Я-ИДЕАЛ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

я -идеал
Так определяют образец, которого следует добиться. Формирование личности представляет длительный процесс социализации, начинающийся с раннего детства. Посредством идентификации с любимыми и уважаемыми людьми собственного окружения маленький ребенок конструирует свое Я. Таким образом он создает себе тот тип, с которым сравнивается и который изо дня в день становится все богаче.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Я-идеал
термин, используемый в психоанализе в качестве синонима Сверх-Я. Вместе с тем ряд комментаторов теории З. Фрейда считает, что следует различать Сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и Я-и. как результат более поздних идентификаций с гораздо более широким кругом лиц. Я-и. представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться. Е.Е. Соколова ?? ?? ?? ??

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Я-ИДЕАЛ

Термин, первоначально использовавшийся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфическими психическими функциями, включающими в себя построение системы моральных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рассматриваться как функция Я) и, наконец, формирование идеального образа себя.
В настоящее время большинство аналитиков рассматривают Я-идеал как совокупность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают "идеальные концепции Самости' и 'идеализированные качества объектов любви' двумя основными исходными частями Я-идеола. В психологии Самости эти части описываются терминами грандиозная Самость и идеализированный объект (самообъект). Другие авторы подчеркивают, что Я-идеал относится к множеству репрезентантов, дифференцирующихся на протяжении жизни: 1) идеальный: объект- образ почитаемого, идеализированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок- родительский идеал желанного и любимого ребенка, воспринимаемый этим ребенком (позже эта репрезентация становится частью того, 'каким я должен стать'); 3) идеальная Сомость - представление о том, кем 'я хочу быть', о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму агрессивные проявления против Самости;
4) идеальные отношения- репрезентация желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам Я-идеала относятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отношений. Эти различные репрезентации служат 'мерилом' для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со стороны своих визави; они могут также помогать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия.
Первичные аффекты, связанные с функционированием Я-идеола или Сверх-Я, чувствами стыда и вины, нередко перекрывают; тем не менее здесь можно провести определенные различия. Чувство стыда предохраняет интегральный образ Самости, чувство вины - интегрированность объекта. Таким образом, чувство стыда относится в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости - к неспособности видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с 'нападением' на других - нарушением личных норм поведения, основанных на 'идеальных отношениях'.
Репрезентанты Я-идеала основываются на идентификациях - как с идеализированными родителями, так и с прежними образами Самости. Однако в некоторых случаях Я-идеал может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негативная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеалами, ценностями) или частями Я. При усилении такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентичности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже - симптомами деперсонализации.
Хотя Я-идеал формируется в ходе развития Я, при некоторых патологических состояниях обнаруживаются ранние образы, связанные с проявлениями примитивных влечений (фантазии о слиянии, чрезмерные амбиции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование Я-идеала на более поздних стадиях. Такая патология свидетельствует об уязвимости индивида к нарциссической травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов - зависти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предшественников Сверх-Я и архаических форм Я-идеала в патологических состояниях, характеризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смешением желаемого и реальности.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Я-ИДЕАЛ
понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания внутрипсихического образования, оказывающего воздействие на мышление и поведение человека.
   В содержательном отношении трудно провести различие между Я-идеалом и идеалом-Я, поскольку оба понятия оказываются нередко взаимозаменяемыми. В работах З. Фрейда не содержатся какие-либо разъяснения на этот счет. И тем не менее при рассмотрении психических процессов и внутрипсихических конфликтов основатель психоанализа использовал в некоторых работах близкие друг к другу, но все же различные термины – «Я-идеал» (Ichideal) и «идеал-Я» (Idealich).
   Термин «Я-идеал» впервые использовался З. Фрейдом в работе «О нарциссизме» (1914), в которой развитие Я соотносилось с отходом от первичного нарциссизма, а опыт всемогущества – с воплощением Я-идеала. Рассматривая возможность взаимоотношений между сексуальным идеалом и Я-идеалом, основатель психоанализа отмечал, что Я невротика беднеет из-за чрезмерной привязанности к объекту и его неспособности приблизиться к идеалу. Невротик ищет пути возвращения к нарциссизму и избирает себе по нарциссическому типу сексуальный идеал, обладающий недосягаемыми для него качествами. В этом случае может иметь место излечение через любовь, которое невротик предпочитает аналитическому излечению.
   В этой же работе З. Фрейд высказал мысль о нежелательности смешения образования Я-идеала с сублимированием влечений. По его мнению, тот, кто отказывается от своего нарциссизма во имя высокого Я-идеала, не должен благодаря этому успешно сублимировать свои либидозные влечения. Я-идеал требует от человека такого рода сублимирования, хотя и не может вынудить к совершению его. Это означает, что реализация процесса сублимирования не зависит от того, чем этот процесс вызван. По словам З. Фрейда, «именно у невротиков можно найти самые резкие различия в степени развития «Я-идеала» и сублимирования примитивных либидозных влечений».
   Размышления основателя психоанализа о Я-идеале послужили толчком к дальнейшему осмыслению этого феномена. Г. Нюрнберг соотнес идеи З. Фрейда о Я-идеале с идеальным состоянием, в котором свойственное инфантильному периоду развития неорганизованное Я ощущает себя единым целым с Оно. Он исходил из того, что в процессе развития «каждый человек оставляет этот нарциссический идеал, но на самом деле постоянно стремится вернуться к нему, особенно это заметно при некоторых заболеваниях». В случае болезни этот идеал может быть обретен вновь, и тогда, несмотря на свои страдания, пациент чувствует себя «более или менее могущественным и наделенным магическими силами».
   С точки зрения некоторых психоаналитиков, Я-идеал является бессознательным нарциссическим образованием, отличающимся от идеала-Я, который представляет собой, по сути дела, психическую инстанцию Сверх-Я. В плане дальнейшего уточнения различий между ними иногда выдвигаются такие представления, в соответствии с которыми Я-идеал включает в себя вовнутрь направленные садистские и агрессивные тенденции, в то время как идеал-Я или Сверх-Я олицетворяет собой внутрипсихическую инстанцию, свидетельствующую о стремлении человека с совершенствованию.
   Во избежание возможной путаницы К. Хорни ввела в свои психоаналитические построения представление об идеализированном образе, вбирающем в себя психические содержания, ранее описанные З. Фрейдом в терминах Я-идеала, нарциссизма и Сверх-Я. По ее мнению, идеализированный образ заменяет собой реальную уверенность человека в себе и его реальную гордость, которые в случае заболевания оказываются подмененными невротическим, искусственным раздуванием ощущения своей значимости и могущества.
   Связанные с пониманием природы и специфики Я-идеала и идеала-Я терминологические и содержательные тонкости далеко не всегда фиксируются в современной психоаналитической литературе, в результате чего процессы идеализации, самоидеализации, самоотождествления, самовозвеличивания нередко соотносятся исключительно с функциями Сверх-Я.
 
