывод о необходимости более глубоко изучения данного вопроса в связи с миграционными процессами в России и Европе.
Скачать PDF

Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизац

Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н.
В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий. Представлены категории уровней коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, акмеологической культуры, природных и творческих потенциалов, антиципации, интеграции и дифференциации. Раскрыты категории путей их развития, самореализации, самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации коммуникативной культуры в созидаемых продуктах в самих себе и учащихся будущих бакалаврах, магистрах, специалистах. The article presents the categorization of psychological-acmeological concepts. Considered category, the levels of communicative culture, communicative competence, acmeological culture, nature and creative potential of anticipation, integration, and differentiation. Disclosed category the ways of their development, self-fulfillment, self-improvement, self-correction, the reorganization of communicative culture to build products themselves, and students future bachelors, masters, specialists.
Скачать PDF