КАННИБАЛИЗМ
Каннибализм
(от франц. cannibale — «людоед») — у животных поедание особей своего вида. Выявлен более чем у 1,5 тыс. видов. В большинстве случаев наблюдается при неблагоприятных условиях среды, значительном возрастании численности особей в популяции, недостатке пищевых ресурсов и т. п. К. был свойствен всем предковым видам человека современного, а также и отдельным популяциям Homo sapiens; встречался вплоть до XX в.
КАННИБАЛИЗМ
от фр. cannibale – людоед) – поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытовой К. практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как вызванное исключительно голодовками явление. Религиозный К. сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей. Был основан на убеждении, что сила и др. свойства убитого переходили к поедающему. К., завершающий убийство, – один из крайних видов деструктивного конфликта. Для конфликтологии К. интересен как одна из исторических форм первобытной агрессии человека. К. в биологии – поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, самцы львов – не своих детенышей и др.). Эволюция и причины К. представляют интерес для конфликтологии.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Каннибализм
фр. cannibale) - людоедство у человека. Повидимому, является патологией во всех случаях, если оно не соответствует и не поощряется соответствующими культурными нормами (у племен с первобытной культурой поедание частей тела человека, согласно данным этнопсихологии, каннибализм большей часть мотивирован стремлением заполучить в свое распоряжение какие-то полезные качества – физическую мощь своего врага, его жизненное начало и др., то есть он является в первую очередь магическим обрядом, нежели бывает вызванным потребностью в пище). Факты каннибализма, детерминированные исключительно голоданием, повидимому, очень редки, если они случаются ныне вообще. Так, в заблокированном нацистами двухмиллионном Ленинграде (1941-1943) таких случаев, по свидетельству переживших непередаваемй ужас тех лет очевидцев, зарегистрировано не было. Недавняя громкая история с немецким каннибалом вовсе не была связана с его недоеданием, напротив, материально он был вполне обеспечен. Благодаря ей совершенно неожиданно для судей выяснилось, что каннибализм в Германии и некоторых других благополучных странах уже не является экзотическим феноменом, так как существуют сотни посетителей каннибальских сайтов, так что в некоторой части случаев это явление может быть связано с виртуализицией сознания.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Каннибализм
форма внутривидовых отношений, заключающаяся в поедании особей своего вида.
а) каннибализм у животных наблюдается при воздействии различных стресс-факторов. К ним могут относиться переуплотнение популяции, неблагоприятные условия внешней среды, недостаток пищи и воды. Отмечены случаи, когда каннибализм у грызунов был спровоцирован таким стресс-фактором как резкие звуки (Стишковская, 1997). У домашней птицы к возможным причинам каннибализма относят наличие клещей и других эктопаразитов, состояние подстилки при напольном содержании, присутствие микотоксинов в кормах, резкая смена рациона, подсадка новых особей, дисбаланс рационов по белку, аминокислотам, биологически активным веществам, нарушение энергопротеинового соотношения, повышение температуры, интенсивность освещения (Имангулов, Кавтарашвили, 2002).
В голодные зимы при массовой гибели мелких млекопитающих дикие животные - волки рыси и другие хищники иногда поедают друг друга. Жуки - мучные хрущаки при высокой плотности популяции пожирают свои яйца, сдерживая тем самым рост численности. Известны случаи постоянного, или облигатного каннибализма, возникшего в процессе эволюции как полезное приспособление. Так, самки каракуртов и богомолов поедают самцов после спаривания. Некоторые исследователи объясняют каннибализм у животных пониженным уровнем серотонина в крови. В ряде работ, посвященных изучению каннибализма птицы, была зафиксирована обратная корреляция расклева кур с низким уровнем серотонина (Cheng, Dillworth, Singleton, Chen, Muir, 2001). Польские ученые отметили, что каннибализму обычно предшествуют птерофагия, расклев пальцев у цыплят и взрослой птицы (Имангулов, Кавтарашвили, 2002).
б) поедание человеческого мяса, людоедство. Каннибализм следует отличать от некрофагии. Каннибал, как правило, выбирает себе человека, которого он собирается съесть, пока жертва ещё жива. Некрофаг поедает уже мертвые тела.
Существует несколько форм каннибализма: бытовой, религиозно-магический, сексуальный, символический.
