Я УЧЕНИКА
Я УЧЕНИКА
«Я» ВУЧНЯ / «I» («SELF») OF A STUDENT– комплекс представлений и знаний о себе как школьнике. Этот комплекс противоречив. Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны. «Я» ученика может проявиться в гибкости, которая выражается в способности оперативно и соразмерно принимать новые знания о себе, ставить новые личные цели. Противоположна гибкости некоторая жесткость, оцепенелось «Я», которая может быть следствием знаний о себе и их взаимосвязей. Школьное воспитание и обучение побуждает личность к развитию. Образ себя и самодоверие во многом обусловливают поведение ученика и его успехи в классе, которые, в свою очередь, становятся предметом оценки других лиц, в основном учителя. От того, как ученик принял оценочные суждения и изложил их себе, зависят его самооценка, образ себя и самовоспитание. Большое влияние на «Я» ученика оказывает совпадение социальной роли ученика с его собственными установками и требованиями к себе. Для младших школьников самое главное– как их оценивает учитель; для старших школьников– как их оценивают и принимают соученики. Существует различие между развитием «Я» у мальчиков и девочек. У мальчиков доминируют учебно-познавательные и профессионально-ориентированные установки, у девочек– установки, связанные с их привлекательностью. Для многих старшеклассников характерно стремление сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить. Взгляд учителя на ученика, как он о нем думает и как с ним общается, во многом определяет его дальнейшее развитие. Развитию личности старшеклассников способствуют усиление роли собственного «Я», ограничение влияния установок, приобретенных в детстве, некритическое восприятие указаний ближайшего социального окружения.