ВОПРОС УЧЕНИКА

Найдено 1 определение
ВОПРОС УЧЕНИКА
ПЫТАННЕ ВУЧНЯ / STUDENT’S QUESTION (как педагогическая форма ответа)– система эвристического обучения построена на диалоге, в котором ведущей деятельностью ученика выступает его «вопрошающая» деятельность. И в этом случае важнейшей, если не главной, методологической и методической составляющей образовательного процесса становится В. у. В 1957 г. П. В. Копнин писал: «Стремление построить систему науки, в которой бы не находил никакого места вопрос как форма движения познания, порочно в своей основе. Оно основывается на извращенном понимании процесса научного мышления. В действительности вопросы входят в содержание науки». В особенности вопрос должен войти в содержание науки педагогики, образования, найти свое место в образовательном стандарте. Научить школьника задавать вопросы не эпизодически, а системно– вот ключ к формированию познающей, творческой личности, способной выдвигать предположения, строить свой индивидуальный путь. В модели эвристического обучения диалоговый компонент образовательного стандарта составляет основу для взаимодействия личностного и государственного компонентов образования. Это становится возможным благодаря включению В. у. и его производных (доказательства, опровержения и др.) в структуру стандарта. С педагогической точки зрения важно, что всякая творческая деятельность хотя бы в какой-то мере может быть стандартизирована, зафиксирована и в знаниевых, и в деятельностных (по формированию знаний учащимся) «координатах», поскольку она включена в систему сложившихся культурных ценностей, массива знаний, т. е. целостного социального опыта, предназначенного для передачи школьнику системой образования. Дело в том, что в самом вопросе уже заключено определенное знание, предпосылка вопроса, определенный взгляд на явление, которое может быть традиционно оценено. Аристотель отмечал, что то, что мы ищем, по числу равно тому, что мы знаем. Противоречивая сущность вопроса заключена в его антиномичности, в диалектической основе перехода от старого знания к новому. Поэтому если умный вопрос, словами Ф. Бэкона, представляет собой половину знания, то другой его условной половиной является процесс творческой деятельности вопрошающего. Данные две функции вопроса позволяют его рассматривать в качестве педагогической формы его ответа. Включение диалогового компонента в структуру образовательного стандарта выступает одним из механизмов сопряжения системы эвристического обучения с массовой школой. Вопрос учитывает культурные и религиозные особенности учащихся, позволяет им индивидуально осуществлять культуросообразные, внутренне адаптированные для них способы познания действительности.
Типы вопросов. Основными показателями для оценки являются: 1) когнитивные (интенсивные) В. у., направленные на более глубокое изучение нового материала; 2) экстенсивные вопросы, связывающие тему предмета с другими темами и даже предметами; 3) количественная разность между В. у. и встречными вопросами учителя (оргдеятельностные вопросы); 4) креативные (синкретические) вопросы. По сути, синкретический вопрос– это вопрос, направленный вглубь междисциплинарного знания. Эффективно для оценивания деятельностной составляющей творчества учащегося могут использоваться и сама последовательность вопросов учащегося в доказательстве или опровержении им утверждения, составленного учителем, и составленный учеником фрагмент диалога, беседы. Особый интерес для оценивания эвристической творческой деятельности учащегося имеет эмоционально-мотивационный подтекст его вопросов. Например, определенные эмоциональные высказывания в форме вопросов, которые не направлены на получение информации, позволяют оценить опыт эмоционально-ценностного отношения учащегося к действительности. В педагогической литературе опыт эмо ционально-ценностных отношений рассматривается как воспитание у школьника личностных ориентаций и механизмов развития соответствующих качеств: способность дать собственную оценку тем или иным событиям, высказываниям, поведению– своему и других людей; способность осмысленно выйти из ситуации, требующей нравственного выбора, и т. д. Вопрос рождается из эмоции и благодаря эмоции– свое - образного раздражителя психики индивида. И в этом плане вопрошание может рассматриваться как педагогическое средство, способное преодолеть разрыв между знаниевым и творческим компонентами образования, поскольку оно позволяет давать эмоционально-ценностную окраску событиям, рассматривать с нескольких точек зрения проблему, вести дискуссию учащегося с мыслителями прошлого и настоящего.
Функции вопроса. С философско-методологических позиций В. у. гораздо более многогранно характеризует личность, нежели ответ. В вопросе как творческом продукте уже заключена разноракурсная диалогичность– диалогичность между единичным и множественным: знанием и незнанием, человеком и миром, культурой и цивилизацией. В целом понимание сущности вопроса представителями разных профессий можно разделить на две группы. С одной стороны, вопрос рассматривается как инструмент реализации познавательной активности (Аристотель, Ф. Бэкон, Я. Хинтикка, Г. Вригт, Л. Апостель и др.). С другой стороны, вопросу присуща и нравственно-развивающая функция: правильно сформулированный вопрос выступает сознательным обращением к собирающему началу, к логосу, воплощая в жизнь смысл «вечного возвращения» разума к своим основаниям. Задавать вопрос– начинать познавание мира, как писал О. П. Флоренский. Однако функция вопроса не только познавательная, но и нравственно-развивающая. Ведь, как отмечает финский логик Я. Хинтикка, смысл внешних вопрошаний как раз и состоит в том, что правильно поставленные вопросы позволяют осознавать и обнаруживать в глубине нашего логоса те до поры сокрытые структуры, которые соответствуют структурам окружающего мира. Поэтому обучение школьника задавать вопросы, вести эвристический диалог (инициатива в познании нового принадлежит ученику) решает воспитательную проблему образования– развитие духовно-нравственных основ общества и человека в нем, формирование толерантности, терпимости. А. Д. Король

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.