Бытовой каннибализм издавна практиковался для удовлетворения пищевых потребностей человека. С увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное длительным, массовым и тяжёлым голодом явление. Бытовой каннибализм описан у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, Бразилии и проч. В современной истории отмечалось несколько случаев массового каннибализма, например, голод в некоторых регионах СССР в 20-30-е годы. Аналогичные явления зафиксированы в разных странах мира в периоды засух, наводнений и других стихийных бедствий.
Религиозно-магический каннибализм определяется, прежде всего, мистическими мотивами. Он осуществляется в форме поедания различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей - эндоканнибализм. Подобная практика была основана на архаическом убеждении в том, что сила и другие свойства убитого, когда его съедали, переходили к тому, кто его съел. У некоторых народов умерщвлялись и съедались старики, чтобы их душа не умерла вместе с увядающим телом, а продолжала бы жить в их потомках. Рудиментарные проявления религиозно-магического каннибализма сохранились в некоторых обрядах современных мировых религий и поныне, это, в христианстве, например, причащение (вкушение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа).
Отличительной чертой сексуального каннибализма является то, что поедание тела жертвы связывается с получением сексуального удовлетворения. Орнелла Вольта приводит несколько примеров подобного каннибализма. «Жиль Гарнье убил молодую девушку, используя в качестве орудия убийства только свои руки и зубы, и принёс кусок её плоти домой для своей жены. Некая Андреа Бичел убивала маленьких девочек и, как свидетельствуют документы по её делу в суде, говорила: "Когда я вскрывала им грудную клетку, я так возбуждалась, что мне хотелось оторвать кусок их тела и съесть его".»7. Известный сексуальный маньяк Чикатило употреблял человеческое мясо для «лечения» импотенции. При этом съедались исключительно гениталии жертв. Акты каннибализма совершали серийные убийцы Джумагалиев, Головкин и др. Сексуальный каннибализм, таким образом, оказывается неотъемлемой частью некоторых форм извращенного полового акта.
Символический каннибализм связан с «опосредованным» поеданием тела человека. Так, например, это происходило у хондов Индии. В этом племени длительное время существовал обряд meriah – добровольной жертвы, которая покупалась общиной. За несколько дней до жертвоприношения meriah освящался, т.е. отождествлялся с божеством, которому приносилась жертва, а затем опаивался опиумом и удушался. После удушения тело разрезали на куски, каждый из которых давался определенной деревне, после чего он закапывался в землю, где планировалось высаживать семена. Однако, по мнению М. Элиаде, это не меняло суть данного обрядового действия. Урожай, выросший на такой почве, символически содержал тело жертвы. Есть такой урожай – означало есть тело жертвы (Георгиевский, 2005).
Помимо указанных видов антропофагии различают еще корыстные, психопатические, вынужденно-мистические формы каннибализма. В качестве причин каннибализма называют социальные и биохимические факторы. К социальным относят недостаток или снижение пищевых ресурсов, экологические катастрофы и проч. Так, существуют мнение, что переход к каннибализму у племен маори в Новой Зеландии был вызван истреблением страусов Моа. Подобная ситуация привела к дефициту в рационе питания местного населения мяса и спровоцировала людоедство. К биохимическим факторам каннибализма причисляют недостаток серотонина в крови. В 2002 г. на данную тему опубликовано исследование Cedrini, R., Giammanco, M., Milazzo A. под названием «Каннибализм ацтеков и потребление кукурузы: связь с дефицитом серотонина».
а) каннибализм у животных наблюдается при воздействии различных стресс-факторов. К ним могут относиться переуплотнение популяции, неблагоприятные условия внешней среды, недостаток пищи и воды. Отмечены случаи, когда каннибализм у грызунов был спровоцирован таким стресс-фактором как резкие звуки (Стишковская, 1997). У домашней птицы к возможным причинам каннибализма относят наличие клещей и других эктопаразитов, состояние подстилки при напольном содержании, присутствие микотоксинов в кормах, резкая смена рациона, подсадка новых особей, дисбаланс рационов по белку, аминокислотам, биологически активным веществам, нарушение энергопротеинового соотношения, повышение температуры, интенсивность освещения (Имангулов, Кавтарашвили, 2002).