  

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИДЕАЛ-Я
понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую воздействие на поведение индивида. Идеал-Я олицетворяет требования, исходящие как бы из высшего существа в человеке.
   Первые представления З. Фрейда об идеале-Я или «Я-идеале» содержались в его работе «О нарциссизме» (1914), где он высказал мысль о том, что образование идеала является условием вытеснения со стороны Я, возмещением «утерянного нарциссизма детства», когда ребенок был собственным идеалом. Подобно инфантильному идеальное Я обладает всеми ценными совершенствами. В этой же работе З. Фрейд подчеркнул то обстоятельство, что от идеала-Я простирается путь к пониманию психологии масс: «Этот идеал, помимо индивидуального, имеет еще социальную долю, он является также общим идеалом семьи, сословия, нации». Несколько лет спустя данное понимание идеала-Я нашло свое отражение в работе З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), где в контексте рассмотрения отношений между индивидуальной и социальной психологиями он высказал следующие соображения: в том случае, когда человек не может быть доволен своим Я, он все же может найти удовлетворение в идеале-Я; масса людей, имеющих вождя, представляет собой какое-то число индивидов, сделавших своим идеалом-Я один и тот же объект и «вследствие этого в своем Я между собой идентифицировавшихся»; между Я и идеалом-Я могут возникать конфликтные отношения, однако в случаях мании они сливаются между собой.
   В классическом психоанализе идеал-Я имеет несколько значений и выполняет различные функции.
   Идеал-Я – это любовь человека к самому себе; та любовь, которая возникает в детстве и сохраняется на всю жизнь; любовь, связанная с нарциссизмом, то есть с самолюбованием; любовь, сопровождающаяся возникновением идеального образа собственного Я.
   Идеал-Я – это точка отсчета, дающая возможность сравнивать реальное положение человека с тем, каким бы он хотел быть в жизни. Нередко образование этого идеала связано с идеализацией, то есть процессом, сопровождающимся завышенной самооценкой.
   Идеал-Я – это некий наблюдатель за человеком, за его мышлением и поведением. Как таковой он характеризуется двойственностью. С одной стороны, идеал-Я может выступать в качестве особой инстанции, называемой совестью. Благодаря совести человек стремится к свершению добрых поступков. С другой стороны, идеал-Я может играть такую жесткую роль наблюдателя, которая способствует возникновению у человека психического заболевания, связанного с бредом наблюдения. Человеку кажется, что кто-то постоянно следит за ним. Его преследуют внутренние голоса. Он не может освободиться из-под власти всевидящего ока, находящегося в глубинах психики. Больной человек постоянно жалуется на то, что все его мысли известны. В связи с этим З. Фрейд отмечал, что некая сила, воплощенная во внутреннем наблюдателе, следящем за нашими намерениями, узнает и критикует их, действительно существует не только у больных людей, страдающих психическими расстройствами, но и в нормальной жизни каждого человека. Другое дело, что в отличие от нормального проявления этой силы бред наблюдения изображает ее «в первоначальной регрессивной форме, при этом раскрывает ее генезис и основание, – почему больной и восстает против него».
   Идеал-Я – это организующее начало, способствующее объединению людей в группы, сообщества, массы. Вождь, политический лидер, духовный наставник обретают в глазах других людей идеальный образ, которому слепо поклоняются и подчиняются. Этот идеал завораживает многих людей. Он становится идеалом-Я для каждого, кто объединяется в соответствующую группу или массовое движение. Человек как бы отрывается от своего собственного идеала-Я ради обретения нового массового идеала-Я. Социальные чувства как раз и основываются «на идентификации себя с другими на почве одинакового идеала-Я».
   Эти значения и функции идеала-Я тесно взаимосвязаны между собой. Но они могут приобретать самостоятельный характер, придавать личности ту или иную направленность развития.
   Во многих работах З. Фрейда ставился знак равенства между идеалом-Я и Сверх-Я. Часто эти понятия рассматривались им как равноценные, что нашло свое отражение, в частности, в его работе «Я и Оно» (1923), где он писал: в человеке есть высшее существо – «это Идеал-Я или Сверх-Я – репрезентация нашего отношения к родителям».
   В современной психоаналитической литературе некоторые авторы пытаются провести различия между идеалом-Я и Сверх-Я. Идеал-Я соотносится, как правило, с чувствами любви и привязанности, Сверх-Я – с чувствами страха и наказания.
   Отдельные черты и характеристики идеала-Я стали объектом пристального внимания со стороны различных психоаналитиков. Некоторые из них сосредоточили внимание на разработке того или иного аспекта идеала-Я.
   В частности, К. Хорни (1885–1952) подробно рассмотрела значение так называемого идеализированного образа. Человек создает собственный образ, который оказывается оторванным от реальности. Но, будучи таковым, этот образ оказывает воздействие на человека, приводит к реальным изменениям в его жизни.
   Под влиянием идеализированного образа человек приписывает себе различные качества, хотя и не обладает ими. Он может считать себя незаурядной личностью. Воспринимать себя в качестве важной персоны, наделенной красотой, умом, всевозможными добродетелями. На деле же отрыв от реальности способен привести к высокомерию, мании величия и в конечном счете к невротическому заболеванию. В представлении К. Хорни, идеализированный образ может быть рассмотрен в качестве «психоза, вплетенного в ткань невроза».
   Идеализированный образ отличается от подлинных идеалов, служащих ориентиром для развития личности. Он не является целью, к достижению которой стремится человек. Идеализированный образ – это разделяемая человеком идея о самом себе. Идея, которую он абсолютизирует и боготворит. В этом качестве идеализированный образ ведет к отчуждению человека от самого себя, служит питательной почвой для безграничного восхищения собой или болезненного стремления порвать со своим реальным Я ради торжества идеала-Я. Такой идеализированный образ, по убеждению К. Хорни, не способствует внутреннему развитию человека.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
168.67 кб

Идеал как отражение развитости ценностно-смысловой сферы личности

Антоненко Т. Л.
Обосновывается место идеала в ценностно-смысловой сфере личности, как наивысшей ценности, раскрывается сущность идеала, его основные признаки и функции. Показана зависимость идеала от развитости ценностно-смысловой сферы.
Читать PDF
165.26 кб

Нравственный идеал человека российской национальной культуры (на основе анализа философской, культур

Степанова Л. С.
В статье рассматриваются приоритетные для русской культуры духовные традиции, ценностные ориентации, значимые принципы поведения и нравственные качества личности, отраженные в трудах отечественных ученых: педагогов, культурологов
Читать PDF
131.93 кб

Идеал соборности в русской религиозной философии

Луговой В. Н.
Посвящена развитию понятия «соборность» в русской религиозной философии. Начиная рассмотрение со взглядов Хомякова А. С. и заканчивая философами XX века.
Читать PDF
125.17 кб

Идеал соборности в русской религиозной философии XIX-XX веков

Луговой В. Н.
Посвящена анализу развития понятия «соборность» в русской религиозной философии. Первым данное понятие вводит А.С. Хомяков, который и разрабатывает теорию соборности.
Читать PDF
4.43 мб

Идеал женской красоты в Индии (некоторые аспекты проблемы)

Авилова И. К., Лупарева Е. А.
Читать PDF
182.20 кб

Общественный идеал Вл. Соловьёва и кризис современного общества

Демичев И. В., Баранова А. С., Бакаев Р. С.
Читать PDF
250.04 кб

П. С. Гуревич. Возрожденческий идеал человека

И.Г
Читать PDF
265.77 кб

Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности

Марков A.
Читать PDF
356.12 кб

Областнический идеал политики в сфере культуры (опыт реконструкции социально-философского наследия Г

Головинов Александр Викторович
Реконструируются взгляды Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина на проблему политики в сфере культуры.
Читать PDF
203.02 кб

Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания

Гарифуллина Р. С.
В статье раскрыты культурно-антропологические основы духовно-нравственного воспитания, показана специфика онтологии воспитания в отечественной социально-гуманитарной мысли, прослежены традиции нравственного воспитания в отечествен
Читать PDF
65.15 кб

Социальный идеал как предпосылка самоактуализации личности

Петровская М. А.
Социальный идеал рассматривается как мера обращенности социальной динамики в будущее. Прагматизм социальных целей не вызывает необходимость в личностном развитии и не создает побуждения к самоактуализации личности.
Читать PDF
449.09 кб

Технологическая пастораль: американский пасторальный идеал и его архитектурно-пространственная репре

Никифорова Л. В.
Читать PDF
283.90 кб

В. Гор. Идеал и иерархия

Фетисова Т. А.
Читать PDF
202.25 кб

Новый взгляд на старые проблемы (Муравьев Ю. А. Истина - культура - идеал. - М. : «Прометей», 1995.

Кошлев М.И.
Читать PDF
154.84 кб

Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры

Наседкина Юлия Владимировна

Похожие термины:

  • Эго-идеал

    Ego-ideal). Аспект суперэго, содержащий определенные стандарты совершенства, которым ребенка учили родители. Эго-идеалом индивид руководствуется, когда ставит перед собой цели, достижение которых при
  • Эго идеал-в психоанализе

    представление индивида о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер-Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер-Эго, вызывает ч
  • Гендерный идеал

    ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре.
  • Государственный идеал

    идеал общественной, политической жизни в обществе и устроения государства.
  • Идеал

    (от франц. ideal, греч. idea – идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
  • ПЛАТОНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    Нефизическое проявление вещи, воспринимаемое только через рациональное мышление. См. платоническая идея.
  • Идеал современного психиатра

    термин К.Ясперса, обозначает следующие профессиональные требования к врачу-психиатру в современном обществе: 1. научная подготовка в области соматической медицины и психопатологии, а также 2. опре
  • Идеал-сортировка

    Ideal-sort). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая человека, которым он хотел бы быть.
  • ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ

    обобщенный положительный образ человека, на которого стремится стать похожим данный человек. В содержание И.н. входят нравственные нормы, ценности, убеждения и поведения человека, на которого стр