ИЗОЛЯЦИЯ
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Изоляция - как форма жестокого обращения. Запрет ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях - одна из форм психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и как запугивание.
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
1) Обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с др. людьми в условиях космического полета, зимовок, отдаленных экспедиций и т. п. Специально И. рассматривается в клинике нервных и душевных болезней: в случаях поражения слуха, зрения, речевой деятельности - при нарушениях артикуляции, речеобразования и восприятия устной речи.
Систематические экспериментальные исследования влияния И. на личность и организм человека связаны с изучением вопросов подготовки человека к полету в космос. Исследования показали, что И. оказывает сложное воздействие на человека. В экспериментах со "строгой" И. ("выключение" зрения, слуха, осязания с помощью спецтехнических приемов или путем погружения в иммерсионную среду) и И. в замкнутых кабинах малого объема выявлен ряд изменений в состоянии человека: склонность к дремоте, апатия, потеря представлений о времени, расстройства памяти, неспособность к продуктивному мышлению и даже к решению простых задач. В подобных ситуациях наблюдались повышенная раздражительность, иллюзии восприятия и галлюцинации. В результате этих исследований было выдвинуто понятие сенсорного голода, означающего недостаточность в притоке внешних воздействий. И. стали обозначать также терминами "сенсорная депривация", "сенсорная И.". С проблемой И. тесно связана проблема гипокинезии (ограниченной подвижности) в кабинах малого объема.
Анализ экспериментальных данных, изучение опыта полетов человека в самолетах и космических кораблях позволили разработать ряд мероприятий по восполнению дефицита во внешних воздействиях и профилактике реактивных нервно-психических состояний (напр., клаустрофобии - боязни замкнутого пространства). Проблема И. нескольких людей - членов экипажа - изучается психологией групп. См. Космическая психология.
2) Один из выделямых в гештальт-терапии защитных механизмов. Он не входит в 4 основных защитных механизма, описанных Ф. Перлзом, и был введен позже, в процессе разработки гештальт-терапии. По смыслу это механизм, обратный слиянию. При И. граница между человеком и средой, в которой он живет и действует, становится непроницаемой, "ороговевшей". Т. к. в гештальт-терапии придается большое значение взаимодействию со средой, то прекращение обмена психологическим содержанием между средой и индивидом оценивается как невротичное, требующее коррекции. Организм, с одной стороны, перестает получать необходимые для нормального функционирования впечатления извне, становится нечувствительным к среде; с др. стороны - теряет способность активно действовать, выражать свое внутреннее содержание. Изначально И. может возникать как следствие стабильной фрустрации - в итоге человек перестает искать в среде нечто, что ему необходимо, и вообще пресекает мысли и желания, связанные с этим. Что касается отказа от активного проявления себя, действия в среде, то здесь работает распространенная формула "у меня все равно ничего не получится", т. е. действие не происходит вообще, оно изначально фрустрировано. Проработка И. в процессе психотерапии требует умелой работы терапевта, сочетающей в себе одновременную поддержку и фрустрацию пациента, в результате чего он оказывается в ситуации, когда для достижения цели ему необходимо начать взаимодействовать с окружающим миром и И. может нарушиться. (А. А. Корнеев.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Понятие изоляции использовалось З. Фрейдом в статье «Защитные невропсихозы» (1894), где говорилось об отделении представления, вызывающего мучительные переживания, от связанного с ним аффекта. По мере становления и развития психоанализа размышления об изоляции как защите сменились обстоятельным исследованием процессов вытеснения. Однако в 1920-е годы, когда З. Фрейд предложил структурное понимание психики и сосредоточил свое внимание не только на бессознательном Оно, но и на функциях Я и Сверх-Я, он вновь про явил интерес к проблеме изоляции.
В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд обратил внимание на то, что при неврозе навязчивости Я может прибегать к технике изоляции. По его мнению, изоляция относится к моторной сфере и состоит в том, что «после неприятного события так же, как и после значительного, с точки зрения невроза, собственного действия делается пауза, во время которой ничего больше не должно случиться, не должно быть получено никакое восприятие, не выполнено никакое действие». Переживание не забывается, но лишается своего аффекта. Его ассоциативное отношение оказывается подавленным или прерванным, в результате чего само переживание «остается как бы изолированным». Эффект подобной изоляции аналогичен тому, что имеет место при вытеснении с амнезией. Моторная изоляция становится гарантией разрыва связи с мышлением.
В понимании З. Фрейда техника изоляции при неврозе навязчивости напоминает собой нормальный процесс концентрации внимания, используемый человеком для того, чтобы отделить все мешающее целостному восприятию. В нормальном состоянии Я должно совершать изолирующую работу, необходимую для определения направления течения мыслей. При аналитической технике, при использовании метода свободных ассоциаций приходится воспитывать Я, чтобы заставить его на время отказаться от функции изоляции, в других случаях являющейся правильной и необходимой. Психоаналитический опыт свидетельствует о том, что страдающие навязчивостью пациенты особенно трудно выполняют основное психоаналитическое правило, то есть оказываются неспособными к проявлению свободных ассоциаций. Это происходит потому, что при неврозе навязчивых состояний обостряется конфликт между Сверх-Я и Я пациента, в результате чего, как считал З. Фрейд, его Я становится более бдительным, а изоляции – более утонченными. При этом он полагал, что вынужденная концентрация и изоляция страдающего навязчивостью пациента подкрепляется «магическими актами изоляции», которые становятся в качестве симптомов странными, бесполезными, приобретающими характер церемониала, но имеющими важное значение для самого невротика.
Рассматривая изоляцию в качестве защитного механизма, З. Фрейд пришел к выводу, что фактически Я выполняет одну из основных заповедей невроза навязчивости – «табу неприкосновения». В неврозе навязчивости избегание неприкосновения, телесного контакта играет значительную роль, поскольку и то и другое составляет цель как агрессивного, так и эротического овладения объектом. Невроз навязчивости преследует эротическое прикосновение, маскирует агрессивность и делается центром запретительной системы. Изоляция же, по мнению З. Фрей да, является устранением возможного контакта, и «если невротики изолируют при помощи паузы также и впечатление или деятельность, то этим они нам символически говорят, что не хотят допустить ассоциативного прикосновения и в мыслях».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
Ограничение на период заразности контактов инфицированных лиц или животных с другими таким образом, чтобы предотвратить передачу инфекции чувствительным лицам или лицам, которые могут передать эту инфекцию другим. Рекомендации по профилактической изоляции в больницах Центров по контролю и профилактике болезней США (CDC, 1990) в том числе касаются и работы с биологическими жидкостями.
В Руководстве по борьбе с инфекционными болезнями приводится несколько видов изоляции:
А) Строгая изоляция применяется для предотвращения распространения высоко контагиозных и вирулентных возбудителей, которые могут распространяться воздушнокапельным и контактным путем.
Включает изоляцию в отдельной комнате, куда нужно входить в масках, халатах и перчатках. Желательна специальная вытяжная вентиляция помещения под отрицательным давлением по отношению к окружающим помещениям.
Б) Контактная изоляция показана для менее заразных или тяжелых инфекций, болезней или состояний, передающихся в основном при близком или прямом контакте. Отдельное помещение желательно, но возможно пребывание совместно с другими больными той же инфекцией. Посетители пациента должны быть в маске, халате (если возможно загрязнение) и перчатках (если возможно прикосновение к загрязненному материалу).
В) Воздушная изоляция: для предотвращения распространения инфекции на короткие расстояния по воздуху. Показана отдельная палата, возможно, с другими больными с такой же инфекцией. Помимо базовых требований, посещать пациента нужно в маске, халат и перчатки не показаны.
Г) Изоляция при туберкулезе (AFB isolation) необходима для больных с туберкулезом легких, выделяющих возбудителя, или в случаях, когда рентгенографически в легких выявлены признаки активного туберкулеза. Технология включает отдельное помещение со специальной вентиляцией и закрытой дверью. Маска необходима лишь в случае, если пациент кашляет и нет уверенности в том, что он надежно и постоянно прикрывает рот. Для предотвращения контаминации одежды необходимы халаты. Перчатки не показаны.
Д) Изоляция при кишечных инфекциях, передающихся при прямом или косвенном контакте с фекалиями, включает отдельное помещение, если пациент не может самостоятельно следить за гигиеной. Маски не требуются; необходимы халаты, если есть риск загрязнения, а также перчатки, если возможно прикосновение к загрязненному материалу.
Е) Предосторожности при работе с отделяемым/дренажом: для предотвращения распространения инфекции посредством прямого или непрямого контакта с гнойным материалом или дренажом, выведенным из инфицированной области тела. Отдельное помещение и маски не требуются; необходимы халаты, если есть риск загрязнения, и перчатки, если возможно прикосновение к загрязненному материалу.
Ж) Предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями необходимы для предотвращения распространения инфекции посредством прямого или непрямого контакта с зараженной кровью или биологическими жидкостями. В дополнение к основным требованиям необходимо отдельное помещение, если пациент не может самостоятельно следить за гигиеной; маски не требуются. Необходимы халаты, если есть риск загрязнения кровью и биологическими жидкостями, а также перчатки (если возможно прикосновение к крови и биологическим жидкостям). Эти меры должны соблюдаться постоянно, независимо от наличия у больного трансмиссивных кровяных инфекций («стандартные (универсальные) предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями»). Они нацелены на предотвращение контакта медицинских работников с возбудителями, которые передаются парентерально, через слизистые, через поврежденные кожные покровы. Необходимо использовать перчатки, халаты, маски и очки. См. также стандартные меры предосторожности. Cм. также карантин.
1 Chin J., Ed. Control of Communicable Diseases Manual, 17th ed. Washington DC: American Public Health Association, 2000. Примеч. ред. В первом значении в русском языке используется чаще термин «выделение».
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.