История мужчин ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

раздел конфликтологической науки, решающий четыре основные задачи: изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов; раскрытие взаимосвязей конфликтологии с др. науками; анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также самих конфликтологов; описание результатов деятельности и личностных особенностей конкретных ученых. В И. о. к. выделяется три периода, каждый из которых включает ряд этапов. I период: до 1924 г. Конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, эпосе, живописи, кино и т. д. В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. II период: 1924–1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук – отраслей конфликтологии. Первая работа отечественных специалистов по данной проблеме «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» была опубликована в 1924 г. (авторы – П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Она носила социолого-правовой характер и была посвящена анализу трудовых конфликтов и споров, а также порядку их разрешения. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода – одиннадцати. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет. Исследования конфликтов в отечественной науке определялось действием следующих основных факторов: степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества; степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества; уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт; разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования конфликта; характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными др. стран. II период в И. о. к. включал четыре основных этапа. Первый этап: 1924–1935 гг. Охватывает первую «волну» исследований, в основном прикладных. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии. В психологии наиболее известны экспериментальные исследования А. Р. Лурия (1926, 1930). Второй этап: 1935–1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом. Третий этап: 1949–1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках. Четвертый этап: 1972–1992 гг. Проводится значительное число прикладных исследований конфликтов на микроуровне функционирования общества: в трудовых и учебных коллективах, семье. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению и по одной – в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. В конце 80-х гг. в связи с обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории нескольких республик СССР проводятся обширные исследования этих новых для отечественной науки социальных конфликтов. На этом этапе разрабатывается системная концепция конфликтов. Она стала одной их первых отечественных общих теорий конфликта. III период: 1992 г. – настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год. Создаются центры и группы по исследованию и регулированию конфликтов. Наиболее сильные научные группы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ростове-на-Дону, Белгороде. В 1993 г. был создан первый отечественный центр по теоретическому и прикладному исследованию конфликтов – Центр конфликтологии Института социологии РАН. В середине 90-х гг. конфликтология, согласно ГОСТу общего и профессионального образования, вошла в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников – социологов, психологов, политологов и др. В 1992 г. авторами был подготовлен междисциплинарный библиографический указатель публикаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников. В 1996 г. количество публикаций по проблеме конфликта почти удвоилось и достигло 2247. В России конфликт изучают представители таких научных дисциплин, как военные науки, география, искусствоведение, исторические науки, математика, медицина, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика. В 2000 г. состоялся 1-й Конгресс конфликтологов, а осенью 2004 г. – 2-й. Сегодня И. о. к. характеризуется завершением стадии формирования в самостоятельную науку.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психол

Варданян А.А.
В статье представлено развитие психологической мысли в России в начале XX в. Проведен анализ исследований отечественных ученых по проблеме наследственности и среды, особенно исследований близнецов.
Скачать PDF

История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии

Носкова Наталья Витальевна
В статье представлены результаты аналитического исследования решения проблемы привязанности в отечественной психологии. В данной статье акцент сделан на работах, выполненных в научной школе М. И. Лисиной. На примере конкретных исследований показаны аспекты изучения привязанности в отечественной детской психологии в русле генезиса общения. Поставлены вопросы и намечены перспективы изучения привязанности в контексте культурно-исторической психологии.
Скачать PDF

Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии

Скачать PDF

История и методология отечественной авиационной психологии

Лысакова Е.Н.
В статье содержится историко-психологический анализ развития отечественной авиационной психологии в период 1912-2012 гг. Автор обосновывает положение о том, что военно-авиационная психология является спецификой и генетической основой авиационной психологии. Формулируется вывод о детерминантах развития авиационной психологии: 1)логика становления отечественной психологической науки; 2)технический прогресс в авиации. Современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.
Скачать PDF

О значении Нового времени в новейшей истории отечественной психологии

Баянова Л.Ф.
The article analyses theoretical principles of Reductionism. According to the article Reductionism is a learning model of human psychic analysis of 17 century. The article reveals certain influence of Reductionism for modern psychology and outlines the system of new research methods Synergetic.
Скачать PDF

Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность

Семенов Игорь Никитович
Одним из инновационных направлений современной психологии является изучение рефлексии. В статье анализируются логика развития и этапы изучения рефлексии в европейской философской и психологической мысли от античности до современности, а также дифференцируются и характеризуются основные научные школы и направления в российской психологии рефлексии. При этом впервые прослежена связь философско$психологических трактовок рефлексии в отечественной психологии с развитием русской литературно$художественной критики ХIХ века, а также показано взаимодействие современной рефлексивной психологии со смежными науками о человеке.
Скачать PDF

История отечественной психологии в программе конференции «Ананьевские чтения - 2014»

Логинова Наталья Анатольевна
В 2014 г. впервые в истории «Ананьевских чтений» в рамках конференции был организован круглый стол, специально посвященный истории психологии. На заседании круглого стола выступили девять участников. В своих докладах они говорили о становлении и взаимоотношениях Петербургской и Московской университетских научных школ, роли их лидеров. Кроме того, освещались такие темы, как формирование советской психологии, значение русской идеалистической психологии, трудности комплексного подхода, место отечественной психологии в мировой науке. Библиогр. 1 назв.
Скачать PDF

Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке

Жовтоножко Виктория Владимировна
В статье проводится эволюционный анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии. Рассмотрение различных подходов к сущности социально-психологического климата позволит психологам выбрать оптимальные методы работы по формированию благоприятного климата в коллективах.
Скачать PDF

Периодизация отечественной истории психологии воли: принципы и критерии построения

Батыршина А.Р.
Скачать PDF

Исторические аспекты проблемы осознания и переживания внутригрупповых взаимоотношений в отечественно

Сильченко И.В.
В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы осознания и переживания межличностных отношений в истории отечественной социальной психологии.
Скачать PDF

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Мазилов Владимир Александрович
Историко-психологическое знание представляет собой важнейшую часть корпуса современного психологического знания. Статья посвящена обсуждению вопросов о первоочередных методологических проблемах истории психологии. Дается анализ основных современных подходов к разработке истории психологии в отечественной науке. Вместе с тем, несмотря на достигнутые впечатляющие результаты, остаются некоторые методологические вопросы историко-психологического познания, которые требуют дополнительного обсуждения. Задача настоящей статьи состоит в детекции некоторых новых методологических вопросов и обсуждении возможных подходов к их решению. Главный тезис настоящей статьи состоит в попытке обоснования того, что история психологии должна не только освещать прошлое, но и заглядывать вперед. Не отвергая ничего из наработок методологов истории психологии, мы пытаемся обнаружить новые грани методологического поиска в данной области. В настоящий момент актуальна разработка проблем в комплексе, что ставит задачу разработки общей методологии психологии, в которой отдельные методологические категории оказались бы соотнесенными в едином смысловом пространстве. Именно в их концептуальном соотнесении видится новый резерв методологических исследований и разработок. Представляется, что когнитивная методология, отвечающая задачам сегодняшнего дня, должна иметь уровневое строение. Это уровневое строение должно отражать не только разнородность самого психологического содержания, но и принципиально различающиеся способы и методы работы на разных уровнях. Утверждается, что современная история психологии могла бы в большей степени использовать интегративный подход, нацеленный на интеграцию психологического знания. Формулируются требования к современной истории психологии. Утверждается, что для адекватной реконструкции истории психологии необходим философский уровень методологии. Прослеживаются следствия, значимые для разработки истории психологии.
Скачать PDF

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ КАТЕГОРИЙ «ВОЛЯ» И «ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПСИХО

Батыршина Альфия Робертовна, Мазилов Владимир Александрович
Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий психологической науки остается актуальным. В статье авторы на основе анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. Трансформация категории «воля» в категории «волевая активность», «сознательная регуляция и/или саморегуляция», «волевая регуляция» не уничтожает автономного положения термина, сохраняя тем самым определенное место в ряду психологических категорий. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания. Анализ современных учебников показывает, что подход к рассмотрению воли как высшей психической функции, обеспечивающей регуляцию действий, психических процессов и состояний в условиях конфликта рашений высшего уровня функционирования человека, а также возможностей более низких уровней (В. А. Иванников, 2014), становится ведущим. Категория «воля» должна остаться в психологии и занять одно из важных мест как одно из понятий, раскрывающих особое состояние саморегуляции, характеризующейся не тем, на что она направлена, а уровнем, на котором она осуществляется (уровень личности).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16