ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

эволюция зарождения, становления и развития междисциплинарной отрасли знаний о конфликтах. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода (Анаксимандр, Гераклид, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон, Аврелий Августин и др.). Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в религиозных течениях (христианство, ислам, буддизм). Тема борьбы добра со злом представлена в большинстве произведений культуры и искусства. Исследователями установлено, что и обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.

В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Мыслители-гуманисты высказывали свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира (Ф. Аквинский, Э. Роттердамский, Г. Гроций, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, К. Клаузевиц, Ч. Дарвин и др.). Первые целостные концепции конфликта появились только на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основные из них созданы в зарубежной психологии, социологии и политологии. В истории изучения конфликтов зарубежными психологами выделяются два этапа: начало ХХ в. – 50-е гг. и конец 50-х гг. – начало ХХI в. На первом этапе конфликт изучался в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Фромм), социотропного (У. Макдаугалл), этологического (К. Лоренц), теории групповой динамики (К. Левин), фрустрационно-агрессивного (Д. Доллард, Л. Берковиц), поведенческого (А. Басс, А. Бандура), социометрического (Д. Морено) и интеракционистского (Т. Шибутани) подходов. На втором этапе получили развитие новые направления исследования межличностных конфликтов: теоретико-игровой подход, теория организационных систем и теория переговорного процесса.

В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа: вторая половина XIX в., первая половина XX в. и вторая половина XX в. На первом этапе основное исследование конфликта шло в русле социал-дарвинизма и марксистской теории. В первой половине XX в. наиболее активно разрабатывались функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонса. В последние десятилетия основные социологические исследования шли в рамках теории позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтной модели общества Р. Дарендорфа и общей теории конфликта К. Боулдинга. Политологические исследования конфликта представлены в теориях политических групп (В. Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), теориях политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс) и этнополитических теориях (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд). В современном научном сообществе конфликтологов стало традиционным сверять векторы теоретических и прикладных исследований социальных конфликтов. Примером может служить XVII Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки «Конфликт и порядок» (состоявшийся в октябре 1996 г. в Южной Корее), на котором была представлена широкая палитра подходов, оценок, предложений конфликтологов в отношении понимания, регулирования, разрешения важнейших конфликтных ситуаций и проблем. Свою лепту в развитие конфликтологии вносят и отечественные ученые. См. История отечественной конфликтологии

Что касается различий отечественной и западной И. к., то они состоят в следующем. 1. Исторический аспект. Первые попытки зарубежных ученых теоретически осмыслить место и роль социальных конфликтов в жизни общества относятся ко второй половине ХIХ в. (К. Маркс). В конце ХIХ в. к изучению внутриличностных конфликтов приступил З. Фрейд. В нашей стране научное изучение конфликтов началось только в 20-е гг. ХХ в. 2. Концептуальный аспект. В западной конфликтологии создано более значительное разнообразие теоретических подходов к пониманию конфликтов и объяснению конфликтности общества. 3. Институциональный аспект. Сравнение зарубежной и отечественной И. к. показывает, что, как и в целом вся наша наука, конфликтологические исследования в СССР были более зависимы от господствующей идеологии, чем аналогичные исследования на Западе. Своеобразный «государственный заказ» существовал и у них, однако он заключался в приоритетах направлений исследований, а не в запретах на исследования. 4. Прикладной аспект. Пока отечественная конфликтология проигрывает западной в соотношении теоретических и прикладных исследований. Современная западная конфликтология – это ярко выраженная прикладная наука, которая опирается на солидные фундаментальные исследования. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр крупнейших университетов. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. На разработку теоретических и прикладных программ выделяются значительные средства.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Технологизация социально?{помогающей деятельности: от истории к современности

Коныгина М.Н., Шевердяева М.В.
Скачать PDF

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Использование естественно-исторического наблюдения как способа оздоровления детской психики в период

Газиева Л.Л.
В статье раскрыта одна из сторон феноменов времени: значение наблюдения за эволюционными процессами в природе как механизма компенсации неврозов у детей, взаимодействие мифо-утопических феноменов детского сознания и оздоровительной деятельности педагогов. Материал получен в результате кросскультурного анализа блокадного и постблокадного сознания петербуржцев.
Скачать PDF

Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности»

Ульянова Ирина Валентиновна
В постиндустриальном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость ее изучения не только в философском, психологическом, но и в педагогическом аспектах. Исторический анализ доказывает, что педагоги-гуманисты связывают феномен «смысложизненные ориентации личности» с вопросами самовоспитания, саморазвития учащихся в образовательном процессе.
Скачать PDF

Историко-психологические и юридические предпосылки становления психологической службы в странах СНГ

Казак Тамара Владимировна
Изложены теоретико-методологические положения, на основе которых могут быть углублены и конкретизированы пояснения и юридические предпосылки становления психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ. Рассматривается механизм становления психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ на примере Республики Беларусь.
Скачать PDF

Педагогическое тестирование в образовательном процессе: история и современность

Подопригора Н.Б.
Скачать PDF

Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психол

Варданян А.А.
В статье представлено развитие психологической мысли в России в начале XX в. Проведен анализ исследований отечественных ученых по проблеме наследственности и среды, особенно исследований близнецов.
Скачать PDF

Буркхардт и проблема особенностей исторической психологии итальянского общества в период Возрождения

Шувалов В. И.
В статье рассматривается концепция исторической психологии, нашедшая своё воплощение в наиболее известном труде выдающегося швейцарского исследователя Якоба Буркхардта (1818-1897) Культура Возрождения в Италии (1860). Осмысливаются общие установки, позволившие поновому взглянуть на заявленную проблему, актуализируется сама возможность рассматривать историкопсихологический пласт материала на основе широкого культурноисторического анализа.
Скачать PDF

Психологический анализ исторических предпосылок формирования выученной беспомощности у детей в проце

Курочкин О. Е.
Проблема выученной беспомощности является малоизученной темой. Данная статья посвящена теоретическому анализу и изучению истории репрессивного стиля воспитания, который во многом и определяет формирование выученной беспомощности у ребенка. Здесь раскрывается репрессивная сущность некоторых дидактических и воспитательных приемов: наказание (физическое и моральное), сказка как педагогический прием, религиозная составляющая процесса воспитания.
Скачать PDF

Историография историко-психологических исследований 2-й половины XX в.

Зверева Татьяна Васильевна, Носкова Ольга Геннадьевна
Скачать PDF

Исследования в области истории тестологии

Балуян С.Р.
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!