В голодные зимы при массовой гибели мелких млекопитающих дикие животные - волки рыси и другие хищники иногда поедают друг друга. Жуки - мучные хрущаки при высокой плотности популяции пожирают свои яйца, сдерживая тем самым рост численности. Известны случаи постоянного, или облигатного каннибализма, возникшего в процессе эволюции как полезное приспособление. Так, самки каракуртов и богомолов поедают самцов после спаривания. Некоторые исследователи объясняют каннибализм у животных пониженным уровнем серотонина в крови. В ряде работ, посвященных изучению каннибализма птицы, была зафиксирована обратная корреляция расклева кур с низким уровнем серотонина (Cheng, Dillworth, Singleton, Chen, Muir, 2001). Польские ученые отметили, что каннибализму обычно предшествуют птерофагия, расклев пальцев у цыплят и взрослой птицы (Имангулов, Кавтарашвили, 2002).
б) поедание человеческого мяса, людоедство. Каннибализм следует отличать от некрофагии. Каннибал, как правило, выбирает себе человека, которого он собирается съесть, пока жертва ещё жива. Некрофаг поедает уже мертвые тела.
Существует несколько форм каннибализма: бытовой, религиозно-магический, сексуальный, символический.
Бытовой каннибализм издавна практиковался для удовлетворения пищевых потребностей человека. С увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное длительным, массовым и тяжёлым голодом явление. Бытовой каннибализм описан у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, Бразилии и проч. В современной истории отмечалось несколько случаев массового каннибализма, например, голод в некоторых регионах СССР в 20-30-е годы. Аналогичные явления зафиксированы в разных странах мира в периоды засух, наводнений и других стихийных бедствий.
Религиозно-магический каннибализм определяется, прежде всего, мистическими мотивами. Он осуществляется в форме поедания различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей - эндоканнибализм. Подобная практика была основана на архаическом убеждении в том, что сила и другие свойства убитого, когда его съедали, переходили к тому, кто его съел. У некоторых народов умерщвлялись и съедались старики, чтобы их душа не умерла вместе с увядающим телом, а продолжала бы жить в их потомках. Рудиментарные проявления религиозно-магического каннибализма сохранились в некоторых обрядах современных мировых религий и поныне, это, в христианстве, например, причащение (вкушение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа).
Отличительной чертой сексуального каннибализма является то, что поедание тела жертвы связывается с получением сексуального удовлетворения. Орнелла Вольта приводит несколько примеров подобного каннибализма. «Жиль Гарнье убил молодую девушку, используя в качестве орудия убийства только свои руки и зубы, и принёс кусок её плоти домой для своей жены. Некая Андреа Бичел убивала маленьких девочек и, как свидетельствуют документы по её делу в суде, говорила: "Когда я вскрывала им грудную клетку, я так возбуждалась, что мне хотелось оторвать кусок их тела и съесть его".»7. Известный сексуальный маньяк Чикатило употреблял человеческое мясо для «лечения» импотенции. При этом съедались исключительно гениталии жертв. Акты каннибализма совершали серийные убийцы Джумагалиев, Головкин и др. Сексуальный каннибализм, таким образом, оказывается неотъемлемой частью некоторых форм извращенного полового акта.
Символический каннибализм связан с «опосредованным» поеданием тела человека. Так, например, это происходило у хондов Индии. В этом племени длительное время существовал обряд meriah – добровольной жертвы, которая покупалась общиной. За несколько дней до жертвоприношения meriah освящался, т.е. отождествлялся с божеством, которому приносилась жертва, а затем опаивался опиумом и удушался. После удушения тело разрезали на куски, каждый из которых давался определенной деревне, после чего он закапывался в землю, где планировалось высаживать семена. Однако, по мнению М. Элиаде, это не меняло суть данного обрядового действия. Урожай, выросший на такой почве, символически содержал тело жертвы. Есть такой урожай – означало есть тело жертвы (Георгиевский, 2005).
Помимо указанных видов антропофагии различают еще корыстные, психопатические, вынужденно-мистические формы каннибализма. В качестве причин каннибализма называют социальные и биохимические факторы. К социальным относят недостаток или снижение пищевых ресурсов, экологические катастрофы и проч. Так, существуют мнение, что переход к каннибализму у племен маори в Новой Зеландии был вызван истреблением страусов Моа. Подобная ситуация привела к дефициту в рационе питания местного населения мяса и спровоцировала людоедство. К биохимическим факторам каннибализма причисляют недостаток серотонина в крови. В 2002 г. на данную тему опубликовано исследование Cedrini, R., Giammanco, M., Milazzo A. под названием «Каннибализм ацтеков и потребление кукурузы: связь с дефицитом серотонина».
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия