Языковая компетенция ЯЗЫКОВАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ

Языковая личность

Найдено 1 определение:

Языковая личность

англ. linguistic personality) - когнитивно-коммуникативный инвариант, обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения. Предпосылки понятия Я. л. заложены идеями Л. Вайсгербера и др. неогумбольдтианцев о решающей роли языка в формировании картины мира - понимании языка как «промежуточного мира» (Zwischenwelt) между человеком и внеш. миром, когда человек видит мир сквозь призму родного языка. При этом своеобразие личности, к-рое проявляется в процессе усвоения и применения человеком родного языка, всегда ограничено национ. спецификой языковой картины мира. В настоящее время понятие Я. л. активно используется не только в лингвистике, но и в философии, лингвокультурологии, психои социолингвистике, лингводидактике, психологии и др. областях гуманитарного знания. В самом общем виде оно указывает на «национально-специфический тип коммуникатора», на личность, взятую в ее отношении к языку и речи (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов), и, следовательно, соотносимую с опр. этнонацион. культурным контекстом. В нашей стране понятие Я. л. было введено в науч. оборот лингвистом Ю. Н. Карауловым в 1980-е гг. Согласно разработанной им концепции «русской Я. л.», выделяются 3 уровня в структуре Я. л.: вербально-семантический (нулевой) уровень, предполагающий для носителя норм. владение естеств. языком; когнитивный (первый) уровень, связанный с построением «картины мира», переходом от «значения к знанию»; прагматический (высший) уровень, ориентированный на «цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. При этом о Я. л., по мнению Ю. Н. Караулова, можно говорить, начиная с лингвокогнитивного уровня, где появляются возможности проявления индивидуальных предпочтений при выборе и иерархизации концептов, понятий, дескрипторов. На высшем уровне - уровне речевой прагматики Я. л. «…сливается с личностью в самом общем, глобальном социально-психол. смысле…». Т. о., Я. л. трактуется «…как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психич., и социальный, и этический компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс». В пользу этой позиции свидетельствует появление в связи с понятием Я. л. таких заимствованных из сферы психологии понятий, как «коммуникативная потребность» «коммуникативное (речевое) поведение», «коммуникативная (языковая) компетенция» и др. Можно предположить, что человек как Я. л. обладает коммуникативной потребностью, реализующейся в мотивах и целях речевой коммуникации, строит с помощью языка опр. картину мира и осуществляет коммуникативное поведение, создавая и воспринимая разл. тексты - дискурсы, в соответствии с условиями и обстоятельствами О. (Ср. близкие понятия: коммуникативная личность, речевая личность, дискурсивная личность.) В лингвокультурологических исследованиях (В. И. Карасик) выделяется 3 аспекта изучения Я. л., соответствующие трехуровневой модели Я. л. по Ю. Н. Караулову. Ценностный аспект Я. л. содержит общечеловеческие и национально-специфические нормы и ценности, отражающие историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком. Они выражены в «прецедентных текстах», коммуникативных стратегиях вежливости, оценочных значениях слов, представленных в данном культурном контексте и пр. Когнитивный аспект Я. л. связан с языковой категоризацией действительности, проявляющейся в национально-специфической картине мира, что предполагает применение номинативных стратегий. Поведенческий аспект Я. л. определяется специфическим набором речевых характеристик и паралингвистических средств О., указывающих на возрастные, половые, социально-ролевые и др. особенности дискурса в статусном, или бытовом, ситуативном О., к-рые реализуются в соответствующих дискурсивных стратегиях. Понятие «вторичная Я. л.», введенное И. И. Халеевой, представляет собой опр. конкретизацию общего понятия Я. л. применительно к сфере межкультурной коммуникации, а также лингводидактики. Понятие вторичной Я. л. построено на том, что в основе иноязычной коммуникации, характерной для соответствующей лингвокультурной общности, лежит др. картина мира, раскрытие к-рой при обучении иностр. языкам, обеспечивает проявление у учащихся особенностей вторичной Я. л., а следовательно, успешность овладения др. языком и стоящей за ним культурой. Лит.: Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. М., 1993; Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997; Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004; Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989. Г. И. Резницкая
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Языковая модель смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности

Шульмин Максим Петрович
Освещены результаты применения языковой модели смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности, рассматриваются роль языка в когнитивных процессах, актуальность деятельности по самовоспитанию структуры ценностей личности у студенческой молодежи, а также динамика процесса смыслотворчества. Процесс самовоспитания структуры ценностей личности раскрывается через векторы самоорганизации, имеющие позитивную и негативную направленность, содержание которых определяется транскоммуникативной динамикой переживаний личности.
Скачать PDF

Языковая способность в контексте психологии способностей

Воронова Н.Г.
В статье рассмотрены основные понятия психологии способностей: способности, задатки, знания и умения; основания дифференциации, типы и виды, структура и механизмы способностей. В контексте обозначенных психологических представлений рассмотрена языковая способность. Решен вопрос об определении языковой способности: существующие в психолингвистике, лингводидактике и теории языковой личности определения являются аспектуальными, комплексное определение языковой способности возможно в лингвистической персонологии. Определено качественное своеобразие языковой способности индивида, субъекта и личности в его соотнесенности с языком, речью и речевой деятельностью.
Скачать PDF

Личностные особенности студенток с различной структурой самоотношения

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты пилотажного исследования сравнительного анализа личностных особенностей четырех групп студенток, сформированных по доминирующему эмоциональному компоненту самоотношения
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Самораскрытие и психическое здоровье личности

Зинченко Е.В.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты наркозависимых и их взаимосвязь с особенностями личности

Поляк О.Б.
В статье рассматриваются особенности психологической защиты наркозависимых с различной терапевтической мотивацией и взаимосвязь защитных механизмов с их структурой личности. Выявленные показатели в практическом плане предполагают сделать психотерапевтический процесс более целенаправленным, способствуют дальнейшему развитию и уточнению психотерапевтических подходов и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Личностные особенности потребителей туристических услуг

Прасковьин Антон Александрович, Кожурова Оксана Анатольевна
В работе рассматривается проблема изучения личностных особенностей потребителей туристических услуг. Доказывается необходимость изучения психологических типов потребителей, что позволяет не только разделить рынок туристических услуг на сегменты, но и облегчить понимание потребностей потребителя. Описываются результаты проведенного эмпирического исследования, которое позволило выявить три типа личности потребителей туристических услуг на основе их ценностей
Скачать PDF

Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарн

Буравцова Наталия Владимировна
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов педагогов и психологов, специфика психологического пространства личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Скачать PDF

Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Королева Наталья Николаевна
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненных ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личностные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Скачать PDF

Динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженност

Юсман Анна Андреевна
Установлена динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности, а также получен ряд ценностей неизменных под влиянием стресса. Для исследования разработана авторская методика стрессовой нагруженности студентов, на базе «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16